Свящмуч. Іоаннъ Восторговъ — "Что такое соціализмъ и есть ли въ немъ что-либо похожее на Христіанство?" (Въ сокращ.)
"Въ наше время по фабрикамъ и заводамъ среди рабочихъ людей, а по деревнямъ и селеніямъ среди крестьянъ непризванные учители народа особенно усердно распространяютъ такъ называемый Соціализмъ. Распространяется Соціализмъ и особыми дешевенькими книжечками, которыхъ въ послѣдніе дни появилось великое множество. Книжечки этѣ написаны иностранными сочинителями, по большей части изъ евреевъ; наполнены онѣ иностранными словами, малопонятными разсужденія ми, описываютъ иностранную, чуждую намъ жизнь. Къ счастью, книжечки этѣ написаны непонятно, но то, что туманно и неясно написано въ книжечкахъ, дополняютъ словами и рѣчами названные народные учители.
Что же говорятъ и что обѣщаютъ соціалисты?
Всѣ соціалисты (различныхъ направленій)указываютъ на то, что бѣдные люди, рабочіе и крестьяне, часто трудятся до изнеможенія силъ и всё-таки имѣютъ заработка такъ мало, что имъ едва хватаетъ его на пропитаніе, а люди богатые, заводчики и землевладѣльцы, часто ничего не дѣлаютъ, а между тѣмъ получаютъ большіе доходы и живутъ въ роскоши. Это, говорятъ, несправедливо.
Надобно, по ихъ мнѣнію, всё подѣлить и всё сдѣлать общимъ: земли, дома, фабрики, заводы, машины сельскохозяйственныя и фабричныя. Пусть-де каждый трудится по распоряженію и указаніямъ начальства, — не теперешняго начальства, а того, какое выберутъ соціалисты, — и тогда каждый за равный трудъ, будто, получитъ и равную со всѣми долю пищи, питья, одежды и всего необходимаго. Тогда будетъ всё по правдѣ, и люди будутъ счастливы.
Таково, по видимости, ученіе Соціализма. На дѣлѣ же соціалисты приступаютъ къ дѣлежу того, что признаютъ для себя наиболѣе достижимымъ, — грабятъ, совершаютъ экспропріаціи съ насиліями, но больше всего они разжигаютъ корыстность, указываютъ всегда и всюду на людскіе матеріальные недостатки, воспламеняютъ завистливость къ чужому имуществу и сѣютъ среди людей діавольскую ненависть, особенно распаляютъ ненависть бѣдныхъ къ богачамъ. А чтобы люди довѣрчивѣе относились къ соціалистамъ, они указываютъ, будто у первыхъ христіанъ была соціалистическая жизнь и дѣлежка имущества. Многіе довѣрчиво слушаютъ соціалистовъ, и хотя любятъ Христіанство, но и соціалистамъ нерѣдко вѣрятъ. Но такъ ли учитъ Христіанство, какъ Соціализмъ?
Христіанство осуждаетъ злыхъ и неправедныхъ богачей. Христіанство повелѣваетъ господамъ и хозяевамъ оказывать всѣмъ правду и уравненіе по заслугамъ каждаго. Христіанство не только не осуждаетъ, но и восхваляетъ того вѣрующаго, который всё свое имѣніе самъ добровольно продастъ и раздастъ нищимъ. Во многихъ монастыряхъ и теперь монахи имѣютъ всё общее и ничего своего; такъ, напримѣръ, живутъ въ Оптиной Пустыни, у преп. Серафима, въ Геѳсиманскомъ скиту и во множествѣ другихъ. Въ древности то же мы видимъ у первыхъ христіанъ въ Іерусалимѣ, вскорѣ послѣ Вознесенія Спасителя на Небо. Въ книгѣ Дѣяній Апостольскихъ сказано: У множества увѣровавшихъ было одно сердце и одна душа. Всѣ вѣрующіе были вмѣстѣ и имѣли всё общее. И продавали имѣнія и всякую собственность, и раздѣляли всѣмъ, смотря по нуждѣ каждаго (Дѣян. 4:32; 2:44-45). Но вѣдь между этой жизнью христіанской и Соціализмомъ — непроходимая пропасть, такая глубокая пропасть, такая великая разница, что быть одновременно соціалистомъ и Христіаниномъ прямо невозможно...
