ПРИЗНАКИ ИСТИННЫХ ПАСТЫРЕЙ БОЖИИХ архиеп. АВЕРКИЙ Таушев
«Вы есте соль земли: Вы есте свет мiра:» (Матфея 5: 13–14).
Обращаясь
к Своим ученикам, а в их лице и ко всем их преемникам – пастырям,
Христос-Спаситель говорит: «Вы есте соль земли: Вы есте свет мiра»
(Матф. 5: 13–14). В этих образных выражениях
необыкновенно сильно передается вся сущность, все величие и вся
необходимость для грешного человечества такого спасительного
установления, как пастырское служение. Он указывают также и на тот
характер внутреннего облика души, который должен, при благодатной помощи
Божией, возгревать в себе каждый желающий быть истинным пастырем.
Истинный пастырь должен быть «солью земли».
Что это значит?
Соль
имеет силу сообщать свое свойство – солёность – тем веществам, к
которым она примешивается. Так и пастыри не должны таить в глубине своей
души свою веру, свою христианскую настроенность, заботясь только о
своем личном спасении, но должны безбоязненно, открыто и ревностно
исповедывать свою веру (истину), до самозабвения самоотверженно стараясь
о насаждении Учения Христова, об утверждении истинной веры и
нравственности христианской в окружающих людях. Своею верою и
благочестием они должны служить примером для пасомых – делать их тем,
чем они сами стали, как соль делает солеными все те другие вещества, с
которыми приходить в тесное соприкосновение.
Для просоления
какого-нибудь вещества, как напр., воды, достаточно бывает самого малого
количества соли. Так и истинный пастырь, если он – "соль не обуявшая",
способен осолить силою своей веры и благочестия огромное множество
пасомых, производя благодатный духовный переворот в их умах и сердцах...
Соль
не изменяет ни сущности, ни внешнего вида веществ, в которых
растворяется, а только дает им свой особый соленый вкус. Так и пастыри
должны видеть идеал своей деятельности не в каких-либо внешних реформах,
не в ломке гражданских порядков, общественного и семейного быта, а – в
изменении нравов людей, в очищении и облагорожении человеческих душ, в
придании ему особого вкуса – возвышенного Евангельского духа и
характера.
Соль имеет силу предохранять вещества, к которым она
примешивается, от гниения и порчи. Точно также и пастыри словом своим,
солью духовной мудрости растворенным, и примером своей жизни, освященной
благодатию (светом, энергией), должны предохранять своих пасомых от
духовного растления, то есть от всякого рода пороков, страстей и
заблуждений, должны противодействовать распространению между ними
растленных обычаев и привычек и утверждать их в вере и подлинном
христианском благочестии.
Соль имеет острый вкус и разъедающую
силу. И истинные пастыри, уже по самому своему настроению и образу
жизни, и в этом отношении подобны соли для всех противящихся Христову
учению. Для людей мiра сего, не желающих жить по-христиански, пастыри,
так сказать, «солоны» и естественно подвергаются с их стороны даже
гонениям, по слову Самого Господа: «Аще от мiра бысте были, мiр убо свое
любил бы: якоже ОТ MIPA НЕСТЕ, но Аз избрах вы от мiра, СЕГО РАДИ
НЕНАВИДИТ ВАС МIР» (Иоан. 15: 19), а также и по слову св. Ап. Павла:
«Вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гонимы будут»
(2Тим. 3: 12).
Как соль, хотя имеет острый вкус, делает пищу
более вкусной и приятной для еды, так и истинные пастыри преображают к
лучшему всю человеческую жизнь, делая ее осмысленной и здравой в
духовном смысле.
Что же именно делает христианского пастыря «солью» для других людей?
Это
– благодать Святого Духа, просвещающая и освящающая его, в таинстве
священства немощная человеческая врачующая и оскудевающая восполняющая.
Без благодати Божией не только пастырь, но и всякий человек, по учению
Слова Божия, «окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг» (Апокалип. 3: 17). А
таковой может ли быть «солью» для других людей? Может ли он, будучи сам
слепым, указывать путь другим? Может ли тот, кто сам окаянен и нищ и
наг, давать другим то, чего сам не имеет?
Таким образом, быть
«солью земли» это значит быть проводником в нее Божественной благодати.
Вот почему главной заботой пастыря в течение всей его земной жизни
должно быть самое трезвенное и бодрственное попечение о том, как бы
самому не утратить эту Божественную благодать, как бы не сделаться той
«солью обуявшей», о которой говорит Христос-Спаситель, что она уже ни к
чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям (Матф, 5:
13).
Истинный пастырь не должен успокаиваться на сознании, что им
получена Божественная благодать в таинстве священства, и надеяться на
то, что он, при всех условиях, даже при самой порочной жизни, останется
носителем и раздаятелем ее для верующих.
