СЛОВО О МАЛОВЕРИИ (Мф. 14. 22–34)

 ПРОТ. ВАЛЕНТИН АМФИТЕАТРОВ



И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
Что расположило всех, бывших на корабле, поклониться Иисусу и исповедать Его Сыном Божьим? Без сомнения, все то, что они видели, слышали и знали об Иисусе Христе. Видели они чудо дивное: Он шел по глубине вод, как по суше, видели, как один из бывших с ними в корабле, любящий Петр, по одному слову Иисуса Христа вышел из корабля и пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу. Они видели, как Петр, испуганный, начал было утопать, вопил о спасении и как Иисус Христос спас его на водах от неминуемой гибели; они видели, как Иисус Христос Своим словом утишил ветер, взволновавший воды. Они знали, что Иисус Христос являл истинные чудеса; исцелял больных, утешал печальных, питал алчущих, указывал путь жизни хромым, восстановлял расслабленных, открывал зрение путей слепым и чувственно и внутренне… Все это расположило людей, бывших в корабле, подойти к Иисусу Христу, воздать Ему божеское поклонение и сказать: «истинно Ты – Сын Божий!» (Мф. 14. 33).

Вся наша жизнь, мои слушатели, уподобляется издавна плаванию по неопределенному пространству времени. От колыбели до гроба каждый из нас как бы плывет от одного берега к другому, от временного к Вечному. Миллионы душ, подобных нам, рожденных человеческими матерями, каждый день переплывают это пространство. Новые миллионы начинают плавание, другие миллионы, подобно нам, еще продолжают плавание. Многие пристали к берегу, пристали к тихому пристанищу нескончаемой Вечности: они жизнерадостны, они слышат Ангельское песнопение и сами, наслаждаясь, восхваляют Царя царствующих и Господа господствующих. А другие – увы! – не доплыли до вожделенного берега; несчастные, они погибли в волнах житейского моря, воздымаемого бурею напастей. Достигли берега и вступили в страну, где нет ни болезней, ни печалей, ни вздохов смертного, ни бурь страстей, ни помыслов низких, те, которые во время своего житейского плавания веровали в Иисуса Христа, поклонялись Ему, как Спасителю своему, а погибли в волнах житейского моря, – которые не веровали в Сына Божия, а если веровали, то поклонялись Иисусу Христу, подобно тем своекорыстным, непокорным, ужасным людям, которые носят отчество и фамилию родивших их и воспитавших родителей, но не любят их, не уважают их, не чтут завещаний и заповедей их…

Для безопасного плавания по житейскому морю и для того, чтобы достигнуть блаженного пристанища в Вечности, крайне необходимы живая вера в Господа Спасителя и достойное поклонение Ему. Слава Богу, – Он сподобил нас с самого младенчества быть крещеными во имя Его, знать Закон Божий. Несомненно, нет из всей среды присутствующих здесь таких, кто не знал бы дословно Символа веры, молитвы Господней и десяти заповедей Закона Божия, кто бы их не перечитывал ежедневно и не помнил о них. А между тем, наши жизненные ладьи, на которых мы плывем, – когда подвергаются обуреванию, то мы стонем, устрашаемся и бедствуем. Поразит ли кого-либо из нас или дорогих, близких нам лиц неприятность, то какой шум поднимаем вокруг себя; придет ли какая напасть, – какой испуг выражаем мы, какие вопли слышатся! В трудных обстоятельствах жизни мы часто приходим в смущение и близки к отчаянию сильнее, чем Ап. Петр, застигнутый волнами моря на пути его шествия к Иисусу Христу.

«Маловерный, – сказал Иисус Христос Петру, – почто усумнился?» (Мф. 14. 31).
Маловерие – вот причина наших потоплений. Во время невзгод жизни мы как бы забываем о том, что судьба жизни нашей в руках Божиих. Нищенская сума, темная тюрьма, смертельное увечье, слепота и всякий коловорот в человеческой жизни воздвигается на человека для поколебания и истребления нашей веры, чтобы погубить нас. Но при глубокой, крепкой как скала и живой вере в Господа Спасителя нет ничего страшного на земле. Честный человек встречается бодро с самой смертью. А несчастия для честного человека, как они ни болезненны, но это раны, полученные храбрым воином в борьбе с врагом за веру, за заветные убеждения, раны не обезображивающие, но придающие вид мужественному борцу, доказывая, что он смотрел в лицо самой смерти.

