Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) — "Въ чемъ спасеніе Россіи?"

 

 

«Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго!.. всѣхъ насъ заступи, о Госпоже, Царице и Владычице!.. предстоящихъ и молящихся Тебѣ умиленною душею, и сокрушеннымъ сердцемъ... и вся спаси, Богородице Дѣво: Ты бо еси Божественный ПОКРОВЪ РАБОМЪ ТВОИМЪ». (изъ тропаря Казанской Божіей Матери).

Многіе русскіе люди, а особенно тѣ изъ нихъ, которые сами пережили всѣ кровавые ужасы, начавшіеся у насъ съ 1917 года, нерѣдко задаютъ себѣ вопросъ: «Какъ все это могло случиться съ нашей несчастной Родиной, и въ чемъ — спасеніе Россіи?»

И часто вопросъ этотъ — вопросъ первостепенной важности — рѣшаютъ совсѣмъ по-разному.

А между тѣмъ правильное рѣшеніе этого вопроса можетъ быть только одно. И только тогда, когда всѣ русскіе люди, въ основной своей массѣ, поймутъ это, придетъ долгожданное спасеніе Россіи, — не раньше.

Наше утвержденіе отнюдь не голословно, ибо оно основывается на всей почти тысячелѣтней исторіи нашей Родины, не напрасно и не безъ самаго глубокаго смысла и значенія именовавшейся «Святой Русью» и «Домомъ Пресвятыя Богородицы». А особенно краснорѣчиво свидѣтельствуетъ объ истинности его великое событіе, празднуемое нашей Россійской Православной Церковью 22 октября, по нашему Православному календарю.

Всѣ ли русскіе люди, однако, въ наше время знаютъ и чтутъ этотъ столь радостный и вселяющій въ насъ надежды на лучшее будущее праздникъ въ честь Казанской Иконы Божіей Матери, установленный въ благодарность Заступницѣ усердной рода христіанскаго за избавленіе Москвы и всего Отечества нашего отъ нашествія иновѣрцевъ-поляковъ и мрачныхъ ужасовъ такъ называемаго «Смутнаго Времени» въ первой половинѣ XVII-го столѣтія?

А вѣдь стыдно настоящему русскому человѣку не знать этого!

Необычайно-тяжкія времена переживала тогда Русская Земля. Наступило «между-царствіе», безначаліе, а съ нимъ и полная разруха, разстройство всей государственной жизни. Москва находилась въ рукахъ поляковъ, стремившихся посадить на русскій престолъ своего королевича, въ сѣверныхъ областяхъ хозяйничали шведы, по всей странѣ ходили, безнаказанно грабя и убивая всевозможныя разбойничьи шайки. Гибель Россіи казалась безповоротной и окончательной: спасенія, по чисто-человѣческимъ соображеніямъ, ожидать было неоткуда.

И вотъ, въ такомъ, повидимому, совершенно-безнадежномъ положеніи, лучшіе русскіе люди все свое упованіе возложили на помощь Божію и на чудесное заступничество Пречистой Матери Божіей, не разъ уже въ прошломъ спасавшей Русскую Землю — Домъ Свой. И не посрамились въ своемъ упованіи.

Въ отвѣтъ на Грамоты съ призывами встать на защиту Церкви и Отечества, разсылавшіяся стоятелемъ за Землю Русскую Святѣйшимъ Патріархомъ Гермогеномъ и иноками прославленной Троице-Сергіевой Лавры, начали образовываться Народныя Ополченія. Одна изъ такихъ грамотъ попала въ Нижній Новгородъ, гдѣ прочтенная съ церковнаго амвона, вызвала особенное воодушевленіе Козьмы Минина-Сухорука:

«Встанемъ всѣ, какъ одинъ, за Святую Русь, за Домъ Пресвятыя Богородицы», съ такимъ пламеннымъ призывомъ обратился онъ къ своимъ согражданамъ: /с. 581/ «Заложимъ женъ и дѣтей, но освободимъ Отечество». Воодушевившіеся этимъ его призывомъ образовали Ополченіе подъ начальствомъ князя Д. М. Пожарскаго.

