ДУША. СВЯТ. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ
Точное
соблюдение себя самого даст тебе достаточное руководство и к познанию
Бога. Ибо если со вниманием внемлешь себе – ты не будешь иметь нужды
искать следов Зиждителя в устройстве Вселенной, но в себе самом, как бы в
малом каком-то мире, усмотришь великую премудрость своего Создателя. Из
безплотности находящейся в тебе души уразумевай, что и Бог безплотен.
Знай,
что Он не ограничен местом, потому что и твой ум не имеет
предварительного пребывания в каком-нибудь месте, но только по причине
соединения с телом находит себе известное место.
Веруй, что Бог
невидим, познав собственную свою душу, потому что и она непостижима
телесными очами. Она не имеет ни цвета, ни вида, не объемлется
каким-либо телесным очертанием, но узнается ТОЛЬКО по действиям.
Потому
и в рассуждении Бога не домогайся наблюдения с помощью очей, но,
предоставив веру уму, имей о Боге умственное понятие. Дивись Художнику,
как силу души твоей привязал Он к телу, так что, простираясь до его
оконечностей, наиболее отдаленные между собой члены приводит в одно
согласие и общение. Рассмотри, какая сила сообщается телу душой и какое
сочувствие возвращается от тела к душе, как тело приемлет жизнь от души и
душа приемлет болезненные ощущения от тела, какие в ней сокровищницы
познаний, отчего знанием прежнего не помрачается изучаемое вновь, но
воспоминания сохраняются неслитными и раздельными, будучи начертаны во
владычественном души, как на медном столпе, как душа, поползнувшаяся в
плотские страсти, губит свойственную ей красоту и как опять, очистившись
от греховного срама, через добродетель восходит до уподобления Творцу.
* * *
Что
существенно наше? Это – душа, которой живем, существо тонкое и
духовное, не имеющее нужды ни в чем обременяющем, это – тело, которое
дал Творец душе колесницей в жизнь.
* * *
Душа праведника,
отрешившись от соучастия в теле, имеет жизнь, сокрытую со Христом в Боге
(Кол. 3:3), так что может сказать с Апостолом: не я живу, но живет во
мне Христос. И еще: а что ныне живу во плоти, то живу верою (Гал. 2:20).
Душа же грешника, живущая по плоти, погрязшего в телесных
удовольствиях, валяется в плотских страстях, как в тине. Враг, попирая
ее, старается еще более осквернить и, так сказать, погребсти, наступив
на падшего и ногами своими втаптывая его в землю, то есть жизнь
поползнувшегося – в тело.
* * *
Насколько отличается небо от
земли, небесное от земного, настолько же отличается душа от тела. Душа –
подобие неба, потому что в ней обитает Господь, а плоть – от земли, на
которой обитают смертные люди и бессловесные животные.
Оставить комментарий