А. Левитинъ о патріархѣ Тихонѣ (до его избранія)

 


"Что изъ себя представлялъ патріархъ Тихонъ въ дореволюціонное время какъ общественный дѣятель? Его враги впослѣдствіи усиленно распространяли (и устно и печатно) слухи о томъ, что патріархъ до революціи ​якобы​ примыкалъ къ черносотенцамъ. Слѣдуетъ сказать, что исторія совершенно это не подтверждаетъ: ни въ одной рѣчи, произнесенной патріархомъ, ни въ одной статьѣ, напечатанной въ епархіальныхъ вѣдомостяхъ тѣхъ городовъ, гдѣ онъ святительствовалъ, нельзя найти ни малѣйшихъ слѣдовъ черносотенства. Правда, будучи въ ​Вильно​, онъ, какъ и большинство архіереевъ, числился почетнымъ членомъ мѣстнаго отдѣленія Союза русскаго народа. Однако никогда никакого участія въ работѣ Союза онъ не принималъ. Что касается привѣтствія предсѣдателя Виленского отдѣленія ​С. Р. Н.​ Кандауровой, въ которомъ она говоритъ объ особой роли архіепископа, которую онъ игралъ ​якобы​ въ Союзѣ (это привѣтствіе впослѣдствіи всячески использовали враги патріарха), то эту тираду истерички слѣдуетъ отнести къ обычнымъ ​славословіямъ​ такого рода, въ которыхъ ​льстивые​ "восторги" смѣшиваются съ женской экзальтаціей.


Люди, близко ​знавшіе​ патріарха до революціи, говорятъ, наоборотъ, о его либерализмѣ и терпимости, что очень идетъ къ его мягкой и гуманной натурѣ. Такъ, напримѣръ, архіепископъ Тихонъ положительно отзывается объ М. М. Тарееве – смѣломъ богословѣ-новаторѣ, котораго не выносила оффиціальная церковь. "Что ты, что ты, – возмутился преосвященный Тихонъ, – разсказываетъ его ученикъ Б. ​Царевскій​, – какой онъ неправославный?".


Православіе ​тѣмъ​ и хорошо, что оно способно многое включить въ свое глубокое русло“ (выдѣлено мною – Л. Р.) Соборный разумъ. 1918. Стр. 19.


…Вообще патріархъ очень терпимо относился къ реформаторамъ: въ Москвѣ, въ храмѣ Василія Блаженнаго, подвизался свящ. о. Романъ Медвѣдь, извѣстный своей независимостью, который не разъ публично заявлялъ, что онъ по ряду вопросовъ не согласенъ съ патріархомъ. Въ церкви Тихона Амафунтского на Арбатѣ служилъ о. Иванъ Борисовъ, настроенный примѣрно такъ же, наконецъ, при патріархѣ развивалъ свою дѣятельность о. Владиміръ Быковъ – крупный біологъ, принявшій санъ. О. Владиміръ ​смѣло​ реформировалъ богослуженіе и скандализировалъ консерваторовъ своими оригинальными проповѣдями-бесѣдами. Патріархъ ему покровительствовалъ и даже отвелъ ему для богослуженія одну изъ церквей Зачатьевскаго монастыря на Остоженкѣ. Слѣдуетъ также упомянуть объ имѣвшей мѣсто въ 1919 году попыткѣ создать Рабоче-крестьянскую ​христіанско​-соціалистическую партію, задуманную священникомъ ​Гребневской​ церкви, что на ​Лубянкѣ​, впослѣдствіи ренегатомъ, С. ​Калиновскимъ​. Патріархъ благословилъ священника на созданіе этой партіи съ крайне лѣвой программой, и лишь по независящимъ отъ патріарха обстоятельствамъ партія не была создана. Наконецъ, патріархъ смотрѣлъ сквозь пальцы на дѣятельность Антонина, который послѣ революціи какъ съ цѣпи сорвался: проживая на покоѣ въ Заиконоспасскомъ монастырѣ (на Никольской), совершая литургію посреди храма, читалъ ​евхаристическія​ молитвы вслухъ, кроилъ и перекраивалъ богослуженіе, измѣняя его каждый день…»


А. ​Левитинъ​. Стр. 42—47.


Прим.: Вся біографія Тихона, что можно встрѣтить на патріархійныхъ рессурсахъ (а ​Р. П. Ц. З. беретъ ​ея​ отъ нихъ) вся надуманная, искусственная, построена на миѳахъ... 



Комментарии