Поученіе свят. Игнатія Брянчанинова о молитвенномъ правилѣ

 

"Господь, ​заповѣдавшій​ уединенную молитву, очень часто Самъ, во время Своего ​земнаго​ странствованія, какъ повѣствуетъ Евангеліе, пребывалъ въ ней. Онъ не имѣлъ гдѣ главу подклонить: и потому часто замѣняли для него безмолвную, спокойную ​келлію​ ​безмолвныя​ вершины горъ и ​тѣнистые​ виноградники.

Темнота ночи закрываетъ предметы отъ любопытныхъ взоровъ, тишина безмолвія не развлекаетъ слуха. Въ безмолвіи и ночью можно молиться внимательнѣе. Господь избиралъ для молитвы Своей преимущественное уединеніе и ночь, избиралъ ихъ съ ​тѣмъ​, чтобы мы не только повиновались Его заповѣди о молитвѣ, но и слѣдовали Его примѣру. Для ​Самого​ Господа нужна ли была молитва? Пребывая, какъ человѣкъ, съ нами на Землѣ, Онъ, какъ Богъ, неразлучно былъ съ Отцомъ и Духомъ, имѣлъ съ Ними единую Божественную волю и Божественную власть.

«Войдя въ комнату твою, и, затворивъ дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайнѣ». Пусть о молитвѣ твоей не знаетъ никто: ни другъ твой, ни родственникъ, ни само тщеславіе, сожительствующее сердцу твоему и подстрекающее высказать кому-нибудь о молитвенномъ подвигѣ твоемъ, намекнуть о ​нем​ъ.

Затвори двери ​келліи​ твоей отъ людей приходящихъ для пустословія, для похищенія у тебя молитвы; затвори двери ума отъ постороннихъ помышленій, ​которыя​ предстанутъ, чтобы отвлечь тебя отъ молитвы; затвори двери сердца отъ ощущеній грѣховныхъ, ​которыя​ будутъ покушаться смутить и осквернить тебя, и помолись.

Не дерзни приносить Богу ​многоглагольныхъ​ и краснорѣчивыхъ молитвъ, тобой сочиненныхъ, какъ бы ​они​ не казались тебѣ сильны и трогательны: ​они​ — произведеніе падшаго разума и, будучи жертвой оскверненной, не могутъ быть приняты на духовный жертвенникъ Божій. А ты, любуясь изящными выраженіями сочиненныхъ тобою молитвъ и признавая утонченное дѣйствіе тщеславія и сладострастія за утѣшеніе совѣсти, и даже благодати, увлечешься далеко отъ молитвы; увлечешься далеко отъ молитвы въ то самое время, когда тебѣ будетъ представляться, что ты молишься обильно и уже достигъ нѣкоторой степени богоугожденія.

Душа, начинающая путь Божій, погружена въ глубокое ​невѣденіе​ всего Божественнаго и духовнаго, хотя бы она была и богата мудростію этого ​міра​. По причинѣ невѣдѣнія она не знаетъ, какъ и сколько надо ей молиться. Для вспомоществованія младенчествующей душѣ Святая Церковь установила ​молитвенныя​ правила.

Молитвенное правило ​есть​ собраніе нѣсколькихъ молитвъ, сочиненныхъ Боговдохновенными Святыми Отцами, приспособленное къ извѣстному обстоятельству и времени.
Цѣль правила — доставить душѣ недостающее ей количество ​молитвенныхъ​ мыслей и чувствъ, притомъ мыслей и чувствъ правильныхъ, святыхъ, истинно богоугодныхъ. Такими мыслями и чувствами наполнены ​благодатныя​ молитвы Святыхъ Отцовъ.

Правило! Какое точное названіе, заимствованное изъ ​самого​ дѣйствія, производимаго на человѣка молитвами, называемымъ Правиломъ! Молитвенное правило направляетъ правильно и свято душу, научаетъ ​её​ поклоняться Богу Духомъ и Истиною (​Ін​. 4, 23), между ​тѣмъ​ какъ душа, будучи предоставлена самой себѣ, не могла бы идти правильно путемъ молитвы. По причинѣ своего поврежденія и омраченія грѣхомъ, она совращалась бы непрестанно въ стороны, нерѣдко въ пропасти, то въ разсѣянность, то въ мечтательность, то въ ​различные​ ​пустые​ и ​обманчи​вые​ призраки высокихъ молитвенныхъ состояній, сочиняемыхъ ​ея​ тщеславіемъ и сластолюбіемъ.

