Въ эмиграцiи немало бывшихъ революцiонеровъ и либераловъ, клеветавшихъ на Царя, покаялись въ своей слѣпотѣ...
"Московская государственность покоилась не на силѣ и не на покореніи властью народа, а на преданности и любви народа къ носителю власти. Западныя республики покоятся на народномъ признаніи. Но ни одна республика въ мiрѣ не была такъ безоговорочно признана своимъ народомъ, какъ самодержавная Московская монархія... Лѣвыя партіи изображали царскую власть, какъ теперь изображаютъ большевиковъ. Увѣряли, что "деспотизмъ" привелъ Россію къ упадку. Я, старый боевой террористъ, говорю теперь, по прошествіи времени — это была ложь.
Никакая власть не можетъ держаться столѣтіями, основываясь на страхѣ. Самодержавіе — не насиліе, основа его – любовь къ царямъ. Вѣдь Россія — государство Востока. Монархія была теократіей. Царь — Помазанникъ Божій. И никогда не было возстаній противъ царя. Не только въ Московскій періодъ, но и въ императорскій – царь былъ почти Богъ". (Изъ рѣчей на собраніяхъ газеты "Дни", общества "Зеленая лампа" и эмигрантовъ-соціалистовъ въ Парижѣ въ 1927-1929 г. — Цитъ. по: "Двуглавый Орелъ". 1929. № 25. С. 1186.)
«Въ дни моей молодости хорошій тонъ непремѣнно требовалъ отъ молодого человѣка роли "сознательной личности" и "борьбы за народъ". Въ ряды этихъ — увы!.. мало-сознательныхъ личностей становились тогда не только представители буржуазіи, какъ я (мы всѣ знаемъ имена Рябушинскихъ, Третьяковыхъ, Коноваловыхъ, Саввы Морозова и пр.), но и аристократы, какъ кн. П.а. Кропоткинъ, гр. Л. Толстой, князья Шаховскіе, кн. Хилковъ, Чертковъ, Чичеринъ и пр. Потомъ къ нимъ примкнули даже и Великіе Князья... Красная одурь росла какъ на дрожжахъ; русскій человѣкъ непремѣнно требовалъ себѣ "неба въ алмазахъ"... Заболѣлъ этой общественной оспой и я... Неба въ республиканскихъ и соціалистическихъ алмазахъ хотѣлъ и я... Войдя въ общественную жизнь въ качествѣ писателя, я не замедлилъ, понятно, устроить Россіи "вселенскую смазь": только мы — "передовики", можемъ устроить ея дѣла, а всё, что не съ нами, подлежитъ анаѳемѣ и должно быть брошено на историческую свалку.
Первая революція 1905 г. очень охладила мои революціонныя устремленія, а вторая 1917 г. и совсѣмъ подсѣкла ихъ въ корнѣ навсегда. Но разбѣгъ всё же владѣлъ еще мною и я смотрѣлъ на дѣятелей "стараго режима" съ непріязнью. Къ великому моему сожалѣнію, въ ихъ число попалъ и Государь Николай II. Но, изслѣдуя для своихъ романовъ наше прошлое, я всё болѣе и болѣе убѣждался, что онъ совсѣмъ не былъ ни глупымъ, ни безвольнымъ... "Глупъ" онъ былъ только потому, что не раздѣлялъ нашихъ заблужденій, а безвольнымъ представляли мы его потому, что онъ не только ни въ малѣйшей степени не обладалъ нашимъ основнымъ и тяжкимъ порокомъ самоувѣренностью ("мы всё знаемъ"), но наоборотъ, былъ безпредѣльно скроменъ... Частыя бесѣды съ Л.д. Корсаковымъ, которому случалось близко видѣть жизнь Царскаго, окончательно убѣдили меня въ томъ, что мы, "общественники", были непроходимыми ослами (одинъ Милюковъ съ его подлой "глупостью или измѣной" чего стоитъ!., и что на насъ лежитъ отвѣтственность за гибель несчастной, затравленной нами царской семьи...
Я посвятилъ этой страшной трагедіи нашей цѣлый томъ "Уставшая Царевна". Но когда-то онъ въ наше смутное время еще выйдетъ! А смерть не ждетъ: мнѣ уже 65; и потому, не откладывая дѣла, я считаю долгомъ своей совѣсти теперь же покаяться въ своей грубой и жестокой общественной ошибкѣ: НЕ ЦАРЬ БЫЛЪ ВИНОВАТЪ ПЕРЕДЪ НАМИ, а мы передъ нимъ, за насъ пострадавшимъ. За нашу ошибку мы пострадали очень строго, но всё же нѣтъ тѣхъ страданій, которыми мы могли бы до конца искупить наше преступное легкомысліе и смыть съ нашихъ рукъ и душъ кровь нашихъ жертвъ, бѣднаго Государя и его близкихъ. Я очень прошу моихъ читателей, если они встрѣтятъ въ моихъ томахъ суровые отзывы о погибшемъ Государѣ, Государынѣ и ихъ близкихъ, истолковывать эти мои грѣхи въ свѣтѣ этого письма "всёмъ": я виноватъ въ этой ужасной ошибкѣ и готовъ еще и еще искупать её, какъ мнѣ укажетъ суровый Рокъ". 25 апръ. 1939 г. (Цитъ. по: "Часовой". 1951. № 304;"Вѣстникъ Храма-Памятника". 1981. № 241).
Оставить комментарий