Свят. Игнатій Брянчаниновъ о Святоотеческихъ твореніяхъ и Священномъ Писаніи

 


"Вы спрашиваете, почему необходимо чтеніе святыхъ Отцовъ! не довольно ли будетъ руководствоваться однимъ священнымъ Писаніемъ, – чистымъ Словомъ Божіимъ, въ которомъ нѣтъ примѣси слова человѣческаго?


Отвѣчаю: ​непремѣнно​ нужно при чтеніи Писанія, чтеніе Святыхъ Отцовъ Восточной Церкви. Вотъ что говоритъ св. Апостолъ Петръ о священномъ Писаніи: “Всяко пророчество книжно по своему сказанію не бываетъ” (​Рус​. пер.: никакого пророчества въ Писаніи нельзя разрѣшить самому собою). “Не ​бо​ волею бысть когда человѣкомъ пророчество, но отъ ​Святаго​ Духа ​просвѣщаеми​ ​глаголаша ​святіи​ Божіи ​человѣцы​” (2 Петр, 1, 20-21). Какъ же вы хотите произвольно понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по внушенію Духа, и само запрещаетъ произвольное толкованіе себя. Духъ произнесъ священное Писаніе, и только Духъ можетъ истолковать его. ​Вдохновенные​ Богомъ мужи, – пророки и апостолы написали его; ​вдохновенные​ Богомъ мужи, ​святые​ Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему стяжать истинное познаніе Священнаго Писанія, необходимо чтеніе Святыхъ Отцовъ. ​Еслижъ​ вы ограничитесь чтеніемъ одного Священнаго Писанія, то по необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же необходимости невозможно вамъ будетъ избѣгнуть заблужденій; потому что “​душевенъ​ человѣкъ не пріемлетъ ​яже​ Духа Божія, и не можетъ ​уразумѣти​, зане ​духовне​ ​востязуется​” (Р. переводъ: душевный человѣкъ не принимаетъ того, что отъ Духа Божія, и не можетъ разумѣть, потому что о семъ надобно судить духовно). “Божія ​никтоже​ вѣсть, ​ночію​ Духъ Божій” (​Кор. 2; 14, 11).


Особенно ненавидятъ ​Отеческія​ Писанія еретики всѣхъ временъ: писанія Отцовъ открываютъ прямой смыслъ Свящ. Писанія, который враги Истины хотѣли бы исказить для утвержденія своихъ ​лже-умствованій​. Ересіархъ Евтихій выразилъ свое нерасположеніе къ Отцамъ на Помѣстномъ Константинопольскомъ Соборѣ. “Свящ. Писаніе”, лукаво сказалъ онъ, “слѣдуетъ больше уважать, нежели Отцовъ”, – и сказалъ потому, что тогда Писаніями Святыхъ патріарховъ Александріи Аѳанасія Великаго и недавно почившаго Кирилла ясно обличалось его заблужденіе Бога хульное. Вселенская Церковь, напротивъ того, всегда питала особенное уваженіе къ Отеческимъ Писаніямъ: этими Писаніями сохранялось единеніе церковное, для котораго необходимо всѣми принятое, истинное, благодатное изъясненіе Писанія. ​Вселенскіе​ Соборы всегда начинались съ чтенія тѣхъ отеческихъ Писаній, въ которыхъ съ особенною подробностію излагались догматъ или преданіе, разсмотрѣніе которыхъ составляло предметъ совѣщаній Собора. И опираясь на отеческихъ Писаніяхъ, Соборъ обличалъ ересь, произносилъ православное Ученіе и исповѣданіе. Точно также и въ частной жизни ​святые​ подвижники первоначально воспитывались отеческими Писаніями, только тогда ​они​ переходили къ чтенію преимущественно Свящ. Писанія, когда уже достигли особеннаго духовнаго преуспѣянія. “Глубоко ​море​ Писанія”, – сказалъ св. Іоаннъ Лествичникъ, – “и не безбѣдственно носится по ​нему​ умъ ​безмолвника​: опасно плавать въ одеждѣ, и касаться Богословія страстному” (​Сл​. 27, о безмолвіи). Эта опасность, это бѣдствіе, очевидно, заключается въ произвольномъ толкованіи, въ ложномъ понятіи Писанія, ​отчего​ многіе иноки впали въ гибельное заблужденіе.


