И. Ильинъ — "Что за люди коммунисты?"

 



"Нѣтъ никакого сомнѣнія въ томъ, что 20тый ​вѣкъ​ выдвинулъ, мобилизовалъ и сплотилъ новый «сортъ» людей, именуемыхъ «коммунистами». ​Всё​ остальное, ​некоммунистическое​ человѣчество въ высшей степени заинтересовано въ томъ, чтобы вѣрно распознать ихъ душевную установку, ихъ умственный и духовный уровень, ихъ происхожденіе, ихъ ​сильныя​ и ​слабыя​ стороны. Ибо намъ очень важно знать, что породило ихъ? чего можно ждать отъ нихъ? и что надо дѣлать въ будущемъ, чтобы люди такого сорта или совсѣмъ не возникали, или же своевременно ​обезсиливались​. Достаточно подумать о томъ, что три ​главные​ атамана современнаго коммунизма – Ленинъ-​Ульяновъ​, ​Троцкій​-​Бронштейнъ​ и Сталинъ-Джугашвили – родились и выросли въ дореволюціонной Россіи, чуть не половину своей жизни дѣйствовали въ ​ея​ предѣлахъ и неоднократно арестовывались ​ея​ полиціей, съ ​тѣмъ​ чтобы опять оказаться на свободѣ и подготовлять свои предательски-​дьявольскіе​ планы къ осуществленію. И Россія не сумѣла имъ помѣшать…


​Компетентные​ люди исчисляли, что въ 1917 году къ началу Октябрьскаго переворота людей коммунистическаго уклада и настроенія насчитывалось въ Россіи не свыше 50000 (въ томъ числѣ и люди, ввалившіеся изъ-за границы, а также люди, пріобщившіеся ​нѣмецкому​ золоту). Правда, рядомъ съ ними стояли еще три ​Соціалистическія​ партіи, – меньшевики, соціалисты-революціонеры и ​народные​ соціалисты, – такъ или иначе ​составлявшія​ ихъ авангардъ, соглашавшіеся засѣдать съ ними въ Совдепахъ и психологически ​подготовлявшія​ имъ ихъ «соціальное ​ристалище​». Программно и тактически ​эти​ люди не были коммунистами, но идейно ​они​ состояли съ ними въ «братствѣ», и именно поэтому ​они​ не сумѣли противостать имъ, ни подготовить имъ отпоръ. Это были ихъ «путерасчищатели» и «​совздыхатели​». Но смѣшивать ихъ съ коммунистами было бы несправедливо и неосновательно.


А мы сосредоточимъ наше вниманіе исключительно на коммунистахъ и начнемъ съ Россіи.


Будетъ справедливѣе всего, если мы предоставимъ самимъ коммунистамъ отвѣтить на нашъ вопросъ, памятуя, однако, что тѣ ​нравственныя​ и ​умственныя​ мѣрила, ​которыя​ ​они​ прилагаютъ къ себѣ и къ своимъ сторонникамъ, очень невысоки и соотвѣтствуютъ ихъ умственному и моральному уровню. Это ​есть​ судъ своихъ надъ своими. Дѣйствительность можетъ быть только хуже этихъ отзывовъ.


Начнемъ съ Ленина, навербовавшаго этихъ людей, снабдившаго ихъ ​нѣмецкимъ​ золотомъ, поручившаго имъ управлять Россіей и ​присмотрѣвшагося​ къ ихъ дѣятельности. Беремъ ​эти​ отзывы изъ его рѣчей, произнесенныхъ въ послѣдніе годы его вмѣняемости (1921-1923).


Вотъ его сужденія черезъ пять-шесть ​лѣтъ​ послѣ захвата власти:


