Краткія каноническія разсужденія о лѣтоисчисленіи
Вопросъ: Что такое СТАРЫЙ и НОВЫЙ СТИЛЬ лѣтосчисленія?
Отвѣтъ: Старый стиль есть исконный, первоначальный, древній христіанскій. Онъ унаслѣдованъ отъ временъ апостольскихъ по Священному Преданію древнѣйшей Церкви и положенъ въ основу какъ христіанскаго лѣтосчисленія Первымъ Вселенскимъ Соборомъ (325 г.), такъ и опредѣленія празднованія Святой Пасхи со всѣми зависящими отъ нее праздниками и постами. Попытка же Римо-Католической Церкви въ XVI вѣкѣ, при Папѣ Григоріи, ввести новый, "научный" стиль привела къ созданію лишь псевдонаучнаго и противоканоническаго стиля. Ибо вопросъ о стилѣ научно неразрѣшимъ. Итакъ, старый стиль – символъ единенія Христіанъ во всёмъ мірѣ, а новый стиль – символъ бунта, Революціи и разъединенія Христіанъ.
Доказательства: "Преданія установлены для насъ Писаніемъ или безъ Писанія; также и преданные догматы имѣютъ одинаковую силу съ письменными" (Книга Правилъ. Алфавитъ).
"Хранимъ не нововводно всё, Писаніемъ или безъ Писанія, установленныя для насъ Церковныя преданія" (Догматическое опредѣленіе VII Вселенскаго Собора).
"Мню, яко Апостольское есть и сіе: да держимся неписаныхъ Преданій" (Василій Великій, пр. 91 и 92; см.: 1 Кор. 11, 2; 2 Фес. 2, 15, 3, 6).
Также и священные каноны сами рѣшительно объявляютъ себя: "твердыми и нерушимыми" (VI Вс. Соб., пр. 2), "несокрушимыми и непоколеблемыми" (VII Вс. Соб., пр. 1) и "непреложно свидѣтельствуютъ къ уважительному соблюденію ихъ, особенно для пастырей" (IV Вс. Соб., пр. 1).
Нестроенія въ Церкви не могутъ быть устранены чрезъ посягательство на эти Каноны. Знаменитый митр. Петръ Могила заявилъ, что не только Патріархъ, но и сшедшій съ неба Ангелъ не заставитъ его поступить вопреки Церковнымъ Канонамъ. Такъ мыслитъ и дѣйствуетъ іерархъ, бывшій лучшимъ украшеніемъ Православной Церкви.
— "Церковь, по требованію коренныхъ основаній ея возникновенія и неточнаго начала ея существенныхъ нормъ, не вправѣ измѣнять свои Постановленія, разъ она остается Церковью. Если Церковь, по ей исходному началу, не есть дѣло рукъ человѣческихъ, а есть учрежденіе Высшей Воли, то намъ не предоставлено право измѣнять основныя нормы ея жизни и устройства, какъ это ясно и выражено во 2-м правилѣ VI Вселенскаго Собора" (Журналъ засѣданій Россійскаго Предсоборного Присутствія 1906 г. "Церковныя Вѣдомости" № 21, 1906).
Вопросъ: Какъ должно относиться къ тому и другому стилю по священнымъ правиламъ?
Отвѣтъ: Первый должно всячески хранить, а отъ второго твердо уклоняться.
Доказательства: "Аще предпріимемъ отвергать неписаные обычаи, аки не великую имѣющіе силу, то непремѣнно повредимъ и Евангелію въ главныхъ предметахъ" (Василій Великій, пр. 91).
— "Не должны быть вводимы новости, вопреки Писаніямъ и Церковнымъ Преданіямъ" (Книга Правилъ. Алфавитъ).
— "Да бываютъ въ Церкви вся принятая отъ Божественныхъ Писаній и Апостольскихъ Преданій" (Гангр. Соб., пр. 21, и I Всел. Соб., пр. 2).
Вопросъ: Введеніе новаго стиля имѣетъ ли важное или маловажное значеніе?
