И. Ильинъ — "Какъ русскіе превращаются въ совѣтскихъ патріотовъ"...


"Пути этого превращенія различны и многообразны, и не ​всѣ​ дороги жизни заслуживаютъ особаго описанія. Трагедія голода, безработицы и отчаянія; трагикомедія паники, безволія и безличности; комедія глупости, хитрости и невѣжества - понятны. Ихъ не надо разъяснять.


Но ​есть​ и ​сущія​ превращенія.


​Есть​ ​искреннія​ превращенія: человѣкъ тоскуетъ по родинѣ, а родина для него не духъ, не честь, не культура, не самостоятельное и свободное цвѣтеніе народной души и даже не рангъ народа въ ​міровой​ исторіи. Родина для него - это стихія національнаго языка (хочу говорить по-русски!); ширь ландшафта (мнѣ здѣсь тѣсно и душно, хочу нашихъ равнинъ и лѣсовъ!); острота климата (морозы, снѣга, весенній вѣтеръ, грозы, ливни, бури!) и ароматъ быта (вывѣтрившійся въ ​совѣтчинѣ!).


Отъ многолѣтней усталости, близорукости и поверхностнаго жизневоспріятія​ - онъ перестаетъ воспринимать порочное, позорное и ​противорусское​ качество ​совѣтчины​.


Пропаганда подталкиваетъ его, ​колеблющагося​, - и онъ готовъ "​сопричислиться​". Такихъ не мало. Можетъ быть, ​они​ и уцѣлѣютъ, по своей незамѣтности, гдѣ-нибудь въ уголочкѣ...


Но ​есть​ и не​искреннія​ превращенія. Человѣкъ отлично понимаетъ и порочность, и ​позорность​, и антинаціональность ​совѣтчины​; понимаетъ, но не чувствуетъ ​её​; и потому ​всё​ это не мѣшаетъ ему "​сопричисляться​". У него холодное ​сердце​ и мертвая совѣсть: въ ​немъ​ нѣтъ русскаго патріотизма (были раньше зачатки, да эмигрантскій сквознякъ продулъ и выдулъ!), нѣтъ любви къ своему народу (отвыкъ, да и сердца у него не было!), нѣтъ ​живого​ отвращенія къ той системѣ пошлости, лжи, насилія и раболѣпства, которая вотъ уже 30 ​лѣтъ​ уродуетъ добрую и благородную душу нашего народа. Онъ холодно наблюдаетъ, разсчитываетъ, любопытствуетъ, "прикидываетъ"; совѣтуется съ международной "​закулисой​" и, подбодренный​ ею, рѣшаетъ. Вѣдь ​умные​ люди вообще вѣрятъ въ "правоту" сильнаго и въ умѣніе держать носъ по "вѣтру"; а смыслъ великаго урагана исторіи и скрытый въ ​нем​ъ приговоръ злодѣйству - имъ недоступенъ. И вотъ онъ готовитъ себѣ не​обходимыя​ "связи", "договаривается", «называется груздемъ» и «лѣзетъ въ кузовъ». 


Это не значитъ, что онъ немедленно "возвращается". Да и пустятъ ли его?... Нѣтъ, онъ нерѣдко остается въ эмиграціи, начинаетъ совѣтскую пропаганду, лжетъ иностранцамъ по совѣтской указкѣ, лжетъ и по-русски, нарочно смѣшиваетъ Россію съ Совѣтскимъ Союзомъ, путаетъ ​всѣ​ понятія, выдаетъ зло за добро и добро за зло, отправляетъ другихъ на погибель и становится слугою дьявола. Такова была предательская роль ​Бердяева​, который, впрочемъ, совсѣмъ не былъ одинокъ. Другіе "ѣдутъ". Иногда ​высланные​ европейскимъ государствомъ, въ которомъ ​они​ долго имѣли ​убѣжище​ и которое ​они​ потомъ отблагодарили предательской агентурой; но иногда и вполнѣ добровольно. Ибо и дьяволъ можетъ имѣть своихъ "добровольцевъ"...


