ЕЩЁ РАЗ О ГУБИТЕЛЯХ РОССИЙСКИХ кн. Н.Д. ЖЕВАХОВ товарищ Обер - Прокурора СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА
ПАСТЫРИ И ПАСТВА
Мы
знаем, что Иерархи ПРЦ были склонны объяснять всякого рода нестроения в
Церковной жизни то внешними причинами, разумея под ними Синодальную
систему, то внутренними, связывая их со свойствами самой паствы,
оторванной от Церкви, безверной и безрелигиозной. Но это
неверно. Формы всегда неодушевлены, жизненно только содержание. И
никакая форма не способна убить духа, если он есть. И те, кто имел его,
те не только являли его, но и одухотворяли других.
Синодальная
система, как я уже неоднократно указывал, явила целый сонм подвижников,
причтенных к лику святых Православной Церкви, целый ряд выдающихся
церковных деятелей, из коих ни один не жаловался на тот гнет и оковы
рабства, о которых стали говорить в России лишь с момента общего
революционного брожения, заразившего и некоторых иерархов, вторивших
общим крикам о «свободе».
Нет, нестроения в церковной ограде
нужно искать совершенно в другом месте, и я частично уже отметил их,
когда говорил о взаимоотношениях между официальной (высшим духовенством)
и неофициальной Церковью, между Епископами и монахами, между
образованным классом (академическим) и духовенством (практическим).
Авторитет
духовенства в России действительно был невысок, но вызывалось это
явление не безверием и безрелигиозностью русского народа, а как раз
наоборот, его повышенными религиозными требованиями, не находившими
удовлетворения со стороны русского духовенства в массе.
«Богоискательство»
– чисто русское явление, рожденное именно на этой почве религиозной
неудовлетворенности и одиночества духовного.
Авторитет
духовенства и не мог быть высоким при той кастовой организации, какая
если не исключала, то во всяком случае сильно затрудняла доступ в его
среду представителей других сословий. Причины этого последнего явления
сложны, и я не буду их касаться, однако тот факт, что состав русского
духовенства был ограничен рамками кастовой к нему принадлежности, а
между «духовными» и светскими учебными заведениями стояла непроходимая
стена, чрезвычайно резко отражался на его общем уровне. Можно сказать
больше того. За последние 25-30 лет перед Революцией служение Церкви в
России сделалось как бы привилегией для детей церковных причетчиков,
зажиточных крестьян и мещан, потому что даже дети бедного духовенства, в
особенности городского, получали обыкновенно образование в светских
учебных заведениях и не шли по стопам отцов, а устраивали свою
будущность на разных поприщах государственной и общественной
деятельности.
В связи с этим и епископат пополнялся
преимущественно представителями мало тронутого культурой русского
простонародья. Такие иерархи, не соприкасавшиеся вовсе с интеллигенцией и
не знавшие ее вплоть до Епископской хиротонии, открывавшей им доступ в
чуждую для них среду, относились к последней не только отрицательно, но
часто даже враждебно. Воспитанные на началах оппозиции «дворянству», как
к таковому, в специфической обстановке домашнего очага, а затем в
условиях семинарского быта, русские Иерархи в большинстве случаев не
только не умели сблизиться с паствой, но и не желали этого и не
собирались входить в более тесное общение со средой, чуждой им и по
рождению и по воспитанию...
Из смиренных и простых крестьянских и
псаломщицких детей, зачастую с добрыми навыками и наклонностями, они
чрезвычайно быстро превращались в гордых и надменных Владык,
воспринимали почести и славу, пресыщались честолюбием и ограничивали
свою задачу служения народу лишь совершением торжественных богослужений
или подписыванием консисторских бумаг. Но духовная жизнь паствы, общие
церковно-государственные задачи протекали не только вне поля их зрения,
но и вне поля их разумения. Это были духовные Сановники, неудачно
копирующие Губернаторов и Генерал-губернаторов, бравшие от своей паствы
все и взамен ничего ей не дававшие.
При таких условиях верующие
люди по необходимости должны были искать удовлетворения своих духовных
запросов в других местах, и неудивительно, если наталкивались на тех,
кто эксплуатировал их веру.
О темноте русского народа и его
религиозном невежестве, о гордости и надменности русской интеллигенции и
особенно ее аристократии писалось и говорилось так много, что
потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая
скрывалась за этими писаниями и разговорами. И однако в области своей
религиозной жизни ни один народ в мире не проявлял столько смирения,
столько пламенной веры, столько уважения к достойным представителям
Духовенства, как русский народ.
Значительно выше был общий
духовный уровень низшего духовенства и особенно подвижников монастырских
и сельских священников, между которыми встречались выдающиеся
представители, фактические держатели веры русского народа и его
подлинные воспитатели. Эти последние, разумеется, не только никогда не
жаловались на какие-то «системы» Церковного управления, но даже не
замечали своего Архиерея или игумена монастыря, ибо их начальниками были
не Синод и Епископ, не Обер-прокурор или Секретарь консистории, а их
вера, благодать, страх Божий, сознание нравственного долга, подвиг...
При
отсутствии регламентации Церковной жизни в России и неорганизованности
приходской жизни, эти подвижники были единственными, к коим тянулись
русские люди, начиная от Царя и кончая простолюдином. Официальная же
Церковь (высшее деховенство) стояла в стороне, и духовная жизнь русского
народа протекала помимо ее, чего бы никогда не случилось, если бы ее
представители были похожи на этих подвижников и являлись бы в глазах
народа подлинными пастырями Церкви. И чем больше тянулись (властолюбиво)
Иерархи к власти, чем больше погружались в сферу государственных дел,
своеобразно ими понимаемых, чем более резкую грань проводили между
церковными и государственными делами, тем дальше уходили от своей
паствы, тем меньше были ей нужны.
Вот где источник нестроений в области церковной жизни России.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Всё в этом земном мире происходит по причинам духовного характера.
Насколько народ свят, благочестив, праведен и творит заповеди Господни,
настолько он благословен или отвергнут. И духовная жизнь народа Божия во
многом зависит от дух. состояния его Пастырей и Предстоятелей. Ежели
они слепы, то рано или поздно все падают в бездну - все дела народа
приходят в полную негодность. Слова Спасителя о ветхозаветных пастырях
были таковы: "оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой
ведет слепого, то оба упадут в яму". Спустя 30 лет после сказанного -
Израиль перестал существовать, а остаток оказался в рассеянии, Иерусалим
был разрушен до основания, часть его жителей была убита или съедена во
время осады, а остатки проданы в египетское рабство по самой бросовой
цене.
Оставить комментарий