Отвѣтъ: Очень важное, особенно же въ связи съ Пасхаліею, и есть крайнее безчиніе и расколъ церковный, отчуждающій отъ общенія и единства со всею Церковью Христовою; лишающій благодати Святаго Духа; колеблющій Догматъ о единствѣ Церкви и, подобно Арію, раздирающій нешвенный хитонъ Христовъ, то есть повсемѣстно раздѣляющій православныхъ, лишая ихъ единомыслія; разрывающій связь съ церковнымъ Священнымъ Преданіемъ и подпадающій подъ Соборное осужденіе за презрѣніе Преданія, – по вышереченному догматическому опредѣленію VII Вселенскаго Собора.
Доказательства: "Еретиками называли древніе отторгшихся, и въ самой вѣрѣ отчуждившихся; раскольниками – раздѣлившихся въ мнѣніяхъ о нѣкоторыхъ предметахъ церковныхъ; хотя начало отступленія произошло чрезъ расколъ, но отступившіе отъ Церкви уже не имѣли на себѣ благодати Святаго Духа, и отторженные, содѣлавшись мірянами, не имѣли власти ни крестить, ни рукополагать, и не могли преподать другимъ благодати Святаго Духа, отъ которой сами отпали" (Василій Вел., правъ. 1).
Вопросъ: Какъ должно Православнымъ, по правиламъ, относиться къ новостильникамъ-раскольникамъ?
Отвѣтъ: Съ ними у нихъ не должно быть никакого молитвеннаго общенія и прежде – церковнаго осужденія ихъ. Доказательства: "Не подобаетъ молитися съ еретикомъ или отщепенцемъ" (Лаод. Соб. пр. 39. Толкованіе къ сему въ Греч. Кормчей, с. 252): "Опредѣляетъ сіе правило, чтобы мы не молились ни съ еретиками, погрѣшающими въ вѣрѣ, ни съ раскольниками, православными въ вѣрѣ, но отдѣлившимися отъ Каѳолической Церкви за нѣкоторыя преданія" (Сравни: 45-е и 46-е правила Святыхъ Апостоловъ; 6-е, 9-е, 32-е и 37-е правило Лаодикійскаго Собора и Тимоѳея, епископа Александрійскаго, правило 9).
Вопросъ: Какое наказаніе слѣдуетъ, по правиламъ церковнымъ, на молящихся съ новостильниками-раскольниками?
Отвѣтъ: ОДИНАКОВОЕ СЪ НИМИ ОСУЖДЕНІЕ.
Доказательства: "Если кто съ отлученнымъ отъ общенія церковнаго помолится, хотя бы то было на дому, таковый да будетъ отлученъ" (Апостоловъ правило 10). "За молитву съ отлученными подвергаются или отлученію, или изверженію, или Анаѳемѣ какъ сами молящіеся, такъ и тѣ, съ которыми они молятся" (Толк., на 9-е пр. Карѳагенскаго Собора въ Греческой Кормчей, с. 252).
Вопросъ: Имѣетъ ли силу епитимія пастырей-новостильниковъ надъ неподчиняющимися имъ и отдѣляющимися отъ нихъ въ молитвахъ православныхъ?
Отвѣтъ: НЕ ИМѢЕТЪ НИКАКОЙ СИЛЫ.
Доказательства: Вторая половина 15-го правила Двукратнаго Собора, сказанное тамъ о еретикахъ-пастыряхъ, приложимо и къ новостильникамъ-раскольникамъ. Толкованіе 29 (98) правилъ Карѳагенскаго Собора, Синтагма Матѳея Властаря въ русскомъ переводѣ, подъ буквой А, гл. 17, гласитъ: "безъ опасности можетъ пренебречь епитиміей". Толкованіе на 31-е правъ. Апостоловъ въ Греческой Кормчей, с. 19, гласитъ: "тѣ, которые отдѣляются отъ епископа, прежде соборнаго изслѣдованія, за то, что онъ всенародно проповѣдуетъ какое-либо злословіе и ересь, таковые не только не подлежатъ вышеуказанной въ 31-м Апост. и 15-м Двукратнаго Собора правилахъ епитиміи, но и достойны чести, подобающей православнымъ".
Вопросъ: Не высказывалось ли пастырями Православной Церкви, на основаніи вышепоименованныхъ Правилъ Церковныхъ, особыхъ сужденій о стилѣ?
Отвѣтъ: Высказывались многократно – по поводу введенія новаго римскаго календаря – и въ частныхъ собраніяхъ, и соборно.