Ничто так не досаждает врага нашего спасения, как крепкая и живая вера в истины Евангелия. Против нее он, человекоубийца, воздвигает противный ветер и со стороны нашей плоти и со стороны мира. Человек верующий спокоен от простоты своей веры, молится, слушает наставления любящего своего духовного отца, но вот враг сеет в его сердце желание, по-видимому, благовидное, – обсудить свою веру. И он начинает суеверничать, начинает ходить к разным старцам, из которых один говорит одно, а другой – иное, один велит, а другой запрещает. И верующий, дотоле спокойный, подвергается сильному и противному ветру человеческих лжеучений, так что самая его вера подвергается крайней опасности обратиться в языческую безтолковую или же в полное неверие. Благо ему, если он скоро сознает свое опасное положение и, подобно Ап. Петру, воззовет к Спасителю: «Господи! Погибаю, спаси меня!» (Мф. 14. 30). Иначе несчастный суевер или невер, не доплывая до берега блаженства, погибнет.

Случается знать, что некоторые верующие живут спокойно при благоприятных семейных и общественных условиях и отношениях. Они в своей жизни выражают свою веру, как должно. Но враг спасения расстраивает их семейные отношения, производит несчастья в делах службы, торговли и занятиях. Являются и там, и в другом месте, и здесь недоброжелатели, гонители, притеснители, неудачи, убытки и – увы! – вера этих людей подвергается неприятностям, подвергается буре, и в таком состоянии они говорят сомнения, выражают ропот и озлобление. Хорошо, если они вовремя вспомнят историю Иова праведного и, подобно ему, во всех своих делах и скорбях сохранят веру. Иначе они вместо желаемого избавления от временных бед и утрат могут погибнуть навеки.

Блюдите, Господа ради, нашу православную веру при всех внешних и внутренних бурях, невзгодах и неудачах. Вера – дар Божий; она выше и ценнее всех даров Божиих, ценнее самой жизни. С потерею веры соединены вред души и ее погибель.

Надо не только хранить веру, но приумножать ее. Ибо вера имеет свои степени; на нижней степени она называется маловерием. В этом состоянии мы делаемся суеверными, кидаемся из стороны в сторону, ищем для себя советников – старцев, стариц; в этом состоянии маловерия подвергаемся опасности потерять веру и погибнуть. Нам стыдно быть маловерными. В руках Наших – Евангелие, в глазах наших – богослужение матери Церкви, в устах – молитва; чувства и тела наши освящаются благодатью Св. Духа.

Молюсь, чтобы благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога Отца и причастие Св. Духа приумножали, укрепляли и возращали нашу веру. Подобно бывшим в корабле, подойдем к Иисусу, благоговейно поклонимся Ему и произнесем от сердца: «воистину Ты – Сын Божий!» (Мф. 14. 33). Аминь.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Всё духовное в нас есть дар милости Божией: вера, покаяние, вИдение своих грехов, держание поста, молитва, сила борьбы со грехами, стремление к святости, ненависть ко грехам и нечистоте итд. Слепотствующим патриархийщикам это неведомо... Прелесть.
+++
Прав. Иоанн Кронштадский:
Характер настоящего, временного жития – прелесть .
* * *
Если столь нелеп и безсмыслен, смертоносен грех, то почему мы не гнушаемся им, не перестаем слушаться его, творить волю его? По причине прелести его великой, по обаянию его, обману непрестанному, по причине временной сласти и временного удовлетворения самолюбия человека грешного, по причине омрачения, напускаемого грехом. Так, есть прелесть гордости, прелесть злобы, прелесть пьянственная, прелесть чревная, прелесть чресл или блудная, прелесть лености и бездействия, прелесть сонная, прелесть своенравия и непослушания, прелесть сребролюбия и златолюбия, прелесть жестокосердия, прелесть тщеславия, роскоши, прелесть конских ристалищ, прелесть зрелищная, прелесть художественная, особенно жанровая, когда выставляет напоказ наготу одного из полов человеческого рода. С такой многообразной прелестью греха требуется христианской верой всегдашняя неотложная неослабная борьба и для победы над нею особенная благодатная помощь Божия, призываемая искушающимся...

Св. от. Иоанн Кронштадский


Комментарии