Вразумляющее слово преподобнаго Ефрема Сирина

 


"Кто порицаетъ, тотъ долженъ быть выше всякаго порицанія. Кто осуждаетъ другихъ, тому нужно, чтобы не осуждали его ​собственныя​ его дѣла.


Кто дѣлаетъ наставленія не соблюдающему правды, тотъ долженъ ​вести​ себя такъ, чтобы его ​самого​ не отринула Правда. Кто хочетъ для другихъ служить зеркаломъ, тому предварительно надобно разсмотрѣть себя ​самого​.


Если ты духомъ здравъ, – врачуй, а если боленъ, – ​врачуйся​. Если же врачуешься и врачуешь, то приносишь пользу и себѣ, и ближнему своему. Окажи помощь и себѣ, и ближнему.


Перестанемъ служить земному, что дѣлаетъ насъ земными людьми. Землю воздѣлываютъ въ мирное время, покаяніе – во время гнѣва Божія.


Вотъ, гнѣвъ Божій неудержимо ​распростирается​ по землѣ; очисти путь свой, кающійся, будемъ воздѣлывать постъ, – это сѣмя принесетъ сторичный плодъ.


Будемъ трудиться въ молитвѣ; это – виноградная лоза, вино ​ея​ ​есть​ утѣшеніе. ​Созиждемъ​ души наши въ храмъ, достойный Бога.


Будь и храмомъ, и священникомъ Божіимъ; служи Богу въ храмѣ твоемъ, какъ Онъ для тебя сталъ и іереемъ, и жертвой, и закланіемъ.


Потому и ты будь для Него и храмомъ, и священникомъ, и жертвой. Поскольку духъ твой ​есть​ храмъ, то не допускай въ него никакой нечистоты.


Не допускай въ домъ Божій ничего такого (​грязныя​ зрѣлища, воображеніе, ереси ​и т. д.​ - прим.), что ненавистно Богу, а, напротивъ, укрась домъ Божій ​всѣмъ​, что подобаетъ Богу.


Ежели въ духѣ твоемъ ​есть​ гнѣвъ, живетъ похотливость, обитаетъ раздражительность, то курится тамъ смрадный дымъ. Изгони изъ него вражду и ненависть: запахъ ихъ отвратителенъ; введи же въ него и водвори любовь, это – ѳиміамъ, исполненный благоуханій.


Собери и выброси изъ него ​весь​ соръ, то ​есть​ ​гнусныя​ наклонности и привычки; какъ цвѣтами, усыпь храмъ твой добрыми дѣлами, вмѣсто розъ и лилій укрась его внимательной молитвой въ сокрушеніи духа.


Произнесемъ осужденіе на ​гнусныя​ дѣла свои, чтобы осудить ​тѣмъ​ лукаваго. Весьма полезное дѣло, если ​всѣ​ мы посрамимъ грѣхъ.


Пока нечестіе не будетъ представлено въ гнусномъ его видѣ, дотолѣ предающійся нечестію не перестанетъ предаваться ему...


Творецъ создалъ людей, чтобы на Него взирали и Ему уподоблялись, и чтобы какъ Самъ Онъ содержитъ въ порядкѣ тварь Свою, такъ и ​они​ подчиняли порядку дѣла свои. 


Но мы противимся великому Учителю благоустройства; въ великомъ порядкѣ – твари Его, а наши дѣла – въ великомъ безпорядкѣ.


Въ природѣ ​всё​ идетъ чинно, а у насъ законы исполняются превратно; вопреки великому порядку Божіихъ тварей, въ нашихъ дѣлахъ господствуетъ безпорядокъ. Твари Божіи осуждаютъ человѣка, поставленнаго выше ихъ.


Кто при любви своей равнодушенъ къ недостаткамъ любимаго, тотъ ненавидитъ, самъ того не сознавая. И можно ли того почитать любящимъ, кто дѣлаетъ вредъ? Можно ли назвать того любящимъ, кто не спасаетъ отъ бѣды? Истинная любовь – та, которая и увѣщаваетъ, и вразумляетъ.


Благоразумная супружеская любовь состоитъ въ томъ, чтобы и любящій, и любимый взаимно вразумляли другъ друга.


Не такой любовью должна жена любить своего мужа, чтобы подъ покровомъ любви скрывалось что-либо нечистое. Такая любовь будетъ не любовью, но сокровищницей грѣха.


Если и чиста любовь ​ея​ къ мужу, но обращается она къ чародѣйству, то, хотя и угодна мужу своему, въ очахъ Творца она – блудница.


Проклятый нашъ ​сопротивникъ​ дѣйствуетъ всѣми возможными ​оружіями​, чтобы, ​чѣмъ​ ни ​есть​, побѣдить насъ; кто имѣетъ у себя что-нибудь, того побѣждаетъ корыстолюбіемъ, а у кого нѣтъ ничего, того – гордостью. ​Ѣдущаго​ (любящаго поѣсть) побѣждаетъ онъ неумѣренностью въ пищѣ, ​постящагося​ – уныніемъ, сластолюбиваго – грѣхомъ, цѣломудреннаго – завистью. Убійцу ​мертвитъ​ собственнымъ его мечомъ, а говорливаго – собственнымъ его языкомъ; безпечнаго ​мертвитъ​ грѣховными дѣлами, а подвижника – грѣховными помыслами; нечистаго сквернитъ собственной его нечистотой, а чистаго – самой ревностью.


