Письмо преподобнаго Максима Исповѣдника († 662 г.) — "О цѣли установленія Царской власти"
"Ты требовалъ, чтобы я написалъ тебѣ, почему Богъ опредѣлилъ нѣкоторымъ людямъ владычествовать надъ подобными себѣ людьми, тогда какъ всѣ люди имѣютъ одинаковую природу и всѣ въ одинаковой мѣрѣ причастны оной. Не вдаваясь въ излишество, я изложу кратко все, чему учили меня о семъ предметѣ мудрые и святые Мужи.
Неложное Писаніе открываетъ намъ, что человѣкъ, по благодати сотворившаго его Бога, получившій власть надъ всѣмъ видимымъ міромъ, послѣ того, какъ по злоупотребленію извратилъ естественное направленіе духовнаго своего существа, по праведному суду Божію подвергъ тлѣнію какъ самаго себя, такъ и весь міръ. Посему всякій человѣкъ, не исключая никого, подверженъ во время многотрудной и многоплачевной жизни сей, отъ непостоянства ея, происходящаго отъ неразумія и безпорядка составляющаго ее вещества, бѣдствіямъ, сопряженнымъ съ нею. И это Господь установилъ премудро; именно Онъ хотѣлъ, чтобы мы, узнавъ по бѣдствіямъ жизни, безумно любимой нами, сколь вредно пристрастіе къ ней, удостовѣрились, что для насъ полезнѣе оставить ее, нежели проводить, и, утвердившись въ равнодушіи къ ней, презрѣли непостоянные видимые предметы, а вмѣсто ихъ возлюбили неизмѣняемые мысленные предметы.
Но поелику мы, не смотря на безчисленныя бѣдствія, какія претерпѣваемъ въ продолженіе ея, не перестаемъ любить ее; то всеблагій, премудрый и благопромыслительный Господь учредилъ между людьми Царскую власть съ тою цѣлію, чтобы предотвратить то зло для жизни, которое имѣетъ произойти отъ своеволія, т. е. чтобы люди не истребляли другъ друга, подобно рыбамъ морскимъ, не имѣя начальника, который бы могъ удержать сильнаго отъ нападенія на слабѣйшаго. На семъ основаніи въ родѣ человѣческомъ по необходимости учреждена Царская власть, и люди, одинаковую имѣющіе природу, раздѣлены на начальствующихъ и подчиненныхъ, дабы первые руководствовали покоряющихся законамъ естественнымъ, и наказаніями обуздывали нежелающихъ по надмѣнію ума покоряться имъ, и такимъ образомъ оказывали всѣмъ правосудіе, опорою коего служатъ страхъ и любовь, и которое, не смотря на различныя склонности людей, утверждаетъ повсюду миръ и тишину; чего не было бы достигнуто, если бы страхъ не удерживалъ чернь отъ безумнаго стремленія къ беззаконію и не заставлялъ ее силою жить мирно, подобно людямъ благоразумнымъ; ибо страхъ заставляетъ неразумныхъ противъ воли дѣлать то же, что разумные дѣлаютъ произвольно, по убѣжденію.
Прим.: Величайшій изъ умовъ человѣчества Максимъ Исповѣдникъ.
Простой жизненный примѣръ на одной семьѣ. У меня большая семья. Можно сказать огромная. Когда я въ ней "царствую" или "царю", въ смыслѣ вхожу во всѣ проблемы каждой души — беру на себя руководство всеми процессами, то никакихъ конфликтовъ въ семьѣ нѣтъ. Все находится въ строгой іерархіи и соподчиненіи. Каждый на своемъ мѣстѣ дѣлаетъ, что надо. Царятъ благодушіе, миръ, любовь и порядокъ. Всѣ подчиняются охотно единому центру, черезъ котораго все благополучно разрѣшается. Стоитъ только выпустить бразды правленія и отойти отъ дѣлъ, какъ тутъ же наступаетъ хаосъ, нестроенія. Вѣдь у каждой души есть свои личныя интересы, амбиціи и наклонности... Иниціатива претъ отъ каждаго въ пику другому. Чѣмъ болѣе длится отсутствіе центра, тѣмъ болѣе распадается единый организмъ семейнаго тѣла.
Монархия
христіанская (всегда служебная) — это власть креста (отвѣтственности), а
не власть гордыни и тупого своеволія, се, какъ рѣчено: "БОльшій изъ васъ да будетъ вамъ
слуга..."
Оставить комментарий