Глубоко-вѣрующій, настоящій православный русскій человѣкъ князь Д. М. Пожарскій горячо молился передъ чудотворной иконой Божіей Матери Казанской, незадолго до того, въ 1579 году чудесно явившейся во градѣ Казани, и взялъ ее (по другимъ свѣдѣніямъ, списокъ съ нея) съ собою, дабы она сопровождала его ополченіе. Множество всевозможныхъ препятствій, даже оттуда, откуда нельзя было ожидать ихъ, встрѣтило воинство кн. Пожарскаго. Все это возбудило въ малодушныхъ сердцахъ робость и упадокъ мужества. Въ такомъ горестномъ положеніи вся надежда могла быть только на помощь свыше, и вотъ — весь народъ и войска стали съ сердечнымъ умиленіемъ и покаянными слезами возсылать горячія моленія къ Пречистой Матери Божіей передъ Ея чудотворной иконой Казанской. Послѣ отслуженнаго передъ Образомъ торжественнаго всенароднаго молебнаго пѣнія, всѣ рѣшили возложить на себя еще трехдневный строгій постъ. И покаянныя молитвы эти не остались тщетными.

Въ Московскомъ Кремлѣ, въ плѣну у поляковъ, томился праведной жизни святитель Арсеній (Святѣйшаго Патріарха Ермогена уже не было въ живыхъ: поляки его уморили голодомъ за его непоколебимость въ стояніи за Вѣру и Отечество), Архіепископъ Елассонскій, прибывшій въ Россію съ Востока. Отъ тяготы плѣна и страданій онъ впалъ въ болѣзнь и изнеможденный лежалъ на одрѣ въ своемъ заключеніи.

И вдругъ въ полночь темничная келлія его наполнилась необычайнымъ свѣтомъ, и среди этого свѣта онъ видитъ предъ собой преподобнаго Сергія, Игумена Радонежскаго, который говоритъ ему: «Арсеній! ваши и наши молитвы услышаны: предстательствомъ Богоматери судъ объ Отечествѣ нашемъ преложенъ на милость: завтра Москва будетъ въ рукахъ осаждающихъ, и Россія спасена». Какъ бы въ подтвержденіе истинности этого пророчества, къ болящему старцу возвращается крѣпость его силъ, и онъ получаетъ исцѣленіе отъ томившаго его тяжкаго недуга.

Радостная вѣсть эта, переходя изъ устъ въ уста, распространилась съ быстротой молніи, перешла за стѣны осажденнаго города и воспламенила сердца воиновъ князя Пожарскаго неустрашимымъ мужествомъ. Дерзая о Имени Богоматери, христолюбивое воинство сдѣлало рѣшительный приступъ къ Кремлю, и поляки, несмотря на отчаянное сопротивленіе, должны были сдать Кремль.

Это было 22-го октября 1612 года.

Въ первый же воскресный день русское воинство со всѣми жителями столицы совершили торжественный крестный ходъ на Лобное мѣсто съ чудотворной иконой Казанской Божіей Матери. Навстрѣчу этому крестному ходу вышелъ святитель Арсеній, неся на своихъ рукахъ сохраненную имъ въ плѣну чудотворную икону Божіей Матери Владимірскую. Падая на землю ницъ и проливая слезы благодарности, каждый стремился освятить себя прикосновеніемъ къ этой дивной святынѣ, столько разъ въ прошломъ спасавшей Русскую Землю.

Въ память этого чудеснаго спасенія Россіи отъ бѣдствій Смутнаго Времени, новоизбранный Царь Михаилъ Ѳеодоровичъ Романовъ, по благословенію отца своего Патріарха Филарета, распорядился установить ежегодное торжественное празднованіе Казанской иконѣ Божіей Матери, кромѣ дня ея обрѣтенія 8 іюля, еще въ день избавленія Москвы отъ поляковъ — 22-го октября. Казанская икона Божіей Матери сдѣлалась семейной иконой въ Царскомъ родѣ Романовыхъ и Царь Алексій Михаиловичъ въ 1649 году объявилъ день 22-го октября Всероссійскимъ праздникомъ — «табельнымъ днемъ», каковымъ онъ внесенъ и въ сводъ нашихъ отечественныхъ законовъ.

Итакъ, по усерднымъ покаяннымъ молитвамъ русскихъ людей, «предстательствомъ Богоматери судъ объ Отечествѣ нашемъ былъ преложенъ на милость», и именно тогда, когда, казалось, что никакой уже нѣтъ надежды на спасеніе. Неужели это ничему насъ не учитъ, и неужели современные русскіе люди могутъ оставаться безчувственными къ этому несомнѣнному голосу исторіи?!

Прим.: Божественной помощи надо еще удостоиться. А какъ этого достичь и чѣмъ  умилостивить Вышняго современные "попы" не объясняютъ, просто уча о покаяніи... Тупикъ.

Со времен п. Тихона идутъ вопли отъ поповъ: "Кайтесь, кайтесь..." Только въ чемъ конкретно каяться и какъ получить отъ Бога оправданіе, не говорилось ни самимъ Тихономъ Беллавинымъ, ни сегодняшними горе-"священниками"...

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.