С ПРЕДПРАЗДНЕНСТВОМ БЛАГОВЕЩЕНЬЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ! СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ).
Именно о Празднике Благовещения Божией Матери русский народ говорил, что
в этот день даже и птичка гнезда не вьет, и девушка косы не заплетает,
вся природа радуется и торжествует, и как солнышко играет на Пасху на
восходе, так оно играет и на Благовещение.
....................................................................................................................
Когда
мы читаем только в Евангелии св. евангелиста Луки о том, как произошло
преславное событие Благовещения, нужно иметь в виду, что евангелист
упомянул только самое главное. Вряд ли можно думать, что св. Архангел
явился и сказал всего несколько слов; но главное содержание его
благовестия нам передано в Св. Евангелии и уже из этого мы видим,
насколько радостен и велик был этот день.
Но Церковь, Ее предание, и
Свв. отцы Церкви в своих творениях оставили нам некоторые подробности,
относящиеся к этому преславному событию. В частности, в Назарете, на
Святой земле, есть источник водный, который так и именуется «источник
Божией Матери». И вот сохранилось трогательное предание о подробности,
относящейся к событию Благовещения. По Евангелию получается так: Ангел
вошел к Деве Марии, когда Она была в каком-то помещении, предстал пред
Нею и приветствовал Ее «радуйся благодатная: Господь с тобою» (Лк.1:28).
Но предание, сохраненное у св. отцов, говорит, что было так: Дева
Мария, Которая тогда еще была совсем юной девушкой, пошла к этому
источнику за водой, как это делают всякие девушки и молодые женщины. И
вот там, у этого источника, Она слышит голос: «Ты родишь Сына Моего».
Только одна Она слышала этот голос; это не был потрясающий гром с неба,
но было ясно, Кто произнес эти слова. Их произнес Тот, Чей Сын родится
от Нее, то есть, Сам Бог Отец. И хотя сказаны они были только для Нее, и
Она одна только знала их, но когда творение слышит голос своего Творца,
оно трепещет. Ее чистая, святая душа непосредственно воспринимала токи
божественной благодати, но здесь, когда Она услышала голос Творца и
Владыки своего, ее девственная и чистая душа затрепетала. В трепете и
испуге Она вернулась домой. Но нужно успокоить как-то взволновавшуюся
душу и Она для этого взялась за свое любимое чтение, – чтение Священного
Писания. А когда Она стала читать, ей открылось место в книге пророка
Исаии, где как раз говорится о том, что Спаситель Мира родится от Девы.
Но настолько было глубоко ее божественное, ее благоухающее смирение, что
несмотря на те слова, которые Она услышала у колодца, Она все-таки это
пророчество не подумала применить к Себе Самой, а просто прочитавши о
рождении Спасителя мира от Девы подумала: «как была бы Я рада, если бы
только была последней служанкой у этой Преблагословенной Девы». И вот
тут пред Ней предстал Архангел Гавриил и Она слышит его слова: «радуйся
благодатная: Господь с тобою: благословенна ты в женах» . Мы знаем из ее
жизни, что явление Ангела само по себе не было новостью для Нее. До
своего переселения в Назарет, от самого переселения во храм, Она жила
при храме и там, как говорит предание церковное, Архангел Гавриил
являлся Ей, приносил Ей пищу и беседовал с Нею. Так что само по себе его
явление не взволновало бы Ее особенно; но Она слышит необыкновенное
приветствие, которого никогда ни одна дева ни женщина не слыхала;
поэтому, евангелист не говорит, что Она увидя его испугалась, а что Она
услышавши его слова смутилась от них и стала размышлять, что значит
такое приветствие. И слышит Она дальше, как Архангел Ей говорит: «не
бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; Ты родишь Сына и наречешь
ему имя: Иисус. Он будет велик, Он Сын Вышнего наречется, и даст Ему
Господь Бог престол Давида, отца Его, и царствию Его не будет конца»
(Лк.1:30–33). Причем, церковная служба опять таки сохранила нам
трогательное предание, что слова эти были более пространны, чем они
коротко переданы в Евангелии, и что между прочим, видя Ее волнение,
святой Архистратиг говорит Ей: Что Ты боишься меня, что Ты трепещешь
меня, Владычице, пред Которой я сам трепещу, что Ты так благоговейно
предстоишь предо мною, когда я сам с благоговейным страхом Тебе
предстою...
