СВЯТОЙ ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Младший брат св. Василия Великого)

 

Бог не может быть объят ни именем, ни мыслью, ни какой‑либо другой постигающей силой ума. Он пребывает выше не только человеческого, но и Ангельского и всякого премирного постижения, — неизглаголан, неизреченен, ПРЕВЫШЕ ВСЯКОГО ОБОЗНАЧЕНИЯ СЛОВАМИ и имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно, что Он один ВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ».
Каким именем объять мне НЕОБЪЯТНОЕ? Каким речением высказать НЕИЗГЛАГОЛАННОЕ? Итак, поскольку Божество превосходнее и выше всякого обозначения именами, то научились мы молчанием чествовать превышающее слово и разумение.
Когда Маной желал знать имя, дабы, по исполнении на деле обещанного, по имени прославить Благодетеля, то Он говорит ему: «Что спрашиваешь о нем? Оно чудно». Отсюда можно научиться, что одно есть имя, означающее божескую сущность, — именно, самое удивление, неизреченно возникающее в душе при мысли о ней.
Недостаток сотворенного имени у Бога вовсе не служит к какому‑либо ущербу божественной славы; наоборот, безсилие выразить неизреченное, обличая естественную нашу скудость, тем более доказывает славу Божию, научая нас, что одно есть, как говорит Апостол, соответственное Богу имя, — вера, что Он ВЫШЕ ВСЯКОГО ИМЕНИ. Ибо то, что Он превосходит всякое движение мысли и обретается вне постижения при помощи наименования, служит для людей свидетельством неизреченного величия... Если Бог пользуется человеческими словами, то не потому, что Он их изобрел или в них нуждается, но потому что человек не может понять Бога каким‑либо иным способом. Подобно тому, как любящая мать общается со своим младенцем, подражая его лепету, Бог снисходит к нашей немощи и говорит на нашем языке. И как нельзя назвать глухонемым того, кто общается с глухонемыми при помощи знаков, так нельзя приписывать Богу человеческие слова на том основании, что Он по снисхождению пользуется человеческим языком. Превысший всякого имени у нас получает многоразличные наименования по различию благодеяний: Он называется Светом, когда рассеивает тьму неведения, Жизнью, когда дарует безсмертие, Путем, когда руководит от заблуждения: так и столпом крепости, и градом ограждения, и источником, и камнем, и виноградом, и врачом, и воскресением, и всем таковым именуется Он у нас, многоразлично разделяя Себя в Своих к нам благодеяниях.
Бог не есть речение и не в голосе и звуке имеет бытие. Призывающим же Его именуется не само то, что Он есть, — ибо естество Сущего неизглаголанно, — но Он получает наименование от действий, которые, как мы верим, касаются нашей жизни...

===========================================================================

То, как мыслили Богооткровенное Учение Христа дореволюционные архиереи - страшно подумать или представить себе...

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.