Какъ поэтъ Серебрянаго вѣка сталъ героемъ Первой міровой войны — Н. Гумилевъ
Николай Гумилевъ: храбрый флегматикъ, авантюристъ и чудакъ
Николай Гумилевъ не писалъ патріотическихъ воззваній и патетическихъ стиховъ, но, въ отличіе отъ многихъ русскихъ литераторовъ, въ первые дни послѣ начала мобилизаціи записался Добровольцемъ. Едва попавъ на войну, поэтъ немедленно объявилъ её своимъ лучшимъ приключеніемъ, хотя не прошло и года, какъ онъ вернулся изъ путешествія по Африкѣ.
«Въ общемъ, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни <…> Почти каждый день быть подъ выстрѣлами, слышать визгъ шрапнели, щелканье винтовокъ, направленныхъ на тебя, — я думаю, такое наслажденье испытываетъ закоренѣлый пьяница передъ бутылкой очень стараго, крѣпкаго коньяка»,
— разсказывалъ онъ въ письмѣ другу-филологу Михаилу Лозинскому.
На войнѣ онъ провелъ два съ половиной года: съ августа 1914 по мартъ 1917 года. Весной Гумилевъ попросилъ перевода на Салоникскій фронтъ и перебрался въ Русскій экспедиціонный корпусъ въ Парижѣ. Офицеры и простые солдаты цѣнили Гумилева какъ спокойнаго и храбраго воина, отмѣчали его озорной нравъ и жажду риска. Самъ онъ никогда не забывалъ объ опытѣ, полученномъ на фронтѣ.
Гумилевъ и поэты
Гумилевъ зналъ, что отправится на фронтъ, какъ только почуялъ надвигающуюся войну. По крайней мѣрѣ, еще за нѣсколько дней до ея начала онъ говорилъ піанисткѣ Вѣрѣ Алперсъ, которой увлекся на отдыхѣ въ Теріоки (нынѣ Зеленогорскъ), что поѣдетъ воевать, а она будетъ молиться за него.
Послѣ объявленія Австро-Венгріей войны Сербіи жители Петербурга вышли на манифестаціи. Они собирались у дипломатическихъ представительствъ Австро-Венгріи и Германіи и выступали противъ имперіалистскихъ дѣйствій этихъ державъ. «Манифестировалъ съ Городецкимъ», — напишетъ объ этихъ дняхъ въ письмѣ Ахматовой Гумилевъ. Поэтъ присутствовалъ и при разгромѣ петербуржцами германскаго посольства.
Объявили всеобщую мобилизацію, и взвился магическій вихрь, какъ передъ послѣднимъ часомъ: городъ преобразился, получивъ другое имя. Война стала главной темой трамвайныхъ разговоровъ, передовицъ газетъ и салоновъ. Перемѣнились и люди, патріотическій пылъ охватилъ тѣхъ, отъ кого это можно было меньше всего ожидать. Александръ Блокъ провожаетъ записавшуюся въ сестры милосердія супругу на фронтъ и начинаетъ «Стихи о Россіи». Акмеистскій журналъ «Аполлонъ» осенью выходитъ съ редакціоннымъ воззваніемъ къ читателямъ: «Грозные настали дни. Духъ Божій проносится надъ нивою жизни и будитъ совѣсть каждаго. Да успокоится же совѣсть Ваша сознаніемъ исполненнаго долга. Помогите братьямъ, сражающимся за Васъ». Авторъ самаго декадентскаго романа начала вѣка «Мелкій бѣсъ» Ѳедоръ Сологубъ сочиняетъ гимнъ съ рефреномъ «Да славится Россія! Великая страна! Да здравствуетъ Россія! Да славится она!». Военно-патріотическими стихами отмѣтились Осипъ Мандельштамъ, Игорь Сѣверянинъ, Георгій Ивановъ, Рюрикъ Ивневъ, Борисъ Садовской и другіе.
Гумилевъ къ этому бряцанію не присоединился. Вмѣсто пѣвца войны онъ сталъ ея дѣлателемъ. Уже въ августѣ отправился вольноопредѣляющимся въ Армію, и въ серединѣ мѣсяца его зачислили въ 1-й маршевый эскадронъ лейбъ-гвардіи Уланскаго полка.