Христіанство есть Божественная религія; оно учитъ, что есть Богъ, Творецъ міра и человѣка, что человѣкъ въ жизни своей долженъ исполнять волю Божію; человѣкъ нарушилъ эту волю, согрѣшилъ; отъ грѣха его избавилъ Іисусъ Христосъ и человѣку заповѣдалъ заботиться о своей душѣ, хранить её отъ грѣха и готовиться къ Вѣчной жизни на Небѣ съ Богомъ, съ Ангелами и Святыми. Не только общее имущество не сдѣлаетъ грѣшнаго человѣка счастливымъ, но, по слову Спасителя, нѣтъ пользы человѣку, если онъ даже весь міръ пріобрѣтетъ, но повредитъ душѣ своей. Спаситель говоритъ, что ничего нельзя дать человѣку взамѣнъ души его (Мѳ. 16:26-27).
А соціализмъ нагло совсѣмъ отвергаетъ религію, не признаетъ ни Іисуса Христа, ни Церкви. Соціализмъ учитъ, что Бога нѣтъ, души у человѣка нѣтъ, нѣтъ и будущей Вѣчной жизни, что Воскресенія, Суда Божія и жизни души по смерти не будетъ, что нѣтъ ни Ангеловъ, ни Святыхъ, а есть только земля, а у человѣка есть только тѣло, которое надо одѣть, согрѣть и напитать поровну для каждаго. Презирай иной міръ,— говорятъ они о духовномъ мірѣ, —считай его за величайшее безуміе, будь врагомъ религіи, потому что Богъ и религія есть зло. Чтобы соціалисты не говорили, будто мы клевещемъ на нихъ, пусть знаютъ читатели, что это слова ихъ учителей Лассаля, Бебеля, Маркса и др.
Значитъ, кто дѣлается соціалистомъ, тотъ уже отрекается отъ Христа, становится безбожникомъ и врагомъ Христовымъ.
Далѣе: Христіанство говоритъ, что всѣ нестроенія и непорядки въ жизни человѣческой отъ грѣха; надо бороться со грѣхомъ, съ тѣмъ зломъ, которое живетъ внутри человѣка. Христіанство учитъ, что человѣкъ своими силами не побѣдитъ зла, ему нужна помощь Божія, нужна благодать, которую далъ людямъ Іисусъ Христосъ и теперь подаетъ вѣрующимъ чрезъ вѣру, молитву и таинства Св. Церкви. Христіанство говоритъ, что пока человѣкъ грѣшенъ, дотолѣ онъ не можетъ быть вполнѣ счастливъ.
А соціализмъ говоритъ, что грѣха нѣтъ; онъ учитъ, что надо бороться не съ грѣхомъ, а съ богатыми людьми, съ капиталистами, съ землевладѣльцами, да еще съ правителями и начальниками, чтобы заставить ихъ всё подѣлить поровну, и тогда люди будутъ счастливы.
Христосъ говоритъ: Ищите прежде всего царствія Божія и правды его, и сія вся — всѣ блага земныя –приложатся вамъ. Нигдѣ Христосъ не приказывалъ стремиться къ сытости, и когда Ему предложили подѣлить имущество, то Господь не пожелалъ производить этого дѣлежа, сказавши: кто поставилъ Меня судить или дѣлить васъ? Но Соціализмъ не по Христову слову говоритъ, онъ требуетъ прежде всего самыхъ земныхъ благъ, и всё остальное приложится вамъ и будете счастливы.
— Соціализмъ учитъ, что никто не смѣетъ имѣть собственности и что у богатыхъ ихъ имѣнія нужно отнять насильно.
— Христіанинъ добровольно отдаетъ свое, а соціалистъ насильно беретъ чужое.
— Христіанинъ говоритъ своему брату ближнему: по любви моей къ тебѣ пусть всё мое будетъ и твоимъ; соціалистъ же по зависти и ненависти къ богатому говоритъ: я хочу, пусть всё твое будетъ моимъ.
— Христіанинъ исполняетъ слово Христово: лучше отдавать, чѣмъ принимать (Дѣян. 21:35); соціалистъ же, совершенно наоборотъ, только и думаетъ о томъ, чтобы именно принять чужое, завладѣть имъ.
— Христіанинъ твердо помнитъ 10-ю заповѣдь Божію: не пожелай ничего, что принадлежитъ ближнему твоему, а соціалистъ только и мечтаетъ, какъ бы обобрать ближняго...