Такимъ совѣтская власть не вѣритъ, такихъ она не цѣнитъ; и въ этомъ она права. ​Они​ будутъ использованы, а затѣмъ уничтожены, какъ ​подозрительные​ перебѣжчики: имъ "пришьютъ" «шпіонажъ въ пользу Эквадора или Новой Зеландіи»... и присудятъ къ "высшей мѣрѣ"!...


Итакъ, люди "превращаются" отъ духовной слѣпоты: или наивно-безпомощной, или порочно-сознательной. Наивная безпомощность иногда выражается въ своеобразномъ "дальтонизмѣ": человѣкъ вдругъ (или постепенно!) слѣпнетъ для одного "цвѣта", для опредѣленнаго сектора жизни. Одинъ увѣровалъ, что успѣхъ Красной Арміи составляетъ честь и славу Россіи и уже начинаетъ "забирать" Дарданеллы, Балканы, Персію и аннексировать Китай (военный имперіализмъ Красной Арміи)... Другой увѣровалъ, что санъ Всероссійскаго Патріарха дѣлаетъ человѣка "мудрымъ", "геніальнымъ", "святымъ", "священномученикомъ"... И вотъ онъ уже шепчется съ чекистами въ рясахъ, прислуживаетъ въ храмѣ перебѣжавшему Епископу и мечтаетъ подмять подъ Совѣтскую церковь ​всѣ​ ​восточныя​ Патріаршества (клерикальный имперіализмъ Совѣтской церкви)... Третій преклонился передъ - «заводами-гигантами» и восторгается лозунгомъ «догнать и перегнать Америку». И вотъ онъ уже горюетъ о томъ, что ​совѣтофилъ​ ​Капица​ ​всё​ еще не подарилъ Совѣтамъ атомную бомбу и уже переписывается таинственно съ какимъ-то совѣтскимъ жильцомъ поруганнаго Московскаго Кремля...


И ​всѣ​ ​они​, по слѣпотѣ и глупости, промѣнявъ Россію на Совѣтскій Союзъ, мнятъ себя "патріотами".

Этимъ ​всѣмъ​ одна судьба: «коготокъ увязъ - всей птичкѣ пропасть»: такова «власть тьмы». Духовной зоркости не хватило - ослѣпнетъ совсѣмъ. Ступилъ въ болото - и не вылѣзетъ. Проглотилъ маленькаго "чертенка" - проглотитъ и всего "дьявола"; и тогда "дьяволъ" проглотитъ его ​самого​...


Во всѣхъ этихъ превращеніяхъ - искреннихъ и неискреннихъ - дѣло не просто въ недостаткѣ освѣдомленности или въ интуитивной зоркости. Дѣло въ скудости духа: въ ​недуховности​ "патріотизма", въ бездуховномъ политиканствѣ, въ духовно мертвомъ воспріятіи арміи, въ духовнослепой религіозности, въ духовно-индифферентномъ трактованіи національнаго хозяйства.


Ибо безъ духовнаго измѣренія ​вещей​, явленій и человѣческихъ дѣлъ - безъ измѣренія глубины, безъ «Божьяго луча», безъ совѣсти и чести - ​всё​ становится мелкимъ, плоскимъ, пошлымъ и соблазнительнымъ. А въ нашу эпоху величайшаго, обостреннаго и обнаженнаго соблазна всякая духовная скудость и слѣпота (въ политикѣ, въ хозяйствѣ, въ церкви и въ арміи, въ искусствѣ и въ наукѣ!) ведетъ къ пріятію безбожія, къ содѣйствію ​міровой​ революціи и къ предательству Россіи.


Иванъ Ильинъ, «Наши задачи» 



Прим.: Не только вся правая русская эмиграція, ставъ вдругъ ревностно монархической, стала лить слезы по потерянному и разоренному Отечеству, но и кто на остался руинахъ... подъ тяжкимъ игомъ большевицкимъ. До всѣхъ съ  опозданіемъ дошло что они натворили... Но это уже другая исторія, другого государства...

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.