Гумилевъ сталъ однимъ изъ немногихъ русскихъ литераторовъ, отправившихся на фронтъ Добровольцемъ. Вольноопредѣляющійся непрофессіональный вояка — въ кавалеріи отношеніе къ такимъ было суровымъ. Вспоминаетъ одинъ изъ сослуживцевъ Гумилева Н. Добрышинъ: «Они жили вмѣстѣ съ солдатами, питались изъ общаго котла, спали на соломѣ и часто вповалку на землѣ». У Гумилева была возможность выбрать полкъ съ условіями покомфортнѣе, но онъ сознательно ею не воспользовался. «Своей невзрачной внѣшностью Гумилевъ рѣзко выдѣлялся среди нашихъ стройныхъ рослыхъ унтеръ-офицеровъ. Позже я убѣдился, что онъ былъ исключительно мужественнымъ и рѣшительнымъ человѣкомъ съ нѣкоторой, впрочемъ, склонностью къ авантюризму», — говоритъ Добрышинъ.
Ю. В. Янишевскій, другой вольноопредѣляющійся, вспоминалъ, что Гумилевъ былъ отличнымъ стрѣлкомъ, однимъ изъ двухъ лучшихъ въ учебномъ лагерѣ. Ночами поэтъ любилъ разсказывать про свои африканскія экспедиціи: «Былъ онъ очень хорошій разсказчикъ, и слушать его, много повидавшаго въ своихъ путешествіяхъ, было очень интересно. И особенно мнѣ — у насъ обоихъ была любовь къ природѣ и скитаніямъ». По словамъ Янишевскаго, Гумилевъ былъ «на рѣдкость спокойнаго характера, почти флегматикъ, спокойно храбрый».
«Повиноваться мнѣ не трудно, особенно при такомъ миломъ ближайшемъ начальствѣ, какъ у меня. Я познакомился со всѣми офицерами своего эскадрона и часто бываю у нихъ. Ça me pose parmi les soldats (это меня выдѣляетъ среди солдатъ. — прим.), хотя они и такъ относятся ко мнѣ хорошо и уважительно. Если бы только почаще бои, я былъ бы вполнѣ удовлетворенъ судьбой», — писалъ своей супругѣ Аннѣ Ахматовой въ первый годъ войны Гумилевъ.
И умеръ онъ, по легендѣ, какъ воинъ. По легендѣ, въ которую хочется вѣрить, передъ казнью, когда жертвъ уже выстраивали вокругъ рва, чекистъ закричалъ:
«Поэтъ Гумилевъ, выйти изъ строя!» Николай Степановичъ вышелъ, а потомъ показалъ на людей, которые за нимъ стояли: «А они?» Аграновъ закричалъ: «Не валяйте дурака!» Николай Степановичъ докурилъ папиросу и снова всталъ въ строй: «Здѣсь нѣтъ поэта Гумилева, здѣсь есть офицеръ Гумилевъ».
Гдѣ находится его могила, мы не знаемъ. Достовѣрно извѣстно только, что въ лѣсу была вырыта яма, въ которой закопали трупы всѣхъ разстрѣлянныхъ, въ томъ числѣ и Николая Гумилева.
Судьба поэта – произведеніе, которое онъ заранѣе строитъ. И конецъ своей жизни Гумилевъ предвидѣлъ:
«И умру я не на постели
При нотаріусѣ и врачѣ.
А въ какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей въ густомъ плющѣ».
* * * *
Въ «Запискахъ кавалериста» Гумилева поэтическіе наброски, многіе изъ которыхъ похожи на черновики образовъ для будущихъ стихотвореній, сосѣдствуютъ съ описаніями солдатскаго быта и военныхъ маневровъ:
«Иногда мы оставались въ лѣсу на всю ночь. Тогда, лежа на спинѣ, я часами смотрѣлъ на безчисленныя ясныя отъ мороза звѣзды и забавлялся, соединяя ихъ въ воображеніи золотыми нитями. Сперва это былъ рядъ геометрическихъ чертежей, похожій на развернутый свитокъ Каббалы. Потомъ я начиналъ различать, какъ на затканномъ золотомъ коврѣ, различные эмблемы, мечи, кресты, чаши въ непонятныхъ для меня, но полныхъ нечеловѣческаго смысла сочетаніяхъ. Наконецъ явственно вырисовывались небесные звѣри. Я видѣлъ, какъ Большая Медвѣдица, опустивъ морду, принюхивается къ чьему-то слѣду, какъ Скорпіонъ шевелитъ хвостомъ, ища, кого ему ужалить. На мгновенье меня охватывалъ невыразимый страхъ, что они посмотрятъ внизъ и замѣтятъ тамъ нашу землю. Вѣдь тогда она сразу обратится въ безобразный кусокъ матово-бѣлаго льда и помчится внѣ всякихъ орбитъ, заражая своимъ ужасомъ другіе міры».