Не напрасно Св. Ап.
Павел увещевает ставленника своего молодого Ефесского Еп.
Тимофея:«Воспоминаю тебе ВОЗГРЕВАТИ дар Божий, живущий в тебе
возложением руку моею» (2Тим. 1:6). Этот великий благодатный дар
необходимо постоянно возгревать, дабы он не погас, ибо погасши однажды,
он уже не может быть снова возжен, как и соль, потерявшую свою силу, уже
нельзя сделать снова соленой. Потому-то великий Златоуст в своих
знаменитых «Словах о священстве» и говорит, что пастырю не следует
«ожидать суждений от других, когда случится совершить грех,
заслуживающий извержение, но ранее самому отречься от этой власти. Таким
образом еще возможно будет получить помилование от Бога; удерживать же
себя в этом достоинстве вопреки благопристойности – значит лишать себя
всякого прощения и еще более воспламенять гнев Божий, прилагая к одному
другое тягчайшее преступление» (Слово 3-е, стр. 423). И мы знаем из
многих исторических повествований христианской древности, что пастыри,
впавшие в тяжкий, заслуживающий извержение из сана грех, так и
поступали. Сознавши, что они угасили в себе благодатный дар Божий, они
сами добровольно оставляли свое служение, чтобы проводить всю остальную
жизнь свою в подвигах покаяния.
Истинный пастырь должен быть «светом мiра».
Называя
Своих учеников, а в лице их и всех пастырей, «светом мiра»,
Христос-Спаситель тем самым призывает их быть отражением Божественного
Света в мiре, ибо в собственном смысле слова только Он один есть "Свет
мiру" (Иоан. 9: 5), «Свет истинный иже просвещает всякаго человека
грядущаго в мiр» (Иоан. 1: 9), а люди (светильники) могут светить
другим, лишь отражая в себе этот Божественный Свет.
Просветившись
этим Божественным Светом, истинный пастырь, по мысли Господа, должен
стать светильником для других людей, прогоняя тьму неведения и
заблуждений, просвещая их умы верою и познанием вещей мiра духовного,
согревая сердца их любовию к Богу теплотой Святого Духа. Все дела и
поступки пастыря должны быть чисты, светлы и назидательны, так чтобы,
смотря на них, пасомые сами зажигались бы Божественною ревностью,
стремясь к искреннему нелицемерному Богоугождению.
Страшась, как
бы не сделаться «солью обуявшею», пастырь должен более всего бояться,
как бы не померк в нем этот Божественный Свет и как бы не стал он,
вместо носителя Света Христова, сеятелем тьмы и диавольского мрака. А
для этого, по наставлению Слова Божия, пастырь должен в первую очередь
заботиться о чистоте своего сердца и своей личной жизни: он должен вести
непрерывную «невидимую брань» с возникающими в душе греховными
помыслами, усмирять и порабощать тело свое (1Кор. 9: 27), распинать
плоть свою со страстьми и похотьми (Гал. 5: 24), «духом ходить» и не
исполнять вожделений плоти (Гал. 5: 16–17), как заповедует Апостол.
Высоким
примером такого истинного пастыря, бывшего подлинно «солью земли» и
«светом мiра», явился в наши дни великий всероссийский пастырь
приснопамятный о. Иоанн Кронштадтский. Его духовный облик и должен
постоянно предноситься нашему мысленному взору; его дивный дневник,
отражающей в себе «благодатное озарение души, которого он удостоился от
всепросвещаюшаго Духа Божия в минуты глубокаго к себе внимания и
самоиспытания, особенно во время молитвы», должен быть настольным
руководством для каждого пастыря.
Признавая великого Кронштадтского
пастыря, как несомненного угодника Божия, непререкаемым авторитетом для
себя в нынешнее время, мы должны, подобно ему, здраво и трезво смотреть
на окружающею нас жизнь, не закрывая глаз на современную грозную
действительность; должны распознавать знамения времен, по заповеди
Спасителя (Матф. 16: 34; 24: 32–33), а не предаваться легкомысленной
безпечности и «прекраснодушной» мечтательности, способной Антихриста
принять за Христа.
Ведь во времена о. Иоанна Кронштадтского еще
не было на месте Православной России богоборческого государства,
основанного на злобе и насилии и не без успеха пытающегося завладеть
всем мiром, а между тем вот что говорил он еще тогда в своих
вдохновенных проповедях: «Ныне страшное время безверия и ОТСТУПЛЕНИЯ от
Бога, время потрясающих душу беззаконий всякого рода; многие люди
обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для
них ничего святого»...
(«Новыя слова, произнесенныя в 1906–7 г. г.» стр. 78).
Оставить комментарий