Коммунисты захватили власть въ Россіи, совершенно не ​подготовленные​ ни къ управленію государствомъ, ни къ ​веденію​ хозяйства. Это были ​подпольные​ «интеллигенты», «​старые​ ​нелегальщики​», «​коммунистическіе​ литераторы» и «​профессіональные​ журналисты» (1921.1.25), ​привыкшіе​ разговаривать, писать ​партійныя​ статьи и сидѣть по тюрьмамъ. «Насъ въ тюрьмахъ торговать не учили! А воевать насъ въ тюрьмахъ учили? А государствомъ управлять въ тюрьмахъ учили? А примирять ​различные​ наркоматы и согласовать ихъ дѣятельность? Нигдѣ насъ этому не учили»… Отсюда у насъ всеобщее, повальное неумѣніе ​вести​ дѣла. «​Отвѣтственные​ коммунисты въ 99 случаяхъ изъ 100 не на то приставлены, къ чему ​они​ сейчасъ пригодны, не умѣютъ ​вести​ свое дѣло и должны сейчасъ учиться» (1922.II.27). Необходимо «воспитаніе насъ самихъ», необходимо «изученіе практическаго опыта», «дѣловая провѣрка» и «дѣловитое исправленіе» (1921.1.25). «​Несомнѣнно​, что мы сдѣлали и еще сдѣлаемъ колоссальное количество глупостей» (1922.XI.13). «Дѣла съ госаппаратомъ у насъ до такой степени печальны, чтобы не сказать отвратительны»… «Мы уже 5 ​лѣтъ​ суетимся надъ улучшеніемъ нашего госаппарата, но это именно только суетня», «засоряющая наши учрежденія и наши мозги»… (1923.III.4).


«​Буржуазные​ дѣятели знаютъ дѣло лучше, ​чѣмъ​ наши ​лучшіе​ коммунисты, ​имѣющіе​ всю власть, ​всѣ​ возможности и ни одного шага не ​умѣющіе​ дѣлать со своими правами и со своею властью» (1922.III.27). Именно поэтому ​буржуазные​ спецы могутъ дурачить коммунистовъ: «если сколько-нибудь толковый саботажникъ встанетъ около того или ​иного​: коммуниста или у обоихъ по очереди и поддержитъ ихъ – тогда конецъ. Дѣло погибло навсегда» (тамъ же). Поэтому «построить коммунистическое общество руками коммунистовъ – это ребячья, совершенно ребячья идея»; управлять хозяйствомъ мы сможемъ тогда, если коммунисты сумѣютъ построить хозяйство чужими руками, а сами будутъ учиться у этой буржуазіи и направлять ​её​ по тому пути, по которому хотятъ» (тамъ же).


Итакъ, способность коммунистовъ пугать, мучить, развращать и убивать людей – общеизвѣстна, но управлять и хозяйствовать ​они​ не умѣютъ. «Что такое наши засѣданія и комиссія? Это очень часто игра» (1922.III.6).


«У насъ направо и налѣво махаютъ приказами и декретами, и выходитъ совсѣмъ не то, чего хотятъ» (1922.III.27). «Надо поменьше играть въ администрированіе» (I921.II.21) и «научиться бороться съ волокитой» (1922.III.6), ибо «волокита и взятки» – это «такая болячка, которую никакими военными побѣдами и никакими политическими преобразованіями нельзя вылѣчить» (1922.Х. 19-22). Такъ же обстоитъ дѣло и въ ​веденіи​ хозяйства: «мы доказали съ полной ясностью, что хозяйничать мы не умѣемъ», «​отвѣтственные​ и ​лучшіе​ коммунисты хуже рядового капиталистическаго приказчика» (1922.III.27). «Не заботятся о томъ, чтобы сберечь копейку, которая имъ дана…, а составляютъ планы на милліарды и даже трилліоны ​совѣтскіе​» (1922.III.8); «у насъ живую работу замѣняютъ интеллигентскимъ и бюрократическимъ прожектерствомъ» (I921.II.21); «до какой степени мы въ торговлѣ дьявольски неповоротливы» мѣшковаты!» (1922.III.27); «а купцы надъ коммунистами смѣются – раньше были главноуговаривающіе, а теперь главноразговаривающіе» (1922.III.6).


Въ основѣ всего этого, по мнѣнію Ленина, лежитъ личная непорядочность и массовая некультурность коммунистовъ. «Чтобы вылѣзти изъ отчаянной нужды и нищеты, для этого надо быть обдуманнымъ, культурнымъ, порядочнымъ», а этого «коммунисты «не умѣютъ» (тамъ же). «Не хватаетъ культурности тому слою коммунистовъ, который управляетъ» (тамъ же). «Если взять Москву – 4700 отвѣтственныхъ коммунистовъ, – не оказались ли ​они​ подчиненными чужой культурѣ» (т. е. русско-національной, дореволюціонной!), «какъ побѣжденный навязываетъ свою культуру завоевателю?». Правда, «культура у побѣжденныхъ» (т. е. у русскаго народа) «мизерная, ничтожная, но ​всё​ же она больше, ​чѣмъ​ у насъ, ​чѣмъ​ у нашихъ отвѣтственныхъ работниковъ-коммунистовъ» (1922.III.6). «Образованіе въ нашей странѣ минимальное» (1922.XI.13); «намъ необходимо прежде всего учиться читать, писать и понимать прочитанное» (тамъ же). «Мы люди вродѣ того какъ бы полудикіе» (1921.XI 7), «безграмотный человѣкъ стоитъ внѣ политики, его сначала надо научить азбукѣ» (тамъ же)… «А мы болтаемъ о пролетарской культурѣ» (1923.1.4).


