Что ж, написал. И вот что
получилось. На первых же страницах романа покоробила подловатость натуры
Павки – он подсыпал махорки в тесто для куличей, которое затеяла перед
Пасхой матушка отца Василия. Он, Павка, ещё бы толчёного стекла туда
сыпанул, совсем по-революционному было б. За этот геройский поступок
Павку погнали из школы. Тогда-то и выработался его мстительный характер,
он поклялся: «Никому не прощу своих обид! Не забуду, не прощу!»
Павка
вообще не терпел поповского сословия. Попы у него руководят
антисоветскими восстаниями. Отец Василий почему-то оказывается во главе
эсэровского комитета, хотя из истории известно, что эсэры были
стопроцентные атеисты. Павка, когда победила большевистская революция,
выгнал из дома поповскую семью и разметил в нём райком. Отомстил.
Молодец. Где бедовали батюшка с семьёй – не сообщается.
Не терпит
Павка и обыкновенного семейного счастья. Уже после гражданской войны он
отдыхает в санатории в Евпатории. Получает письмо от матери, она пишет,
что там, в Крыму, живёт её старинная знакомая Альбина Кюцам. Мать
спрашивает: не мог бы Павлуша навестить её? И Павка решает провести у
этих самых Кюцам недельку. Является к ним. Обычная семья: отец, мать,
две дочери – Лиля и Тая, и сын Георгий. Островский пишет: «Семья Кюцам
радушно приняла Корчагина». Чем же ответил Павка на радушие? Ему сразу
не понравился старик Кюцам – хмурый какой-то. А Лиля просветила гостя:
папаша страшный деспот, убивает всякую инициативу и малейшее проявление
воли. Какую же инициативу убивает папаша? Какую волю давит? Позже
выясняется: запрещает Леле беспорядочные половые связи, что было модно в
первые послереволюционные годы. Читаем:
«Кюцам сосредоточенно размешивал сахар в стакане и зло поглядывал поверх очков на сидящего перед ним гостя.
— Семейные законы теперешние осуждаю, — говорил он. — Захотел — женился, а захотел — разженился. Полная свобода.
Старик поперхнулся и закашлялся. Отдышавшись, показал на Лелю:
—
Вот со своим хахалем сошлась, не спросясь, и разошлась, не спрашивая. А
теперь, извольте радоваться, корми ее и чьего-то ребенка. Безобразие!»
А
ведь прав старик Кюцам. Но Павка, он же человек передового общества,
потому у него другие представления о семейной жизни: «Ночью Павел долго
думал о семье Кюцам. Случайно занесенный сюда, он невольно становился
участником семейной драмы. Он думал над тем, как помочь матери и дочерям
выбраться из этой кабалы… Выход был один: расколоть семью — матери и
дочерям уйти навсегда от старика...».
Ничего себе революционер!
Побыл в семье, которая его приняла доброжелательно и радушно, два дня, и
сразу же определил: надо её расколоть! И вбил первый клин: переспал с
Таей. А ведь незадолго до этого, ещё в Киеве, он сурово осудил одного
ловеласа, некоего Файло, который похвалялся: «Можешь меня поздравить: я
вчера обработал Коротаеву». Реакция Павки была мгновенной: «Корчагин
схватил дубовый табурет и одним ударом свалил Файло на землю». Павку
потому и отправили в санаторий в Евпаторию, что он сильно переволновался
от этого случая. Ну, а когда ему подвернулась безропотная Тая, он тут
же её обработал.
Но что дальше? А дальше Павке надо было уезжать в Харьков, и он покидает Кюцамов, не доведя революцию до конца.
В
Харькове Павка попытался устроиться на работу. У него там были
приятели, обещали помочь. Правда, выразили сомнение: а сможет ли он,
больной, чем-то заниматься. Павка сильно обиделся: «Пока у меня здесь
стучит сердце, — и он с силой притянул руку Акима к своей груди, меня от
партии не оторвать».
Ну, раз стучит… Устроил его Аким в
секретную часть секретариата ЦК. Чем Павка там занимался и что такое
секретная часть – в романе не раскрывается. Секрет. Но что-то в этой
самой части у Павки не заладилось – пришлось уйти. И тогда братишка Аким
направил его в редакцию газеты с целью «проверить возможность его
использования на литературном фронте». Да, только так: всюду фронт...
