Свящмуч. Кипріанъ Карѳагенскій о границахъ Церкви, благодати Таинствъ и крещеніи еретиковъ

  


"Кипріанъ брату Квинту желаетъ здоровья. ​Сопресвитеръ​ нашъ ​Лукіанъ​ сообщилъ мнѣ, возлюбленнѣйшій братъ, о твоемъ желаніи, чтобы мы изложили тебѣ наше мнѣніе о тѣхъ, ​которые​, по-видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ. Посылаю тебѣ для свѣдѣнія списокъ съ письма, въ которомъ изложено то, что недавно на Соборѣ постановили объ этомъ предметѣ мы, весьма многіе ​соепископы​, съ присутствовавшими ​сопресвитерами​. Я не знаю, какимъ предубѣжденіемъ руководствуются ​нѣкоторые​ изъ товарищей нашихъ, ​думающіе​, что тѣхъ, ​которые​ приняли погруженіе у еретиковъ, когда ​они​ къ намъ приходятъ, не должно крестить, потому что, какъ ​они​ говорятъ, крещеніе одно. Оно одно потому, что Церковь одна и внѣ Церкви крещеніе невозможно. А такъ какъ не можетъ быть двухъ крещеній, то, если еретики крестятъ истинно, ​они​ имѣютъ крещеніе. Кто своимъ удостовѣреніемъ предоставляетъ имъ это право, тотъ уступаетъ и соглашается, что врагъ и противникъ Христовъ имѣетъ, по-видимому, власть омывать, очищать и освящать человѣка. Мы же утверждаемъ, что приходящихъ оттуда мы у себя не перекрещиваемъ, но крестимъ. Ибо ​они​ ничего не получаютъ тамъ, гдѣ нѣтъ ничего, а приходятъ къ намъ, чтобы получить здѣсь, гдѣ ​есть​ благодать и всякая истина, потому что благодать и истина одна. Но ​нѣкоторые​ изъ товарищей нашихъ лучше хотятъ оказать честь еретикамъ, ​чѣмъ​ согласиться съ нами; и когда, утверждая, что крещеніе одно, не хотятъ крестить приходящихъ, то, такимъ образомъ, или дѣлаютъ два крещенія, потому что признаютъ крещеніе и у еретиковъ, или, что еще хуже, скверное и нечестивое погруженіе еретиковъ стараются противопоставить и предпочесть истинному, единственному и законному крещенію Каѳолической Церкви, не размышляя о томъ, что сказано въ Писаніи: ​Омываяйся​ отъ мертвеца, ​кая​ польза ему отъ бани (Сир. 34, 25)? Явно, что между мертвецами считаются тѣ, ​которые​ внѣ Церкви Христовой, и что не можетъ оживотворить другого тотъ, кто самъ не живетъ: одна только Церковь, получившая благодать Жизни Вѣчной, и живетъ во ​вѣки​, и животворитъ народъ Божій.


