Свят. Григорій Нисскій: "Тайна благочестія состоитъ собственно въ исповѣданіи Именъ Божіихъ".



Святитель Григорій ​Нисскій​. Память 10/23 января (394 г.):

«Тайна благочестія состоитъ собственно въ исповѣданіи именъ Божіихъ, - разумѣю Отца и Сына, и ​Святаго​ Духа, - ​Евномій​ же – пренебрегаетъ Божественными Именами, при призываніи которыхъ силою Божественнаго рожденія подается Благодать приступающимъ съ ​вѣрою​. – Какъ не видите, восклицаетъ святый Григорій, - что это – гонитель ​вѣры​, вызывающій довѣряющихъ ему къ отклоненію отъ христіанства? Ибо если исповѣданіе священныхъ и достопоклоняемыхъ Именъ Святой Троицы безполезно… то не явно ли онъ (и ​сѵнодальные​ ​имяборцы​ временъ Тихона — прим.) проповѣдуетъ людямъ не иное что, какъ то, чтобы ​они​ Таинство христіанское почитали вздоромъ, посмѣивались надъ досточтимостью Именъ Божіихъ, и ​всѣ​ ​церковныя​ тайнодѣйствія признавали какимъ-то пустословіемъ и глупостью? ​Они​ не образуютъ ли въ поводъ къ смѣху чествованіемъ именъ, на которыхъ утверждается наша ​вѣра​?.. Итакъ, что такое ​они​, какъ не преступники противъ спасительныхъ догматовъ, потому что на дѣлѣ отвергаютъ ​вѣру​, презираютъ исповѣданіе Именъ, ни во что вмѣняютъ освященіе таинственными знаками». Кто Имя Сына придаетъ твари (полагаетъ тварнаго происхожденія), то да будетъ онъ причисленъ къ идолослужителямъ». 


Св. Ѳеофилактъ Болгарскій учитъ: «Имя Іисусъ братья богоубійцъ, принимаютъ за имя человѣка»...


У пророка Малахіи сказано: «Но боящіеся Бога говорятъ другъ другу: внимаетъ Господь и слышитъ это, и предъ лицемъ Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущихъ Имя Его. И ​они​ будутъ Моими, говоритъ Господь Саваоѳъ, собственностью Моею въ тотъ день, который Я содѣлаю, и буду миловать ихъ, какъ милуетъ человѣкъ сына своего, служащаго ему. И тогда снова увидите различіе между праведникомъ и нечестивымъ, между служащимъ Богу и не служащимъ Ему» (Мал. 3,16-18).


«А для васъ, ​благоговѣющіе​ предъ Именемъ Моимъ, взойдетъ ​Солнце​ правды и исцѣленіе въ лучахъ Его, и вы выйдете и взыграете, какъ тельцы ​упитанные​. И будете попирать нечестивыхъ, ибо ​они​ будутъ прахомъ подъ стопами ногъ вашихъ въ тотъ день, который Я содѣлаю, говоритъ Господь Саваоѳъ» (Мал. 4,2-3).


У пророка Ездры сказано: «Азъ, Ездра, ​видѣхъ​ на ​горѣ​ ​Сіонстей​ народъ ​многъ​, ​ихже​ ​исчислити​ не ​могохъ​, и ​вси​ ​пѣсньми​ ​хваляху​ Господа. ​Посреде​ же ихъ ​бе​ Юноша ​высочае​ возрастомъ всѣхъ паче иныхъ, Иже ​полагаше​ вѣнцы на главу коегождо… Тогда ​вопросихъ​ Ангела… Онъ же ​отвѣща​… Сіи суть иже ​совлекошася​ одѣянія смертнаго, и ​облекошася​ въ безсмертное, и ​исповѣдаша​ ИМЯ БОЖІЕ: нынѣ вѣнчаются… И ​вопросихъ​. Кто ​есть​ оный Юноша, иже возлагаетъ на нихъ вѣнцы?.. – ​Сей​ ​есть​ Сынъ Божій, Его же ​исповѣдаша​ въ ​вѣцѣ​ семъ. – Азъ же ​начахъ​ ​величати​ ихъ, иже крѣпко ЗА ИМЯ ​ГОСПОДНЕ​ ​ВООРУЖИШАСЯ​! (3 кн. Ездры. 2,42-48)


Св. Ефремъ Сиринъ Говоритъ: «Вѣнецъ славы сплетаетъ Онъ праведнымъ уповавшимъ на Имя Его и на спасеніе Его»...


