Преподобный Ефремъ Сиринъ о праздности ума и покаяніи
"Нѣкто изъ святыхъ сказалъ: «Наполняй умъ многоцѣннымъ бисеромъ, чтобы онъ не наполнялся худымъ содержаніемъ, потому что умъ не терпитъ быть въ праздности». Потому посвятимъ умъ свой поученію въ Словесахъ Божіихъ, молитвамъ и добрымъ мыслямъ. Занятіе суетными мыслями рождаетъ и дѣла суетныя; а занятіе добрыми мыслями приноситъ и добрый плодъ. Представимъ умомъ, что многіе притѣснители овладѣли странами и крѣпкими городами, и угасла слава ихъ, и не стало ихъ, какъ будто и не было. Сколько было Царей, которые владѣли многими народами, поставивъ свои изображенія, и воздвигнувъ столпы, думали тѣмъ увѣковѣчить имя свое по кончинѣ жизни! И пришли другіе, ниспровергли ихъ изображенія, сокрушили изваянія и, стеревъ черты лица ихъ, изобразили собственный свой образъ; но и ихъ дѣла были истреблены другими. Иные же устроили себѣ великолѣпные гробы, думая тѣмъ утвердить за собой вѣчное имя, изобразивъ черты свои на надгробіи. Но народился другой родъ; удѣлъ отданъ во власть иному. И тотъ, вознамѣрившись, что и естественно, расчистить груду, перенесъ и кости ихъ, подобно щебню. Чему же послужила многоцѣнная громада, или пирамида? Такъ всѣ произведенія суетности на землѣ обращаются въ ничто!
Но не то бываетъ съ богатѣющими въ Бога и въ Немъ ищущими себѣ славы. Они уготовали себѣ Вѣчную жизнь и неистребимую славу. Хотя всякій родъ плоти и крови со временемъ пожинается, подобно зрѣлой пшеницѣ, свѣтъ солнца и луны, и сонмъ звѣздъ донынѣ не померкъ, отъ ихъ созданія до нынѣшняго времени не измѣнился отъ старости. Онъ равно юнъ, и силенъ, и ясенъ, по опредѣленію Создателя, Которымъ назначено имъ «владети днемъ и нощію» (Быт.1:18)! Точно такъ же и для любящихъ Бога опредѣлилъ Онъ Царство Небесное и нескончаемую радость. И какъ въ одномъ Онъ не лживъ, такъ и въ другомъ истиненъ. И хотя то (земное и вселенское) прейдетъ, когда угодно будетъ Создателю, славѣ святыхъ не будетъ конца.
Потому постараемся сотворить плоды покаянія, чтобы намъ не лишиться будущей радости, не быть сосланными «въ землю темну и мрачну, въ землю тмы вѣчные» (Іовъ.10:21–22). Войди, если угодно, въ опочивальню свою, закрой окна, прегради всѣ скважины, въ которыя могъ бы проникнуть свѣтъ, и сядь внутри; и увидишь, какое непріятное чувство производитъ тьма даже тамъ, гдѣ сидишь ты безъ труда и мученія, и гдѣ въ полной твоей власти, какъ скоро захочешь, выйти оттуда. Какое же, думаешь, болѣзненное чувство произвела бы въ тебѣ та кромѣшная тьма, гдѣ «плачъ и скрежетъ зубовъ?». Загляни въ дымовое отверстіе у себя въ домѣ, потомъ простри взоръ на востокъ солнца, замѣть разность – и бѣгай дѣлъ тьмы. Порокъ есть тьма, а добродѣтель – свѣтъ. Порокъ, когда слѣдуютъ за нимъ, чернитъ своихъ дѣятелей, а добродѣтель, когда упражняются въ ней, дѣлаетъ свѣтлыми преуспѣвшихъ.
Не думай, возлюбленный, что ты одинъ больше всякаго терпишь скорбей: «всякая глава въ болѣзнь, и всякое сердце въ печаль» (Ис.1:5). Какъ живущему на землѣ невозможно избѣгнуть ея воздуха, такъ человѣку, живущему въ этомъ мірѣ, нельзя не быть искушаемымъ скорбями и болѣзнями. Развлекаемые земнымъ отъ земного и испытываютъ скорби, а стремящіеся къ духовному о духовномъ и болезнуютъ. Но послѣдніе будутъ блаженны, потому что плодъ ихъ обиленъ о Господѣ".
Прим.: Величайшій Практикъ христіанской, благочестивой жизни — не академикъ! Не философъ и не ораторъ!
Молюсь по его Псалтири, ибо не знаю ни одного молитвенника лучше его составленнаго благодатью Божіей...
Оставить комментарий