Вначалѣ сатана трудится, ​посевая​ въ насъ ​сѣмена​ лукавыхъ дѣлъ, а потомъ безъ труда уловляетъ, потому что самый навыкъ вводитъ насъ въ сѣти его.


​Горе​ намъ, что такъ мы лѣнивы! ​Горе​ намъ, что такъ мы безпечны! ​Горе​ намъ, что врагъ нашъ такъ неутомимъ! Но и блаженны мы, что такъ онъ немощенъ! Сколь велика его хитрость, съ которой уловляетъ насъ, столь мала его сила. Если бы имѣлъ онъ силу, то не имѣлъ бы нужды прибѣгать къ ухищреніямъ. ​Самыя​ хитрости его служатъ доказательствомъ, что не можетъ употребить противъ насъ насилія.


Кто не назоветъ себя блаженнымъ, ведя такую брань! Отъ свободной воли человѣка зависитъ или побѣдить, или быть побѣжденнымъ въ этой брани.


Какъ Богъ всѣми возможными средствами ведетъ насъ къ жизни, такъ сатана употребляетъ ​всѣ​ способы, чтобы умертвить насъ.


Какъ двѣ лепты могли даровать душѣ спасеніе, такъ два злорѣчивыхъ слова (по адресу святыни - прим.) могутъ погубить душу.


Какъ разбойникъ за одно слово исповѣданія улучилъ жизнь, такъ злорѣчивый за одно же слово можетъ утратить жизнь.


Обыкновенный ходъ дѣлъ показываетъ намъ, что часто человѣкъ гибнетъ за другого; самъ ничѣмъ не долженъ – и погрязаетъ вмѣстѣ съ должникомъ.


То же бываетъ съ грѣшниками и праведными. Невиненъ праведникъ въ собственныхъ дѣлахъ своихъ, но дѣлается повиннымъ въ дѣлахъ чужихъ (къ примѣру оправдывающій Терроръ С. С. С. Р. - прим.), какъ и невинный поручитель погрязаетъ вмѣстѣ съ должникомъ.


Если лжецъ въ присутствіи людей правдивыхъ разсказываетъ что-нибудь къ поношенію, осмѣянію, поруганію и осужденію другихъ, а праведный человѣкъ охотно слушаетъ ​злорѣчивыя​ и ​хульныя​ слова, то молчаніе его дѣлается поручителемъ въ томъ, что злорѣчіе и хула заслуживаютъ одобренія, и свидѣтельствуетъ, что сказанное злорѣчивымъ хорошо.


Да увѣрятъ тебя въ томъ вельможи правосудныхъ и могущественныхъ Царей. Если кто-нибудь станетъ при нихъ, даже и справедливо, укорять Царя въ какомъ-нибудь проступкѣ, ни одинъ изъ вельможъ не останется покойнымъ и не будетъ слушать, какъ поносятъ Царя (наши вельможи терпѣли хулу противъ Царя, за что и претерпѣли наказаніе - примъ.).


А если останется и выслушаетъ, то одинаковый судъ тому и другому: и одинъ предается смерти, потому что говорилъ, и другой – потому что слушалъ.


Если говоритъ съ тобою лжецъ, а ты преклоняешь къ ​нему​ слухъ свой, то изъ устъ его течетъ смерть и переливается въ нѣдра слуха твоего; смертоносный ядъ говорящаго сообщается и слушающему.


Закваска, какую слушающій заимствуетъ у говорящаго, болѣе и болѣе ​вскисаетъ​ въ первомъ. Какъ перешла смерть отъ змія, говорившаго съ Евой? Посредствомъ слуха; имъ входитъ и убійственное злорѣчіе.


Лукавый и молчащаго можетъ погубить посредствомъ другого говорящаго. Кто не наноситъ себѣ смерти дѣлами, того убиваетъ онъ помыслами.


Демоны говорили истину, но Спаситель нашъ не внималъ имъ. Истинный хотѣлъ, чтобы не по свидѣтельству лжецовъ увѣровали въ Него, но чтобы истинная проповѣдь проповѣдана была истинными проповѣдниками.


Почему апостолы не хотѣли слушать того демона, который хвалилъ ихъ? Потому что голосъ горькаго былъ горекъ для сладостнаго ихъ слуха.


И истина изъ устъ лжеца выходитъ смертоноснымъ ядомъ; въ сладкихъ словахъ его скрывается горечь".


Прим.: Кто не понимаетъ, что устами Святыхъ праведниковъ глаголетъ и научаетъ насъ Самъ Духъ Божій, тотъ безнадежно спитъ - тотъ слѣпъ, глухъ и духовно глупъ. Отвергать спасительное слово - самоубійственно. ​Всѣ​ ученія такого ​Святого​, какъ преподобнаго Ефрема спасительно, ​многомудро​ и полезно для наученія и очищенія ума. 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.