Дали
ему несколько заданий. Он добросовестно писал статьи, заметки. К
сожалению, трёх лет начальной школы оказалось недостаточно для побед на
газетном фронте. Старая подпольщица прямо ему сказала... Обиделся он. Не
оценили его большевистское старание. И отправился в Крым довершать
начатую там революцию в семье.
Итак, Павка снова у Кюцамов. И такое с
его появлением поднялось! «Старик, узнав о его приезде, взбесился и
поднял в доме невероятную бучу. На Корчагина, само собой, легло
руководство сопротивлением. Старик неожиданно встретил энергичный отпор
со стороны дочерей и жены, и с первого же дня второго приезда Корчагина
дом разделился на две половины, враждебные и ненавистные друг другу».
Представляете,
жили спокойно люди, пусть не всегда ладили друг с другом, пусть жизнь
их убога и сера, но было спокойно. Но вот вихрем враждебным врывается
ррррреволюционер – и тут же среди членов семьи вспыхивают вражда и
ненависть. Старик Кюцам, возможно, не подарок. Возможно, у него тяжёлый
характер. К тому же Маркса не читал, также как и Ленина. Можно сказать,
старорежимного воспитания человек. Но какие-то моральные принципы у
старика Кюцама были. К тому же старик Кюцам кормилец, тянул на себе на
себе всю семью. Работал старик в кооперативе по 12 часов, да ещё на дом
брал заказы – он был хорошим сапожником и столяром. Изготовить стул или
стол бесшумно невозможно – строгал, пилил, подгонял детали. А Павка был
уверен: старик намеренно зудит пилой, чтобы помешать ему изучать
«Капитал» Маркса. Тае он изложил план действий: «Раз уж я в эту драку
влез, будем доводить ее до конца. И у тебя и у меня личная жизнь сейчас
безрадостна. Я решил запалить ее пожаром».
Скажите, это нормальный человек?
Чтобы
создать старику Кюцаму невыносимую жизнь, Павка собирал у себя ночами
таких же бездельников как и сам. «Стала появляться у Корчагина молодежь.
Тесновато становилось иногда в маленькой комнатке. Словно гул пчелиного
роя доносился к старику. Пели дружным хором». Напоминает спевку
активистов домкома из фильма «Собачьего сердца».
Старику Кюцаму
не давали спать, а ему «сранья» на работу. На тяжёлый труд. И брёл он,
несчастный, не выспавшийся. Злым возвращался домой. А Павка весь день
валяется на кровати с «Капиталом», прерываясь иногда на любовные утехи с
Таей.
Вскоре Павка решил, что пожар в семье уже достаточно занялся –
пора сваливать. И, захватив с собой Таю, поехал в Харьков. При этом
честно предупредил любовницу: если что – разбегаемся без всяких
обязательств. Тая безропотно соглашается.
Для Павки семья – это
вообще что-то подозрительное. Брат Артём женился. Его семейная жизнь
произвела на Павку тягостное впечатление: «Какая нелёгкая затянула сюда
Артема? Теперь ему до смерти не выбраться. Будет Стёша рожать каждый
год. Закопается, как жук в навозе. Ещё, чего доброго, депо бросит...А я
было думал в политическую жизнь втянуть его».
Да это же счастье:
большая семья! Счастье – родительская любовь. Счастье – семейная жизнь.
Лишён Павка всего этого. Для него другие святыни – Партия прежде
всего...
В рассказе Пантелеймона Романова «Ветка черемухи»,
написанном в те же 30-е годы, размышления: «У нас принято относиться с
каким-то молодеческим пренебрежением ко всему красивому, ко всякой
опрятности и аккуратности как в одежде, так и в помещении, в котором
живёшь. В общежитии у нас везде грязь, сор, безпорядок, смятые постели.
На подоконниках - окурки, перегородки из фанеры, на которой мотаются
изодранные плакаты, объявления о собраниях. И никто из нас не пытается
украсить наше жилище». И об отношениях между студентами: «Все девушки и
наши товарищи-мужчины держат себя так, как будто боятся, чтобы их не
заподозрили в изяществе и благородстве манер. Говорят нарочито
развязным, грубым тоном, с хлопаньем по спине. И слова выбирают наиболее
грубые... Любви у нас нет, у нас есть только половые отношения, потому
что любовь презрительно относится у нас к области «психологии», а право
на существование у нас имеет только одна физиология».