Для христіанина бѣдность еще не бѣда, не порокъ, не зло, а богатство — не благо, не добродѣтель, не счастье. Для соціалиста же богатство есть тотъ идолъ, которому онъ поклоняется, то благо, о коемъ онъ мечтаетъ, ради котораго онъ готовъ лишить жизни ближняго… Страшно подумать, сколько погибло добрыхъ русскихъ людей отъ рукъ соціалистовъ-революціонеровъ только за послѣднее время. Всѣ бунты, всѣ безпорядки, всѣ ужасы, пережитые нами съ декабря 1905 года, — всё это было дѣломъ рукъ соціалистовъ. И эти люди смѣютъ прикрываться ученіемъ о любви, о братствѣ, о свободѣ, когда ихъ руки запачканы кровію вѣрныхъ слугъ Царя и родного народа, кровью своихъ родныхъ братьевъ — христіанъ.
Христіанство учитъ, что если бы люди и всё имѣніе роздали и подѣлили, всё-таки на землѣ всегда останется неравенство. Даже и на небѣ, въ Вѣчной жизни, будетъ не всё одинаково: иная слава солнцу, иная лунѣ, иная звѣздамъ, и звѣзда отъ звѣзды разнится во славѣ. Такъ и при Воскресеніи мертвыхъ (1 Kop. 15:41-42). Но а Небѣ будетъ каждому указана степень блаженства по всей справедливости праведнымъ судомъ Божіимъ, смотря по заслугамъ каждаго человѣка, а на землѣ, гдѣ живутъ и дѣйствуютъ грѣшные люди, никогда не можетъ быть полной во всёмъ справедливости и равномѣрности въ распредѣленіи всѣхъ благъ земныхъ. И Богъ насильно людей не спасаетъ и не уравниваетъ въ святости: нельзя насильно и грѣшника сдѣлать праведникомъ. Но и помимо грѣховности людей, вообще нельзя всё подѣлить поровну: нельзя, напримѣръ, ни на деньги купить, ни поровну подѣлить молодости, здоровья, способностей, ума, чувства, усердія, чистоты совѣсти, семейнаго счастья и проч. Какъ поравняешь умнаго съ глупымъ, способнаго съ неспособнымъ, лѣнтяя съ трудолюбцемъ, пьяницу съ трезвенникомъ, честнаго съ безчестнымъ?
— Спасайтеся богатые — милостынею, спасайтеся убогіе — терпѣніемъ, спасайтеся всѣ люди — любовію, — такъ учитъ Христіанство, такъ и говорили древніе христіане.
— А соціализмъ, видя счастье людей только на землѣ, отвергая небо, душу и нравственность, всѣ надежды полагаетъ на насиліе и принужденіе. И понятно: не зная Неба, онъ поскорѣе хочетъ воспользоваться землею. “Будемъ ѣсть и пить — всё равно скоро умремъ и всё тѣмъ кончится”,— вотъ какъ разсуждаютъ они.
— Христіанство учитъ, что насиліемъ, завистью и ненавистью нельзя строить доброй и счастливой жизни: нельзя въ грязной водѣ вымыть и сдѣлать бѣлымъ грязное бѣлье, отъ зла не бывать добру; только Богъ можетъ обратить и зло къ добрымъ послѣдствіямъ.
— А соціализмъ учитъ совершенно обратному и обѣщаетъ, что изъ насилія и принужденія выйдетъ равенство и свобода, изъ зависти и ненависти родится любовь и общее счастье.
— Христіанство учитъ, что можно и должно любить свой народъ, свою родину, служить Отечеству и жертвовать для него во имя любви всѣмъ, даже и жизнью своей. Для блага Отечества, для его защиты и порядка нуженъ Царь, нужны власти, нужно воинство. Это такъ же естественно и необходимо, какъ естественно ребенку любить свою семью, а въ семьѣ повиноваться отцу и матери.
— А соціализмъ отвергаетъ всякое Отечество, всякую разницу людей по языку, народности, вѣрѣ и пр. Онъ зоветъ пролетаріевъ всѣхъ странъ соединиться и идти борьбою и войною противъ богачей всѣхъ странъ. Для этого онъ прежде всего желаетъ уничтожить богоданнаго Царя и всѣ власти, уничтожить всѣ христіанскія государства.
Христіанство учитъ, что предъ Богомъ драгоцѣнна каждая отдѣльная душа человѣческая, каждая отдѣльная личность. Спаситель говоритъ: Смотрите, не презирайте ни одного изъ малыхъ сихъ, ибо говорю вамъ, что Ангелы ихъ на небесахъ всегда видятъ лицо Отца Моего Небеснаго. Нѣтъ воли Отца Небеснаго, чтобы погибъ одинъ изъ малыхъ сихъ (Мѳ. 18:10-14).