Напрасно еретики выставляютъ свое мнимое уваженіе къ Свящ. Писанію, коварно намекаютъ, что ​Правос​. Церковь мало его уважаетъ, излишне уважая Святыхъ Отцовъ, которыхъ ​они​ отвергаютъ, которыхъ ​они​ осыпаютъ ​клеветами​ и ругательствами безстыдными и безсовѣстными. Уваженіе еретиковъ къ Свящ. Писанію – ложное, лицемѣрное: что за уваженіе къ слову Божію, когда предоставлено каждому, какъ бы онъ пороченъ ни былъ, понимать и толковать его произвольно? Святая Церковь, принимая благодатное толкованіе Свящ. Писанія Св. Отцами, этимъ самымъ доказываетъ свое глубокое уваженіе къ Свящ. Писанію: она чтитъ его, какъ должно чтить слово Божіе. Она научаетъ чадъ своихъ не быть дерзкими относительно Слова Божія, удерживаетъ ихъ отъ гордостнаго своеволія и безчинія, повелѣваетъ воспитываться чтеніемъ Св. Отцовъ и при руководствѣ ихъ проникать въ чудный свѣтъ слова Божія, поражающій слѣпотою тѣхъ, ​которые​ осмѣливаются воззрѣть на него безъ должнаго приготовленія, умомъ нечистымъ и сердцемъ грѣхолюбивымъ. Стоитъ только обратить вниманіе на Богослуженіе Восточной Церкви, чтобъ убѣдиться въ ​ея​ глубокомъ благоговѣніи къ Свящ. Писанію. Евангеліе – всесвятая книга, заключающая въ себѣ слова, ​произнесенныя​ къ человѣкамъ Самимъ воплотившимся Богомъ – всегда присутствуетъ на святомъ престолѣ, живо изображая ​Самого​ Христа. Къ всенародному чтенію его допускаются ​однѣ​ ​священныя​ лица; когда оно читается – ​всѣ​ внимаютъ ему, какъ говорящему Христу: когда оно выносится изъ алтаря, – предшествуютъ ему ​зажженныя​ свѣчи. Выносится оно и полагается на аналой среди храма: тогда ​всѣ​ ​присутствующіе​ ​православные​ христіане благоговѣйно преклоняютъ предъ нимъ колѣна, какъ предъ словомъ Божіимъ, со страхомъ и любовію лобызаютъ его. А въ это время еретикъ, только что хвалившійся уваженіемъ своимъ къ Свящ. Писанію, соблазняется на благоговѣніе чадъ святой Церкви предъ Евангеліемъ, насмѣшливо называетъ ихъ поклоненіе слову Божію идолопоклонствомъ, поклоненіемъ бумагѣ, черниламъ, переплету; несчастный слѣпецъ! онъ видитъ въ этой книгѣ только бумагу, чернила, переплетъ, – не видитъ Евангелія Христова. Всенародное чтеніе ​Апос​. Посланій совершается діаконами и чтецами; чтеніе прочаго Свящ. Писанія совершается чтецами посреди храма. ​Церковныя​ же пѣснопѣнія, ​сочиненныя​ Св. Отцами содержатъ въ себѣ полный курсъ догматическаго и нравственнаго Богословія. Слава Богу, сохранившему Церковь Свою въ чистотѣ и святынѣ! Слава святой Восточной Церкви, единой святой и истинной! ​Всѣ​ преданія, ​всѣ​ обычаи ​ея​ святы, благоухаютъ духовнымъ помазаніемъ! Да постыдятся ​всѣ​ противомудрствующіе ей, ​всѣ​ отдѣляющіеся отъ единенія съ нею.


Имѣйте благоговѣніе къ Священному Писанію благоговѣніе, должное для истиннаго сына истинной Церкви; имѣйте должную довѣренность и благоговѣніе къ Писаніямъ отеческимъ. Тотъ же самый Духъ Божій, который дѣйствовалъ въ Пророкахъ и Апостолахъ, – дѣйствовалъ въ Св. Учителяхъ и Пастыряхъ церковныхъ: свидѣтель этого догмата Св. Апостолъ: “Положи Богъ, – говоритъ онъ, – въ Церкви первѣе Апостоловъ, второе Пророковъ, ​третіе​ Учителей” (1 ​Кор​. 12, 28)".


Прим.: 


Свят. Василій Великій:


«Мы даже на малое время не принимаемъ въ общеніе тѣхъ, кто хромаетъ въ ​вѣрѣ​»… «Даже если кто-то очень благороденъ и чрезвычайно знатенъ, но мѣшаетъ творить заповѣданное Господомъ или побуждаетъ дѣлать запрещенное Имъ, отъ такового нужно убѣгать, онъ долженъ быть мерзокъ для каждаго изъ любящихъ Господа». Св. Василій Великій далѣе говоритъ: «Древняя практика была не принимать кого-то, не испытавъ его ​вѣры​, чтобы намъ не оказаться виновными въ общеніи съ врагами ​вѣры​». «Кто учитъ иному и не слѣдуетъ здравымъ словамъ Господа нашего Іисуса Христа и ученію о благочестіи… Удаляйся отъ такихъ!. Апостолъ не исключаетъ епископовъ или пресвитеровъ изъ этой заповѣди, и ни въ одномъ изъ толкованій великихъ Св. Отцовъ-толкователей ничего не говорится о томъ, что ​этѣ​ слова не относятся къ епископамъ/пресвитерамъ.


Святой Григорій ​Палама​ (въ «Опроверженіи посланія Игнатія Антіохійскаго») прямо отрицаетъ достоинство епископа, когда таковой не слѣдуетъ Истинѣ: «Ибо къ Церкви Христовой принадлежатъ лишь тѣ, кто принимаютъ истину Церкви; тѣ же, кто непослушны этой истинѣ, никоимъ образомъ не могутъ составлять Церковь, не имѣютъ къ ней никакого отношенія. Такіе люди занимаются самообманомъ, даже если и именуютъ себя іереями или Архіереями. Христіанство, подлинное и истинное, характеризуется и опредѣляется НЕ ЛИЧНОСТЯМИ, но непреложной ИСТИНОЙ и НЕПРЕКЛОННОСТЬЮ ВЪ ВѢРѢ: «И тѣ, кто отъ Церкви Христовой, суть отъ истины, а тѣ, кто не отъ истины, тѣ и не отъ Церкви Христовой, сколь бы ​они​ ни возводили о себѣ лжи, когда называютъ самихъ себя святыми пастырями и архипастырями, и такъ зовутся другими. Вѣдь мы помнимъ, что христіанство опредѣляется НЕ ВНѢШНИМЪ ВИДОМЪ, но истинностью и точностью ​вѣры​»... 

Комментарии