Доказательствомъ сего служитъ нижеслѣдующее. Прежде всего, современникъ римской календарной реформы, Вселенскій Патріархъ Іеремія II, немедленно въ 1582 г. осудилъ со своимъ Сѵнодомъ новое римское лѣтосчисленіе какъ несогласное съ Преданіемъ Церкви. Въ слѣдующемъ же году (1583), при участіи Патріарховъ: Александрійскаго Сильвестра и Іерусалимскаго Софронія VI, созвалъ церковный Соборъ. Соборъ этотъ призналъ григоріанскій календарь несогласнымъ съ правилами Вселенской Церкви и съ постановленіями I Вселенскаго Собора о порядкѣ исчисленія дня Святой Пасхи.
Трудами сего Собора явились: соборный томъ, изобличающій неправоту и непріемлемость для Православной Церкви римскаго календаря, и каноническое соборное постановленіе – Сигилліонъ отъ 20 ноября 1583 года. Въ этомъ Сигилліонѣ всѣ три упомянутые Патріарха со своими Сѵнодами призываютъ православныхъ твердо и неуклонно, ДАЖЕ ДО ПРОЛИТІЯ СВОЕЙ КРОВИ, держаться православнаго мѣсяцеслова и юліанской пасхаліи, угрожая нарушителямъ сего Анаѳемою, отлученіемъ отъ Церкви Христовой и собранія вѣрныхъ.
О таковомъ рѣшеніи Константинопольскаго Собора было сообщено Вселенскимъ Посланіемъ всѣмъ Восточнымъ Церквамъ, Митрополиту Московскому Діонисію, Церкви Іонійскихъ острововъ, знаменитому поборнику Православія въ Западной Европѣ князю Константину Острожскому, венеціанскому дожу Н. Доконте и папѣ Григорію XIII – главному виновнику Церковной Смуты и соблазна.
Въ то время Александрійскій Патріархъ Сильвестръ (1566–1590) въ окружномъ посланіи православнымъ христіанамъ Западной Европы говоритъ: "Послѣдуя Отцамъ и Вождямъ нашимъ восточнымъ и западнымъ, по справедливости предпочтемъ древнее новому, ибо суждено однажды Церковію Православною никакого вообще новшества не принимати и ни отъ чего древняго не отступати".
Въ теченіе послѣдующихъ трехъ вѣковъ: XVII, XVIII и XIX – цѣлый рядъ Вселенскихъ Патріарховъ рѣшительно высказывались противъ григоріанскаго календаря и, оцѣнивая его въ духѣ соборнаго постановленія Патріарха Іереміи II, увѣщевали православнымъ избѣгать его.
ОЧЕРЕДНОЙ ЛѢВЫЙ СВИТОЙ
ОСТОРОЖНО! ЛЖЕСВИДѢТЕЛЬСТВО!
Преподобный Паисій Святогорецъ о старомъ и новомъ стилѣ и о "раскольникахъ-старостильникахъ"...
"Когда мы пришли въ «Панагуду», Старецъ, радостно улыбаясь, угостилъ насъ лукумомъ и посадилъ меня рядомъ съ собой. Я былъ въ растерянности. Онъ велъ себя со мной такъ, словно знакомъ со мной многіе годы и знаетъ обо мнѣ всё.
Его первый вопросъ былъ такимъ: «Ну какъ ты тамъ въ Америкѣ справляешься со своими автомобилями?» Я растерялся. (Забылъ сказать, что въ Америкѣ я работалъ на автостоянкахъ, и, естественно, вся моя работа была связана съ автомобилями.)
«Справляюсь...» — только и могъ пробормотать я, глядя на Старца глупыми глазами. «Сколько въ вашемъ городѣ православныхъ храмовъ?» — «Четыре», — отвѣтилъ я и изумился еще разъ.
«Тамъ служатъ по старому стилю или по новому?» — спросилъ Старецъ, и меня ударила третья молнія. Однако эта «молнія», вмѣсто того чтобы увеличить мою растерянность, какъ бы сроднила меня со Старцемъ, «приземлила» меня къ его дарованію.
— Въ двухъ — по старому, а въ двухъ — по новому, — отвѣтилъ я.
— А ты въ какой храмъ ходишь?
— Я хожу къ старостильникамъ, а моя жена — къ новостильникамъ.
