Пришвинъ о баалшевикахъ
19 мая 1917 года: "...не рад этой Революции,
лишившей меня пристанища. Лишили меня запаса ржи и раздали его
безмысленно крестьянам, которые богаче меня... Земля поколебалась, но
этот сад, мной выстраданный, насаженный из деревьев, взятых на небе,
неужели и это есть предмет Революции?" < > Революция села на мель
безденежья и уперлась в одно-единственное чувство злобы к имущим
классам".
1
сентября 1917 года: "Большевики - это люди обреченные, они ищут момента
дружно умереть и в ожидании этого в будничной жизни безчинствуют".
14
сентября 1917 года: "Что же такое эти большевики, которых настоящая
живая Россия всюду проклинает, и все-таки по всей России жизнь
совершается под их давлением, в чем их сила?.. В них есть идейная сила. В
них есть величайшее напряжение воли, которое позволяет им подниматься
высоко, высоко и с презрением смотреть на гибель тысяч своих же родных
людей, на забвение, на какие-то вторые похороны наших родителей, на
опустошение родной страны.
< > Воцарился на земле нашей новый, в
миллион более страшный Наполеон, страшный своей безликостью. Ему нет
имени собственного - он большевик".
26
сентября 1921 года: "Характерно, что во всей советской прессе нет
смеха, иронии, никто даже не подмигнет, не перекинется значительным
взглядом. Словом, у нас не шутят!"
30 октября: "Убрали овес,
готовимся молотить. При уборке овса на поле обнаружено колоссальное
количество мышей - плохой признак, к голоду. Вечером ездил в Подгузово к
Якову Егорову поздравить с праздником - у них Настасьи Пятницы.
Спрашивали меня о перевороте в Петрограде, охали и вздыхали, говоря:
"Плохо без Хозяина, не будет добра". Так говорят крестьяне с самого
начала Революции, указывая, что без Царя - хозяина не может быть на Руси
порядка. И, пожалуй, это правда! Угощали меня - чаем с сахаром (который
у нас же взяли), молоком, хлебом, маслом, яйцами и жареной бараниной.
Вернулся домой уже в полной темноте. В Петроград пока не еду - к
большевикам, сиречь немцам, ехать мне не приходится..."
24
января 1930 года: "Вчера Тарасиха рассказывала о вырождении мужчин в
Москве: будто бы на улицах теперь постоянно видишь мужчину с ребенком на
руках, или катит тележку, словом, мужчина постепенно делается нянькой".
27
мая 1935 года: "После Революции мало-помалу зачахла и вовсе скрылась
женщина увлекательная: во множестве явились женщины рабочие, служащие,
ученые, спортсменки - все серые. Слишком много дела, нет игры, а без
игры нет и женщины увлекательной".
25 октября 1947 года: "Вот еще
где очень плохо: это ученье в новых республиках: никто не хочет учиться
в национальных школах, все лезут в русские".
"Везде и во всем нигилизм, и в нем сейчас сила нашего времени".
"Почему строительством Коммунизма называются стройки каналов и заводов, но не человеческого понимания?"...
К Ленину у Пришвина почтения нет. Весь вождь в одной короткой ленинской фразе: "Выжать интеллигенцию как лимон и выбросить".
1
марта 1918 года: "Единственный человек, который что-нибудь выводит
(логически думает), - это Ленин, его статьи в "Правде" - образцы
логического безумия. Я не знаю, существует ли такая болезнь - логическое
безумие, но летописец русский не назовет наше время другим именем".
Запись 1936 года:
"Ведь нужна же наконец философия, не остановилась же она на 18 томах Ленина (какая это философия!)".
Запись
1952 года: "Ленин был не мыслитель, а революционный делец". < >
Вдруг понял Ленина: он сектант, один из обыкновенных русских сектантов,
коих я на своем веку повидал предостаточно"...
Впервые
в дневнике Сталин возникает 31 июля 1926 года: "Читал "Известия", с
большим трудом одолел огромную статью Сталина и не нашел в ней ничего
свободного, бездарен и честен, как чурбан".
16 июня 1934 года:
"Гаражи все на один лад, везде пьянство и ничего нет: какая-нибудь
иголка для вентиля понадобится, так бегают, бегают... Но если приедет
кто-нибудь со стороны и умеючи подойдет, то для него все явится: если
это шина, то сейчас же с казенной новой машины снимут шину... Утром в
гараж все запаздывают после выпивки, и начинается разговор о том-сем,
потом начинают искать чего-нибудь: непременно у каждого чего-нибудь не
хватает".
Пришвин видел, как строился Уралмаш, куда поехал в
надежде набрать материал для книги. Книги не получилось. Картины
строительства страшные, угнетающие. Безпорядок, неорганизованность, все
тянули на жилах. Он делает запись: "Я так оглушен окаянной жизнью
Свердловска, что потерял способность отдавать себе в виденном отчет...
не с чем сравнить этот ужас..."
15 ноября 1932 года: "О пятилетке нет
больше лозунгов: не удалась. Общее уныние. "Если теперь, - сказал N, -
стать далеко и смотреть так, что все наше строительство провалилось, то
причина этого будет в чрезмерном, подавляющем всякое личное творчество
развитии бюрократии".
Запись 1932 года:
"Что меня теперь больше
всего останавливает в этом русском народе - это молчание на людях,
отделенное несогласием людей. Вчера вот Иван Митрич так умно и горячо
говорил мне против тиранов, сегодня на сходе он молчит. Спросишь,
оправдывается: "Нишь можно на людях?" < > ...существует ли
общественное мнение? Оно - в молчании и анекдотах; во всяком случае, это
не сила, на которую можно опираться, пользоваться, рассчитывать; это
сила, подобная сну: видел сон и забыл".
27 марта 1930 года: "В
Бобошине Еремин - бедняк держал всю деревню в страхе. Первое, конечно,
что бедняк и у него особенные права. В последние дни страх в народе
дошел до невозможного. Довольно было, чтобы на улице показался
какой-нибудь неизвестный человек с папкой в руке, чтобы бабы бросались
прятать добро, а если нечего прятать, то с болезненным чувством ожидать
какой-нибудь кары".
20 июля 1937 года: "Президиум Верховного Совета: ни одного интеллигентно-осмысленного лица, всё как результат нигилизма..."
Прим.: До сихъ поръ насъ кормятъ байками о томъ, что вся страна ужасно радовалась уходу Царя и персонально Монархіи... Большевизмъ же принятъ повсюду на урряя, въ ликованіи. Всѣ факты говорятъ объ обратномъ.
Оставить комментарий