​Они​ говорятъ, что слѣдуютъ въ этомъ древнему обычаю. Но у древнихъ были только еще ​первые​ начатки ересей и расколовъ, къ которымъ уклонялись ​отступавшіе​ отъ Церкви и ​получившіе​ прежде здѣсь крещеніе; ихъ-то и не было надобности крестить, когда ​они​ потомъ возвращались къ Церкви и приносили покаяніе. Это теперь соблюдаемъ и мы: если извѣстно, что крестившіеся здѣсь и отъ насъ ​перешедшіе​ къ еретикамъ, познавши потомъ свой грѣхъ и отвергши заблужденіе, возвращаются къ истинѣ и на лоно Матери, то достаточно въ знакъ раскаянія возложить на нихъ руку, чтобы бывшую уже овцу, отчуждавшуюся впослѣдствіи и заблудшую, пастырь снова принялъ въ свою овчарню. Но если кто, приходящій отъ еретиковъ, не былъ прежде крещенъ въ Церкви и приходитъ какъ совершенно чужой и непросвѣщенный, то, чтобы сдѣлать его овцою, его нужно крестить, потому что одна ​есть​ вода въ Церкви святой, ​содѣлающая​ овецъ. Итакъ, какъ не могутъ имѣть ничего общаго ложь и истина, тьма и свѣтъ, смерть и безсмертіе, антихристъ и Христосъ, то мы во ​всёмъ​ должны держаться единства Каѳолической Церкви и ни въ ​чѣмъ​ не уступать врагамъ Вѣры и истины. Не должно предписывать на основаніи обычая тамъ, гдѣ слѣдуетъ доказать разсужденіемъ. Ибо и Петръ, котораго перваго избралъ Господь и на которомъ основалъ свою Церковь, когда впослѣдствіи Павелъ вступилъ съ нимъ въ споръ объ обрѣзаніи, ничего не присвоилъ себѣ нагло и не говорилъ съ высокомѣріемъ, что ему, какъ ​первоизбранному​. должны повиноваться новички и ​послѣдующіе​: онъ не пренебрегъ Павла, несмотря на то что тотъ прежде былъ гонителемъ Церкви, но принялъ совѣтъ истины и легко согласился на законное разсужденіе, отстаиваемое Павломъ, представляя намъ примѣръ согласія и терпѣнія, чтобы мы не держались упорно своего мнѣнія, но если когда предлагается что-либо полезное и спасительное братьями и товарищами нашими, то считали бы это своимъ, если только оно истинно и законно. И Павелъ, промышляя о томъ и вѣрно заботясь о согласіи и ​мирѣ​, такъ выразился въ своемъ Посланіи: ​Пророцы​ же два или три да глаголютъ, и ​друзіи​ да разсуждаютъ; аще ли иному открывается ​седящу​, первый да молчитъ (1 ​Кор​. 14, 29—30). Этимъ онъ научалъ и показывалъ, что каждому порознь можетъ быть многое открыто къ лучшему и что никто не долженъ отстаивать упорно то, что онъ однажды задумалъ и чего держится, но если что ​предложится​ лучшаго и полезнѣйшаго, всякъ долженъ охотно принимать это. Ибо мы не ​побѣждаемся​, когда намъ предлагаютъ лучшее, но вразумляемся, особенно относительно того, что принадлежитъ къ единству Церкви, къ истинѣ надежды и ​вѣры​ нашей. И мы, священники Бога, по Его удостоенію ​поставленные​ начальниками въ Его Церкви, должны знать, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даруемо только въ Церкви и что противники Христа нисколько не могутъ ​присвоивать​ себѣ Его благодати. То же постановилъ и съ общаго совѣта по здравомъ разсужденіи утвердилъ мужъ блаженной памяти ​Агриппинъ​ съ другими своими ​со-епископами​, ​которые​ управляли въ то время Господнею Церковью въ области африканской и нумидійской. Ихъ-то благочестивому, законному и спасительному мнѣнію, согласному съ ​вѣрою​ я Каѳолическою Церковію, и мы послѣдовали. А чтобы ты зналъ, какое мы написали письмо объ этомъ предметѣ, посылаемъ тебѣ по общей любви списокъ съ него для свѣдѣнія какъ твоего, такъ и находящихся тамъ нашихъ ​со-епископовъ​. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать".

Прим.: ​Омываяйся​ отъ мертвеца (не рожденнаго свыше еще — прим.), ​кая​ польза ему отъ бани (Сир. 34, 25)? Явно, что между мертвецами считаются тѣ, ​которые​ внѣ Церкви Христовой, и что не можетъ оживотворить другого тотъ, кто самъ не живетъ: одна только Церковь, получившая благодать Жизни Вѣчной, и живетъ во ​вѣки​, и животворитъ народъ Божій. Отпущеніе грѣховъ можетъ быть даруемо только въ Церкви и противники Христа нисколько не могутъ ​присваивать​ себѣ Его благодати или распоряжаться ею... — Такова ​есть​ вся московская ​лже-церковь​ моспатріархата, губящая своихъ свѣчкоставцевъ ​захожанъ​...  


Комментарии