Очень похоже на Павкины отношения к женскому полу.
Теперь
о строительстве узкоколейки. В Советское время этот эпизод из романа
подавался как высшее проявление героизма. Но что было на самом деле?
Летом где-то под Киевом нарубили дров. И забыли про них. Непонятно,
почему нельзя было вывезти дрова в тёплое приятное время года? Почему
дотянули до момента, когда белые мухи закружились? В романе, правда,
назван виновник – председатель железнодорожного профсоюзного комитета.
Судя по описанию, это премерзкий тип: во-первых, лысый, во-вторых,
«перебирает проворными пальцами кипу бумаг», в-третьих, у него
«маленький ротик с обиженной складкой губ», в-четвертых, «вытирает
клетчатым платком полированную макушку, а потом долго не может попасть
рукой в карман». Ну, ясно же, что контра. Вредитель чистой воды.
Лысому
на заседании губисполкома задают вопрос в лоб: «Что вы сделали для
доставки дров?» И вот тут внимание! Вредитель и контра даёт ответ: «Я
трижды сообщал в правление дороги».
Казалось бы, надо разобраться,
почему на эти сообщения не было никакой реакции? Вместо этого член
губисполкома, слесарь и старый большевик Токарев «кольнул лысого
враждебным взглядом: «Вы что же, нас за дураков считаете?»
Если б
лысый был смелым человеком, то он должен был ответить: да, считаю вас
за дураков! Вас трижды предупреждали, что пора вывозить дрова, а вы,
вместо того, чтобы энергично взяться за дело в тёплое время года,
погрязли в своих партсобраниях и партучёбе и упустили момент. Но
осмелься он на такое – подписал бы себе смертный приговор. Жухрай пишет
записку председательствующему: «Я думаю, этого человека надо проверить
поглубже: здесь не простое неумение работать. Давай прекратим разговоры с
ним и приступим к делу».
И вот дураки приступают к делу. Они
посылают на прорыв других дураков, в том числе и Павку Корчагина. Жуть,
что им пришлось пережить. Вот картинка: «Одиноко среди леса ютилась
маленькая станция. От каменной товарной платформы в лес уходила полоса
разрыхленной земли. Муравьями облепили ее люди. Противно чавкала под
сапогами липкая глина. Люди яростно копались у насыпи. Глухо лязгали
ломы, скребли камень лопаты. А дождь сеял, как сквозь мелкое сито, и
холодные капли проникали сквозь одежду. Дождь смывал труд людей. Густой
кашицей сползала глина с насыпи».
Герои, конечно. Но герои по
милости дураков. И терпели страшные лишения опять же по милости дураков.
Вот пример: жили несчастные дорогостроители в здании маленькой станции –
без окон, без дверей. Холод такой, что по утрам Павка не мог отодрать
волосы от пола – примерзали. Правда, непонятно, почему не сообразили
разводить на ночь костры – дров-то было у них немерено. Уже когда
заканчивали узкоколейку, Жухрай прислал для жилья четыре спальных
вагона. В них были печки, а значит тепло. Да и жизнь в вагоне
несравненно комфортнее, нежели на соломе в каменном продуваемом здании.
Но непонятно: что мешало Жухраю пригнать эти в вагоны с самого начала
строительства? Чтоб не мучился его младший друг. Да потому что дурак он,
этот матрос Жухрай.
Дураки отличаются ещё тем, что за их глупости
расплачиваются другие - доблестные герои остановили скорый поезд,
высадили пассажиров, вручили им лопаты: а ну, буржуазия, работай на
благо рабочего класса! Но если дрова не вывезли одни, то причём здесь
пассажиры скорого поезда? Почему они должны расхлёбывать дурость
партийцев?
А Жухрай, между тем, для Павки учитель жизни. Вот чему он учил своего молодого товарища:
–
Я, братишка, в детстве тоже был вот вроде тебя. Не знал, куда силенки
девать, выпирала из меня наружу непокорная натура. Жил в бедности.