— Слушай-ка, — сказалъ Старецъ, — ты тоже ходи въ тотъ храмъ, куда ходитъ твоя жена. — Старецъ произнесъ этѣ слова «со властью», авторитетно и хотѣлъ объяснить мнѣ что-то еще. Однако вдругъ я осозналъ, что этотъ вопросъ для меня уже закрытъ. Объясненія и аргументы были уже не нужны. Со мной произошло что-то необъяснимое, что-то Божественное, съ души упалъ тяжелый камень и улетѣлъ далеко-далеко. Какъ по вѣтру разлетѣлись всѣ старостильническіе аргументы, угрозы и «отлученія» новостильниковъ. Я ощущалъ въ себѣ Благодать Божію, которая черезъ этого святаго мужа дѣйствовала во мнѣ и наполняла меня миромъ, къ которому я стремился много лѣтъ. То необыкновенное состояніе, которое я переживалъ, навѣрное, отразилось и на моемъ лицѣ.
Скорѣе всего, выраженіе моего лица заставило Старца на какое-то время остановиться. Но потомъ онъ продолжилъ свою рѣчь и далъ мнѣ нѣкоторыя объясненія. Возможно, онъ сдѣлалъ это для того, чтобы я передалъ его слова другимъ. А можетъ быть, для того, чтобы я использовалъ эти доводы для себя самого во время искушенія, когда состояніе переживаемой мной въ тѣ минуты небесной радости пройдетъ.
«Конечно, — говорилъ Старецъ, — и мы на Святой Горѣ живемъ по старому календарю. Но мы — другое дѣло. Мы едины съ Церковью, со всѣми Патріархатами, со всѣми Помѣстными Церквами — какъ съ тѣми, кто живетъ по новому календарю, такъ и съ тѣми, кто придерживается стараго. Мы признаемъ Таинства этихъ Церквей, а они признаютъ наши Таинства. Ихъ священники сослужатъ съ нашими священниками. А вотъ несчастные зилоты отъ Церкви откололись. Большинство изъ нихъ имѣютъ и благоговѣніе, и безкомпромиссность, и подвижническій духъ, и ревность по Богу. Только ихъ ревность неразсудительна, она «не по разуму». Нѣкоторые были вовлечены въ этотъ расколъ по простотѣ, другіе — по незнанію, третьи — по эгоизму. Тринадцать дней разницы между юліанскимъ и григоріанскимъ календарями они посчитали догматическимъ вопросомъ и всѣхъ насъ записали въ прельщенные, а сами ушли изъ Церкви. Зилоты не имѣютъ общенія съ Патріархатами и другими Помѣстными Церквами, придерживающимися новаго календаря. Но вѣдь съ Патріархатами и Церквами, которые придерживаются стараго календаря, они тоже не имѣютъ общенія — якобы потому, что тѣ «осквернились» общеніемъ съ новостильниками. Но это еще не всё. Зилотовъ-старостильниковъ осталось немного, но и эти немногіе, я ужъ не знаю какъ, раздробились на мелкія группировки. И они не могутъ остановиться: всё дробятся и дробятся, предаютъ другъ друга анаѳемѣ, отлучаютъ другъ друга отъ Церкви, низвергаютъ изъ священнаго сана. Ты не можешь себѣ представить, какъ я изстрадался и какъ много молился изъ-за этого искушенія. Мы должны любить зилотовъ-старостильниковъ, намъ должно быть за нихъ больно, мы не должны ихъ осуждать. Больше всего намъ надо молиться о томъ, чтобы Богъ просвѣтилъ ихъ, а если иногда кто-то изъ нихъ, будучи расположенъ по-доброму, попроситъ насъ о помощи, мы можемъ ему сказать то, что мы знаемъ» (съ)
Изъ "Житія старца Паисія Святогорца" Глава 17
«Братіе! станемъ твердо на камнѣ Вѣры и преданіи Церкви, никакоже дерзая упразднять уставы и завѣты Святыхъ Отцовъ или позволяя вершить свои дѣла тѣмъ, кто идетъ путемъ нововведеній и разрушенія Святой Соборной и Апостольской Божіей Церкви»
(преп. Іоаннъ Дамаскинъ † ок. 780 г.)
Оставить комментарий