СВЯТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ: Беседа 51
«Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем Ученики Твои...» и пр. (Мф. 15:1)
Тогда
– когда же это? После того, как Он сотворил безчисленные знамения,
после того, как исцелил недужных прикосновением к краю риз Его. Для
того-то евангелист и означает время, чтобы показать крайнюю, ничем
непреодолимую злобу книжников и фарисеев. Но что значат
слова: «Иерусалимские книжники и фарисеи»? Книжники и фарисеи были
рассеяны по всем коленам, и разделены на двенадцать частей; но те из
них, которые жили в главном городе, были гораздо злее прочих, так как
большею пользовались честью и более надмевались. Смотри же, как они и
самым вопросом своим уловляются. Они не говорят: почему ученики Твои
преступают закон Моисеев, но – почему нарушают «ПРЕДАНИЕ СТАРЦЕВ»?
Отсюда
видно, что священники много вводили нового, хотя Моисей под страхом
великого наказания и со многими угрозами запрещал им что-либо прилагать к
Закону, или отнимать от него, говоря: «Не прибавляйте к тому, что я
заповедую вам, и не убавляйте от того» (Втор. 4:2). И тем не менее, они
вводили н о в ы е постановления, каково было и то, что не должно есть
неумытыми руками, что чаши и котлы надобно омывать и самим омываться.
Тогда как иудейскому народу надлежало уже оставить прежние
постановления, они навязывали ему еще более, опасаясь лишиться власти и
желая, чтобы их тем более страшились, что они и сами законодатели. От
этого дело дошло до такого нечестия, что их заповеди СОХРАНЯЛИ, а Божии
НАРУШАЛИ; и столь велика была власть их, что это не почиталось уже и
преступлением. Потому на них и лежала двойная вина: и за то, что вводили
новые постановления, и за то, что, оставляя без внимания Божии
заповеди, тем более вступались за свои. Умалчивая о других
постановлениях, достойных только смеха, – как-то, об омовении кувшинов и
котлов, – они выставляют на вид то, что по видимому более заслуживало
внимания, желая, как мне кажется, привести чрез это Господа в гнев.
Потому упоминали и о старцах, чтобы, в случае неуважения к ним, иметь
предлог К ОБВИНЕНИЮ Господа.
Но сперва следует рассмотреть,
почему ученики ели неумытыми руками? Итак, почему же они так поступали?
Это они делали не с намерением, но потому, что презирали уже излишнее, и
заботились об исполнении необходимого. Они не считали законом
умываться, ни оставаться неумытыми, но поступали так, или иначе, как
случалось. И могли ли они заботиться об этом, когда не заботились даже о
самой пище, необходимой для них? И тогда как им часто случайно
приходилось есть неумытыми руками, – как, например, когда в пустыне
принимали пищу, или когда рвали колосья, – пренебрегающие всегда великим
и заботящиеся много об излишнем поставляют им это в вину. Что же
Христос? Он не стал ни порицать, ни защищать поведения учеников, но на
обвинение фарисеев и сам отвечал обвинением, унимая дерзость их и
показывая, что согрешающий в ВЕЛИКИХ делах не должен с такою
заботливостью подмечать в других МАЛОВАЖНЫЕ проступки.
--Вас бы надлежало подвергнуть обвинению, – говорит Он, – а вы сами обвиняете других.
Заметь,
что когда Он хочет какое-либо постановление отменить, то делает это в
виде отповеди; так и теперь поступил. Он не тотчас обращается к
учиненному проступку, и не говорит, что он ничего не значит, – иначе Он
увеличил бы их дерзость; но сперва сражает дерзость их, поставляя на вид
преступление гораздо важнейшее, и возлагая его на главу их. Он не
говорит и того, что нарушающие постановление хорошо поступают, чтобы не
подать им случая к обвинению Себя; но и не осуждает поступок учеников,
чтобы не подтвердить постановления. Равно не обвиняет и старцев, как
людей законопреступных и порочных (иначе фарисеи отвратились бы от Него,
как от ругателя и оскорбителя); но, все это оставив, избирает другой
путь и, порицая, по-видимому, подошедших к Нему, касается между тем
сделавших сами постановления. Он не упоминает вовсе о старцах, но в
обличении, направленном против одних, низлагает и других, и показывает,
что они вдвойне грешат, не покоряясь Богу и угождая людям. Он как бы так
говорит: обыкновение повиноваться старцам, оно-то и погубило вас.
Правда, Он не говорит этого, но то же самое дает разуметь в следующем
ответе: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию РАДИ ПРЕДАНИЯ ВАШЕГО? Ибо
Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать
смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар
[Богу] то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца
своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию
преданием вашим» (Мф. 15:3–6).