​Молитвенныя​ правила удерживаютъ ​молящагося​ въ спасительномъ ​распо​ложеніи​ смиренія и покаянія, научая его непрестанному самоосужденію​, питая его умиленіемъ, укрѣпляя надеждой на ​Всеблагаго​ и ​Всемило​серднаго​ Бога, увеселяя ​миромъ​ Христовымъ, любовію къ Богу и ближнимъ.
Какъ возвышенны и глубоки молитвы ко Святому Причащенію! Какое превосходное приготовленіе ​онѣ​ доставляютъ приступающему къ Святымъ Христовымъ Тайнамъ! ​Они​ убираютъ и украшаютъ домъ души чудными помышленіями и ощущеніями, столь благоугодными Господу. Величественно изображено и объяснено въ этихъ молитвахъ величайшее изъ Таинствъ христіанскихъ; въ противоположность этой высотѣ живо и вѣрно исчислены недостатки человѣка, показаны его немощь и недостоинство. Изъ нихъ сіяетъ, какъ ​солнце​ съ неба, непостижимая благость Бога, по ​причи​нѣ которой Онъ благоволитъ тѣсно соединяться съ человѣкомъ, несмотря на ничтожность человѣка.

Господь повергался на колѣни во время молитвы Своей — и ты не долженъ пренебрегать коленопреклоненіями, если имѣешь достаточно силъ для совершенія ихъ. Поклоненіемъ до лица земли, по объясненію отцовъ, изображается наше паденіе, а возстаніемъ съ земли — наше искупленіе (Слова св. ​Феолипта​. Добротолюбіе, ч.2). Предъ началомъ Вечерняго Правила особенно полезно положить посильное число поклоновъ, чтобы приготовиться къ усердному и внимательному чтенію Правила.

При совершеніи правила и поклоновъ никакъ нельзя спѣшить; надо совершать и правила, и поклоны съ возможной неспѣшностью и вниманіемъ. Лучше меньше прочитать молитвъ и меньше положить поклоновъ, но со вниманіемъ, ​чѣмъ​ много и безъ вниманія.

Избери себѣ Правило, соотвѣтствующее силамъ. Сказанное Господомъ о субботѣ, что она для человѣка, а не человѣкъ для ​нее​ (​Мк​. 2, 27), можно и нужно отнести ко ​всѣмъ​ благочестивымъ подвигамъ, а также и къ молитвенному правилу. Молитвенное правило — для человѣка, а не человѣкъ — для правила: оно должно способствовать къ достиженію человѣкомъ духовнаго преуспѣянія, а не служить бременемъ ​неудобоноси​мым​ (тягостной обязанностью), сокрушающимъ ​тѣлесныя​ силы и смущающимъ душу. ​Тѣмъ​ болѣе оно не должно служить поводомъ къ ​гордостному​ и пагубному самомнѣнію, къ пагубному осужденію и униженію ближнихъ.

Благоразумно избранное молитвенное правило, соотвѣтственно силамъ и роду жизни, является большимъ подспорьемъ для ​подвизающагося​ о своемъ спасеніи. Совершеніе его въ ​положенные​ часы обращается въ навыкъ (отъ постоянства), въ необходимую естественную потребность. Стяжавшій этотъ блаженный навыкъ, какъ только приближается къ обычному мѣсту совершенія правила, такъ душа его уже исполняется молитвеннымъ настроеніемъ: онъ не успѣлъ еще произнести ни одного слова изъ читаемыхъ имъ молитвъ, а уже ​сердце​ наполняется умиленіемъ, и ​вѣсь​ умъ углубляется во ​внутренюю​ клѣть (​сердце​).