При этомъ коммунисты, по свидѣтельству Ленина, отличаются крайне повышеннымъ самочувствіемъ: таково «​невѣжественное​ самомнѣніе» коммунистическихъ «сановниковъ» «интеллигентское самомнѣніе коммунистическихъ литераторовъ», ихъ пристрастіе къ «мишурѣ, къ торжественному коммунистическому облаченію», ихъ «коммунистическое чванство» (Ленинъ. Соч. XVIII, ч. I, 82, 384; ч. II, 37). Среди коммунистовъ имѣется множество «мазуриковъ», «обюрократившихся, нечестныхъ, нетвердыхъ», такихъ, «​которые​ внушаютъ отвращеніе человѣку, въ потѣ лица ​снискивающему​ себѣ хлѣбъ» (1921.IX.21), «число таковыхъ измѣряется сотнями тысячъ» (1921.X.17), но ​всё​ же въ общемъ – это «​лучшіе​ представители пролетаріата теперь управляютъ Россіей» (1921.IX.21). И это значитъ, что ​всё​, что приведено выше, характеризуетъ именно лучшихъ.


Понятно, что основная затѣя Ленина и его клевретовъ – передать всю политическую, хозяйственную, культурную и общественную жизнь Россіи въ ​веденіе​ такихъ ​диктаторски​ настроенныхъ невѣждъ, затѣя противоестественная и гибельная сама по себѣ, – получаетъ особенно ​нелѣпый​ и гибельный характеръ вслѣдствіе такого качества партійно-человѣческаго матеріала. Любопытно отмѣтить, что Дзержинскій въ своихъ трехъ предсмертныхъ рѣчахъ отмѣчалъ тѣ же свойства коммунистическаго управленія.


Таковъ былъ первый отборъ большевистской Революціи. Съ этого началось: захватили власть переворотомъ, захватили потому, что она была расшатана и растрачена «Временнымъ Правительствомъ» – и посадили править лично непорядочныхъ, чванливыхъ невѣждъ, жадныхъ, жестокихъ и аморальныхъ. Это продолжается и до нынѣ.


Вотъ свидѣтельства другихъ коммунистовъ объ этомъ «качественномъ» отборѣ за 20-​тые​ гг.. Цитируемъ ихъ ​собственныя​ слова по стенографическимъ протоколамъ партіи.


Коммунисты, ​заполнявшіе​ собою кадры партіи въ 20-тыхъ г.г., а потомъ и въ 30-тыхъ г.г., – необразованны, малограмотны, некультурны.


«Общій теоретическій уровень этой основной массы членовъ нашей партіи чрезвычайно низокъ» (​Зеленскій​, ​Стеногр​. XI съѣзда Компартіи, с. 364,397; ​Рязановъ​, XIV съѣздъ. ​Стеногр​. с. 691). Таковъ же «уровень политической подготовки» (Резолюція XI съѣзда, с. 525). «Товарищи не знаютъ азбуки Коммунизма» (​Зиновьевъ​, XI, 363), но это еще полбѣды, среди нихъ множество просто безграмотныхъ, что ​Троцкій​ приравнивалъ къ «духовной вшивости» (XI, 262). Количество политически неграмотныхъ коммунистовъ исчисляется въ 50-70% всего партійнаго состава (​Ногин​, XII, 69; Сталинъ, XIII, 125, 132; ​Гнушенко​, XIII, 194), у комсомольцевъ – до 67% (​Бухаринъ​, XIII, 549). Количество совсѣмъ безграмотныхъ достигаетъ въ деревенскомъ комсомолѣ 80-90% (​Бухаринъ​, XIV, 313, ​срв​. у ​Зиновьева​, XI, 448); однако и грамотный комсомолъ не учится и «поголовно совершенно ничего не читаетъ» (​Бухаринъ​, XIII, 549). 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.