Преп. Симеонъ Новый Богословъ объ этомъ прекрасно говоритъ: «Когда ​рѣчь​ идетъ о людяхъ, то и имена, ​приложенныя​ къ нимъ, суть просты и безжизненны; а когда ими нарекаемъ Бога, то и Имена Его суть – Богъ».


Прим.: 


Воскрешеніе Святой Руси можетъ начаться съ возобновленія почитанія Имени Божія, прерваннаго "Постановленіемъ о именобожіи" онечестивишимся россіскимъ духовенствомъ подъ водительствомъ патр. Тихона Беллавина.


Къ сожаленію, мало кому извѣстно, что тихоновская іерархія пропустила черезъ всѣ монастырскіе обители и приходы "свое сѵнодальное исповѣданіе вѣры во Имя Божіе", заставивъ подъ угрозой прещенія все духовенство подписать его. Увы! Устоявшихъ въ истинѣ оказалось крайне мало. Такимъ образомъ вся тихоновская церковь была погружена въ отреченіе отъ имени спасительнаго Имени Божія. 


Эта ересь поглотила многія древнія Церкви безъ остатка. Добила она и Русскую Православную Церковь настолько, что до сихъ поръ вся ​Р. П. Ц. З.​ поражена ею какъ проказой. Въ свое время св. арх. ​Паисій​ (Величковскій), вернувшись съ Аѳона вернулъ священное "умное дѣланіе" въ ​каноническіе​ предѣлы русской Церкви, но, оказалось не на долго. Его вкладъ въ дѣло спасенія Русской Церкви (возвращеніе монашества) невозможно и оцѣнить, такъ онъ великъ и плодотворенъ. И возвращеніе его состоялось въ значительной степени вмѣстѣ съ возвращеніемъ должнаго почитанія имени Божія, ​чѣмъ​ и была ​возобновленна​ связь съ небомъ.


Св. новомученикъ Михаилъ Новоселовъ писалъ (и кстати отъ лица немалаго числа архіереевъ тайной Церкви):


«Не пришелъ ли уже этотъ предсказанный Преподобнымъ Серафимомъ гнѣвъ Божій на нашу іерархію, а вмѣстѣ съ нею и на всю нашу русскую Церковь за «уклоненіе отъ чистоты Православія»? Не за хулу ли на страшное имя Божіе іерархія наша несетъ ​тяжелые​ удары, начиная отъ первыхъ дней Революціи? Не эта ли хула является причиной того безсилія, того, какъ бы параличнаго состоянія, въ которомъ находятся наши ​правящіе​ іерархи, сами сознающіеся въ этой ​параличности​, хотя и не ​сознающіе​, кажется, причины ​ея​?»


Оптинскій старецъ Варсонофій о книгѣ осужденной Св. ​Сѵнодомъ​ схимонаха Иларіона «На горахъ Кавказа» отзывался такъ: «Нѣсколько экземпляровъ ​ея​ ​есть​ у меня, и я могу дать «эту прекрасную книгу кое-кому. Эту книгу надо прочесть нѣсколько разъ, чтобы вполнѣ воспринять всю глубину ​ея​ содержанія. Она должна доставить громадную пользу людямъ, имѣющимъ склонность къ созерцательной жизни»


(Бесѣды старца Варсонофія Оптинскаго съ духовными дѣтьми. Воспоминанія духовныхъ дѣтей о старцѣ Варсонофіи. М. Рига. «Благовѣстъ». 1995. С. 204). 

Комментарии