Господь не сказал: за предание
старцев, но – «преданием вашим»; также не сказал: старцы же глаголют, но
– «вы говорите», смягчая тем Свою речь. Книжникам и фарисеям хотелось
показать, что ученики Его нарушают закон; Христос, напротив, показывает,
что они сами делают это, а Ученики не подлежат обвинению. Постановление
человеческое не есть Закон (потому Он и называет его преданием), а
особенно постановление людей беззаконных. Но так как предание,
повелевающее умывать руки, не было противно закону, то Христос приводит
другое, противное закону, именно следующее: фарисеи учили юношей, под
видом благочестия, презирать отцов. Каким образом? Если кто из родителей
говорил сыну: дай мне эту овцу, которую ты имеешь, или тельца, или иное
что, то им отвечали: то, чем ты желаешь от меня пользоваться, я отдаю в
дар Богу, и ты не можешь получить этого. Отсюда происходило двоякое
зло: и Богу не приносили, и родителей, под предлогом приношения Богу,
лишали дара; и оскорбляли родителей под предлогом обязанности к Богу, и
Бога – под предлогом обязанности к родителям. Впрочем, Господь не прямо
указывает на это, но сначала читает им Закон, в котором показывает, что
Бог строго требует почтения к родителям. «Почитай, – говорит Он,– отца и
мать», и будешь долголетен на земле. И еще: «Злословящий отца или мать
смертью да умрет». Но, умолчав о награде, которая принадлежит почитающим
родителей, Христос упоминает только о том, чего надобно страшиться, т.
е. о наказании, которое угрожает непочитающим родителей, желая таковых
устрашить, равно как и благонамеренных ободрить, указывая таким образом
на настоящих виновников, достойных смерти. Если, говорит Он,
непочтительные на словах наказываются, то тем более будете наказаны вы,
непочтительные на деле, и не только сами так поступающие, но и других
научающие тому же.
Как же вы, которым и жить не подобало бы,
обвиняете Учеников? Что удивительного, если вы Меня, доселе неизвестного
вам, так много оскорбляете, когда являетесь так дерзкими и пред Отцом?
Так Христос везде говорит и показывает, что из неуважения к Отцу и
происходит такое безумное высокомерие их.
По строгом обличении,
Он простирает речь Свою далее, что и всегда делает, представляя в
доказательство Писания, и тем показывая Свое согласие с Богом. Что же
говорит пророк? «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком
своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их
предо Мною есть изучение заповедей ч е л о в е ч е с к и х»
(Ис. 29:13). Видишь ли, как пророчество совершенно согласно со словами
Иисуса Христа и как оно еще прежде возвещало злобу иудеев? Что Христос
осудил ныне, о том еще прежде говорил Исаия, т. е., что иудеи заповеди
Божии презирают. «Языком, – говорит,– своим чтит Меня», а о Своих
постановлениях прилагают великое старание: «учат учениям, заповедям
человеческим» (ср. Мф.15:9). Потому справедливо ученики и не соблюдают
этих постановлений. Итак, нанесши иудеям смертельный удар и усилив
обличение и делом, и собственным суждением, и словами пророка, Господь
перестает говорить с ними, так как они не могли уже исправиться, но
обращает речь Свою к народу, чтобы преподать ему высокое, великое и
исполненное многого любомудрия Учение.
Все иудейство заключается в преданиях о подобных предметах. И если ты отвергнешь эти предания, то отвергнешь и все его.
«Разумейте»,
– говорит Он народу, – т. е., размыслите, обратите внимание ваше.
Закон, который Я теперь намерен дать вам, достоин этого. Если фарисеи
несвоевременно нарушили Закон для сохранения своих преданий, и вы их
слушали, то гораздо более должны слушать Меня, в надлежащее время
поучающего вас высшему любомудрию.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вот об этом же самом мы не перестаем говорить всюду и везде. Современные
новозаветные фарисеи (МП РПЦ и РПЦЗ и разные толки с согласиями), ныне
возвеличенные народом пост-совецким - ненаученым, держатся придуманных
некими лжестарцами преданий и нововведений, а заповедями Божественными
евангельскими пренебрегают, и потому то Бог оставил нас. Он не реагирует
на наши молитвы, ибо народ кощунственно и кроваво попрал Договор с Ним
(ОБЕТ 1613г.), и заключил новый договор (антиОбет - Декларация 1927 г.) с
новыми антихристовыми властями мира сего, за которыми маячит Бафомет.
Бог отвернулся от нашего нечестия - это факт. Мы оставлены!
Оставить комментарий