А соціализмъ говоритъ, что каждый отдѣльный человѣкъ — ничто, онъ имѣетъ значеніе только въ той кучкѣ людей, въ которой онъ поставленъ и въ которой будетъ пользоваться равной долей указаннаго ему труда и указанной части пищи, одежды, жилища и проч. При такомъ условіи ясно, что нѣтъ у человѣка и свободы; какъ рабочая сила, онъ будетъ приставленъ къ своему дѣлу и обратится въ машину; его свобода обратится въ неволю, въ рабство; какъ рабочій скотъ, онъ получитъ свое мѣсто у стойла и свой кормъ.
Отъ такого равенства и отъ такой свободы сохрани, Господи!
Спаситель учитъ: "Сотворите себѣ сокровище неоскудеваемое на небесахъ, гдѣ воръ не приближается и моль не растлѣваетъ".
Счастье соціалистовъ годно только для животныхъ, но не для людей. И такъ какъ грѣховность у людей не уничтожится, а безъ благодати и нравственности исправлять и улучшать грѣховное состояніе людей нельзя и нечѣмъ, то придется и смирять ихъ такъ, какъ скотовъ, т.е. одною силою и ударами.
Вотъ тогда-то и настанетъ вѣкъ, когда люди, какъ звѣри, будутъ бросаться другъ на друга, безжалостно и безпощадно истребляя другъ друга, настанетъ царство злобы и насилія, когда зависть станетъ добродѣтелью, а любовь замѣнится безсердечнымъ расчетомъ. И вмѣсто рая, какой обѣщаютъ соціалисты, на землѣ настанетъ Адъ со всѣми его ужасами...
Останутся болѣзни и смерть; останутся дурныя и злыя страсти у людей. И при богатствѣ, и при сытости люди будутъ отравлять другъ другу жизнь измѣнами, развратомъ, грубостью, побоями, завистью, клеветою. Значитъ, прежде всего и больше всего надо исправить и смягчить душу человѣка, научить его добру, любви и смиренію. Тогда около него всѣмъ будетъ жить спокойно. Но душу и сердце можетъ воспитать и смягчить только благодать Божія, только несеніе бремени Христовыхъ заповѣдей, а не бездушный Соціализмъ, который о душѣ не говоритъ ни слова, а всё вниманіе обращаетъ на сытый желудокъ. И при сытости будетъ несчастенъ.
Поэтому соціализмъ не можетъ выполнить своихъ обѣщаній; вѣрить ему всё равно, что вѣрить врачу, который обѣщаетъ сдѣлать человѣка вѣчно молодымъ, безболѣзненнымъ и безсмертнымъ. Блаженство людямъ даетъ и на землѣ и на небѣ только вѣра въ Бога, знаніе и исполненіе Его воли и закона, благодатная помощь Іисуса Христа во Св. Церкви, чистая совѣсть предъ Богомъ и людьми. При чистой совѣсти спокойна жизнь, спокойна смерть и блаженна Вѣчность. А Соціализмъ есть ученіе богоборное, противное запросамъ человѣческой души и совѣсти. Онъ есть повтореніе древняго, издохшаго язычества, что приравняло людей къ скотамъ и привело ихъ къ гибели, отъ которой и спасъ людей Іисусъ Христосъ.
Быть христіаниномъ и вмѣстѣ быть соціалистомъ невозможно, какъ нельзя въ одно и то же время служить и Богу, и сатанѣ".
Прим.: Ужъ намъ то, прожившимъ сто лѣтъ подъ этимъ дьявольскимъ обманомъ должно быть ясно, аки Божій день, чьи копыта и рога скрываются за этимъ антихристовымъ богоборческимъ ученіемъ. Іудо-большевики и іудо-коммунисты построили отстойный С. С. С. Р.-666Р, это гигантское Пугало-Колоссъ на глиняныхъ ногахъ - державу "проигравшаго Соціализма" и "несостоявшагося Коммунизма"... А цѣной этой международной мошеннической злобной Химеры стали милліоны нашихъ всё профукавшихъ предковъ...
Соціализмъ прежде всего — это учетъ и контроль... Скотъ долженъ быть подсчитанъ, учтенъ и обложенъ налогами и уплатами. Да этого и не скрывали властители. "ТРУДОВОЙ НАРОДЪ" - долженъ знать число своихъ рабовъ. Вся страна должна, просто обязана трудиться на "трудовой народъ"... вѣдь люди только они.
Оставить комментарий