«Предпочитаю,— сказалъ Великій ​отецъ​ ​Матой​,— непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но въ скоромъ времени оставляемому». А такую участь всегда имѣютъ ​молитвенныя​ правила, не​соразмѣрныя силамъ: при первомъ порывѣ горячности подвижникъ выполняетъ ихъ, нѣкоторое время, конечно, обращая больше вниманія на количество, ​чѣмъ​ на качество, потомъ изнеможеніе, производимое подвигомъ, превосходящимъ силы, постепенно принуждаетъ его сокращать и сокращать правило.

Часто подвижники, безразсудно ​установившіе​ для себя ​обременитель​ное​ правило, переходятъ отъ многотруднаго правила къ оставленію всякаго правила. По оставленіи правила, и даже при одномъ сокращеніи его, ​непремѣнно​ нападаетъ на подвижника смущеніе. Отъ смущенія онъ начинаетъ​ чувствовать душевное разстройство. Отъ разстройства рождается уныніе и впаденіе въ ​самыя​ тяжкіе согрѣшенія.
Избравъ для себя соразмѣрное силамъ и душевной потребности молитвенное правило, старайся тщательно и постоянно исполнять его: это нужно для поддержанія нравственныхъ силъ души твоей, какъ нужно для поддержанія тѣлесныхъ силъ ежедневное, въ ​извѣстные​ часы, достаточное употребленіе здоровой пищи.

«Не за оставленіе псалмовъ осудитъ насъ Богъ въ день Суда Своего,— говоритъ святой Исаакъ Сиринъ,— не за оставленіе молитвы, но за послѣдующій оставленію ихъ входъ въ насъ бѣсовъ. Бѣсы, когда найдутъ мѣсто, войдутъ и затворятъ двери очей нашихъ, тогда исполняютъ нами, ихъ орудіями, насильственно и нечисто, съ лютѣйшимъ отмщеніемъ, ​всё​ воспрещенное Богомъ. И по причинѣ оставленія малаго (правила), за которое (мы) ​сподобляемся​ заступленія Христова, мы дѣлаемся подвластными (бѣсамъ), какъ написано нѣкоторымъ премудрымъ отцомъ: „​Непокоряющій​ воли своей Богу, подчинится сопернику своему“. ​Этѣ​ (правила), кажущіеся тебѣ малыми, содѣлаются для тебя стѣнами противъ старающихся плѣнить насъ. Совершеніе этихъ (правилъ) внутри ​келліи​ премудро установлено учредителями Церковнаго Устава, по откровенію свыше, для храненія житія нашего» (Исаакъ Сиринъ, Слово 71).

​Возлюбленные​! Покоримъ свою свободу правилу: оно, лишивъ насъ свободы пагубной, свяжетъ насъ только для того, чтобъ доставить намъ свободу духовную, свободу во ​Христѣ​. Цѣпи сначала покажутся тягостными, потомъ сдѣлаются драгоцѣнными для связаннаго ими. ​Всѣ​ ​Святые​ Божіи приняли на себя и несли благое иго молитвеннаго правила; подражаніемъ имъ и мы послѣдуемъ въ этомъ случаѣ Господу нашему Іисусу Христу, Который вочеловѣчившись и указавъ намъ Собой образъ поведенія, дѣйствовалъ такъ, какъ дѣйствовалъ Отецъ Его (​Ін​. 5, 19), говорилъ то, что заповѣдалъ Ему Отецъ (​Ін​. 12, 49), имѣлъ цѣлью исполнить во ​всёмъ​ волю Отца (​Ін​. 5, 30). Воля Отца и Сына и ​Святаго​ Духа — одна. По отношенію къ людямъ она заключается въ спасеніи людей.

Всесвятая Троицѣ, Боже нашъ! Слава Тебѣ! Аминь".

(Епископъ Игнатій Брянчаниновъ. Сочиненія. ​Аскетическіе​ опыты. ​СПб​., 1865 т.2, с. 181–191. 

(Публикуется въ сокращеніи.)

Прим.: То ​чѣмъ​ мы ​хранимы​, какъ щитомъ. Молитвой. Но молитву всегда предваряетъ завѣтъ съ Богомъ - нѣкіе всерьезъ ​взятыя​ на себя обязательства въ храненіи Ему вѣрности. Безъ завѣта ​всё​ мертво. 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.