Гумилевъ и война
Поэтъ въ письмахъ Лозинскому и Ахматовой сравнивалъ войну со своимъ африканскимъ путешествіемъ. «Вообще война мнѣ очень напоминаетъ мои абиссинскія путешествія. Аналогія почти полная: недостатокъ экзотичности покрывается болѣе сильными ощущеньями», — писалъ онъ женѣ.
Однимъ изъ послѣднихъ его свидѣтельствъ съ войны стало письмо революціонеркѣ Ларисѣ Рейснеръ: «Но въ первый же день послѣ пріѣзда я очутился въ окопахъ, стрѣлялъ въ нѣмцевъ изъ пулемета, они стрѣляли въ меня, и такъ прошло двѣ недѣли. Изъ окоповъ писать можетъ только графоманъ, настолько тамъ всё не напоминаетъ окопа: стульевъ нѣтъ, съ потолка течетъ, на столѣ сидитъ нѣсколько огромныхъ крысъ, которые сердито ворчатъ, если къ нимъ подходишь. И я цѣлые дни валялся въ снѣгу, смотрѣлъ на звѣзды и, мысленно проводя между ними линіи, рисовалъ себѣ Ваше лицо, смотрящее на меня съ небесъ».
За два съ половиной года военной службы Гумилевъ нѣсколько разъ пріѣзжалъ въ Петроградъ. Одинъ изъ первыхъ визитовъ поэта съ фронта вспоминаетъ писатель Александръ Кондратьевъ въ письмѣ Борису Садовскому: «Въ Петербургѣ побывалъ Гумилевъ. Его видѣли на вернисажѣ въ рубашкѣ, порванной австрійскимъ штыкомъ и запачканной кровью (нарочно не зашитой и не вымытой)».
Какъ на самомъ дѣлѣ относился Гумилевъ къ своему участію въ войнѣ, установить трудно. Оно у него колебалось отъ представленія о бояхъ какъ о торжественномъ и мистическомъ дѣлѣ до рядовой, мужской работы. Вотъ какъ онъ описывалъ это въ письмѣ Михаилу Лозинскому:
«Въ жизни пока у меня три заслуги — мои стихи, мои путешествія и эта война. Изъ нихъ послѣднюю, которую я цѣню менѣе всего, съ досадной настойчивостью муссируютъ всё, что есть лучшаго въ Петербургѣ. Я не говорю о стихахъ, они не очень хорошіе, и меня хвалятъ за нихъ больше, чѣмъ я заслуживаю, мнѣ досадно за Африку <…> Всё это гораздо значительнѣе тѣхъ работъ по ассенизаціи Европы, которыми сейчасъ заняты милліоны рядовыхъ обывателей, и я въ томъ числѣ». Очарованная поэтомъ Вѣра Алперсъ вспоминала въ своемъ дневникѣ его слова о томъ, что «надо самому творить свою жизнь, и что тогда она станетъ чудесной».
Судьба воина его плѣняла не меньше, чѣмъ судьба поэта, которымъ онъ оставался, по собственному признанію, и въ битвѣ. Его пониманіе войны было далеко отъ толстовскаго народничества, Гумилевъ полагалъ, что ходъ войны направляютъ завоеватели, къ которымъ относилъ и себя.
Даже въ расцвѣтѣ своего поэтическаго мастерства поэтъ не оставлялъ воинскихъ амбицій. Такъ, по воспоминаніямъ поэтессы Ирины Одоевцевой, онъ предрекалъ вторую войну съ Германіей: «Я, конечно, приму въ ней участье, непремѣнно пойду воевать. Сколько бы вы меня ни удерживали, пойду. Снова надѣну военную форму, крякну и сяду на коня, только меня и видѣли. И на этотъ разъ мы побьемъ нѣмцевъ! Побьемъ и раздавимъ!»
Оставить комментарий