Когда Дева Мария услышала благовестие Архангела в Ее
святейшей душе сразу появилось недоумение: Архангел благовествует Ей о
том, что Она будет Матерью, но Она дала обет девства, и никогда от него
не отступит: как же может это быть? Дева не может быть Матерью – Матерь
не может быть Девою? Как же понять это благовестие? Она и задает свой
смиренный вопрос: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» (Лк.1:34). Но
когда Архангел Ей сказал: «Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго
осенит Тя» , и закончил свое благовествование словами «у Бога не
изнеможет всяк глагол» (Лк.1:35, 37), т.е. никакое слово или повеление,
данное Богом не может остаться без исполнения, Ее святая душа
успокоилась, и Она поняла, что это будет уже сверхъестественным
рождением и успокоившись, сказала те чудные слова, которые Московский
митр. Филарет назвал «благовестием от земли к небу». Обратите внимание:
Архангел как будто бы сделал свое дело, все Ей сказал, все Ей объяснил, –
но он чего-то ждет, он не уходит, и наконец, слышит Ее ответ, о котором
великий Святитель говорил, что если благовестие Ангела было
благовестием от неба к земле, то ее слова – это благовестие от земли к
небу. Ответ ее был: «се раба Господня: буди мне по глаголу твоему»
(Лк.1:38). Т.е. я – раба Господня; раба не рассуждает, ее господин с ней
поступает как ему благоугодно, она же только повинуется и исполняет его
волю. Смиренное, всецелое послушание и полная преданность воле Божией,
возвещенной небесным Благовестником... И вот совершилось это взаимное
благовестие от неба к земле и от земли к небу и «отыде от нея Ангел» .
Ее чистая, разумная, просветленная душа понимала, конечно, что это
благовестие принесет коренную перемену в ее жизни. Она думала, вероятно,
в безвестности окончить свою жизнь, в преданности Богу и служении Ему.
Но тут Она видит, что Ей предрекается тот жребий, по которому Она будет
Царицею всех цариц, по которому Она будет Высшей и Честнейшей Херувимов и
Серафимов. Взволнованная всем этим, и зная от Ангела о том преславном
событии, которое произошло в жизни Ее старшей родственницы, праведной
Елисаветы, которая, потеряв уже надежду когда-либо иметь сына или дочь,
теперь готовится также быть матерью, Она поспешила к ней. И конечно,
великой радостью было для Нее то, что когда Она вошла к праведной
Елисавете и приветствовала ее, то услышала от нее слова, которыми в
Назарете приветствовал Ее Ангел: «благословенна Ты в женах» (Лк.1:42).
Какая радость это была для Нее... И тут из Ее чистой души и излилась та
молитвенная песнь, которую Церковь так любит и всегда повторяет на
утрени: «величит душа моя Господа, и возрадовася Дух мой о Бозе Спасе
моем» . Дальше Она говорит: «яко призре на смирение рабы Своея» , т.е.
Господь призрел на Ее смирение; а еще далее говорит то, что стало ясным
для Нее. Она понимала, как высок теперь ее жребий: «се бо, отныне
ублажат Мя вси роди: яко сотвори Мне величие Сильный» (Лк.1:46–49). Она,
неизвестная миру Дева иудеянка, поднимается этим благовещением на такую
высоту, на такое величие, пред которым всякое земное величие – детские
игрушки... Но сказав – «яко сотвори мне величие Сильный» Она добавляет:
«и свято Имя Его» . Как истинно преданная Богу, Она и здесь переходит к
прославлению святости Божией.
Да будет же все это назиданием для
нас, и то Ее смирение, по которому Она не могла сразу и принять
благовестия, что Она станет Матерью Божией, и та Ее преданность,
послушание и повиновение Богу, по которому Она и сказала, что Она раба
Господня – пусть будет Ей по словам Ангела. Она дала нам высочайший и
святейший пример того, как нужно всегда, а в особенно в ответственные и
важные моменты своей жизни, прежде всего заботиться о том, чтобы
исполнить волю Божию, как Она Сама ее исполнила в день Своего
Благовещения... Аминь.
==========================================================================
Всех православноверующих, кто в завете со Господом, поздравляем с Праздником!
Оставить комментарий