Глядишь, бывало, на сытых да наряженных господских сыночков, и ненависть
охватывает. Бил я их частенько беспощадно, но ничего из этого не
получалось. Биться в одиночку — жизни не перевернуть. У тебя, Павлуша,
все есть, чтобы быть хорошим бойцом за рабочее дело, только вот молод
очень и понятие о классовой борьбе очень слабое имеешь. Я тебе,
братишка, расскажу про настоящую дорогу, потому что знаю: будет из тебя
толк. Тихоньких да примазанных не терплю. Теперь на всей земле пожар
начался. Восстали рабы и старую жизнь должны пустить на дно. Но для
этого нужна братва отважная, не маменькины сынки, а народ крепкой
породы, который перед дракой не лезет в щели, как таракан от света, а
бьет без пощады.
Он с силой ударил кулаком по столу».
Для
дураков самая радость – раздуть пожар, а что результат этого геройства
братвы остаётся только пожарище это дело десятое. Павка истово следовал
заветам Жухрая. Крушил, ломал, убивал. Раздувал пожар. Ведь, если
призадуматься: а что полезного Павка сделал за свою жизнь? Закончил три
класса школы. Потом работал в буфете – топил печь, мыл посуду. Не
подвиг. Это судьба многих мальчиков в те времена. Потом брат Артём
устроил его подручным кочегара на электростанцию. Там он и познакомился с
Жухраем. Кочегар – это профессия, которая не требует интеллекта. Потом
Павка полгода был подручным у электромон тёра.
А потом Геволюция!
И понеслось! Тут уж Павке не до работы. Как написано в романе: «Носился
по родной стране Павел Корчагин на тачанке, на орудийном передке, на
серой, с отрубленным ухом лошадке. Возмужал, окреп. Вырастал в
страданиях и невзгодах».
Война закончилась. Подался Павел в Киев.
Нашёл там Жухрая, который в ЧК боролся с внутренней Контрой. Тот взял
младшего товарища к себе: «Будем с тобой Контру душить». Подробности,
как душили контру, в книге опущены, но видимо, удушение контры было
столь кровавым, что даже железные нервы Корчагина не выдержали – ушёл:
«Нервная обстановка в ЧК сказалась на здоровье Павла. Участились
контузионные боли. Наконец после двух безсонных ночей, когда пытали
контрреволюцион- ную сволочь, он потерял сознание». И обратился к Жухраю
с просьбой отпустить его.
Потянулся Павка в знаниям, зачастил в
городскую библиотеку: «Среди старых книг Корчагин нашел роман «Спартак».
Осилив его в две ночи, Павел перенес книгу в шкаф и поставил рядом со
стопкой книг М.Горько го». То есть Толстой, Тургенев, Лермонтов,
Шекспир, Гомер, Сервантес, Диккенс… Это всё хлам! А вот «Капитал»,
«Спартак» и «Враги» Горького – самое оно для поднятия революционного
духа. Кстати, о «Капитале» - он постоянно упоминается в романе. Павка не
расстаётся с этим огромным томом, как свободная минута – он тут же
раскрывает Маркса. От изучения классика закалялся его революционный дух,
да и крыша, видно, поехала.
Возвращается Павка в Киев. Опять
комсомольская работа – а чем ему ещё заниматься? Ведь профессии у него
нет, не в кочегары же идти. А на комсомольской работе и знать ничего не
надо, шпарь партийные лозунги. Ну, а дальше: санаторий в Евпатории,
начало Революции в семье Кюцам, попытка стать журналистом, возвращение в
Крым, чтобы довести Революцию в семье Кюцам до конца. Развалил семью,
уезжает оттуда, прихватив как приз Таю...
Вот такая бестолковая
безсмысленная судьба. К главному герою возникает не восхищение, не
желание подражать ему, а жалость: как же бездарно он промотал свою
короткую жизнь. Недалёкий, необразован- ный, безкультурный пролетарий,
упёртый, а взялся устанавливать новый порядок – будущее всего
человечества. Если же кто не соглашался с ним, с его идеями, того в
расход. Впечатление, что это помесь Шарикова со Швондером.
Конечно,
нельзя забыть о финале: Павка стал инвалидом. Он слепнет, у него
отнимаются ноги, а потом его поражает полный паралич. И тогда он
принимается писать книгу. Ясно, что прообраз Корчагина – это сам автор
романа Николай Островский.
Самые известные слова из «Как закалялась
сталь»: «Жизнь даётся один раз, и прожить её надо так, чтобы не было
мучительно больно за бесцельно прожитые годы…». Эту мысль автор утянул у
Чехова из повести «Записки неизвестного человека».
Оставить комментарий