СПАСЕНИЕ ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН. ПИСЬМО СВЯТ. ИГНАТИЯ Брянчанинова
Напрасно
Ваше желание – находиться в полном послушании у опытнаго наставника.
Этот подвиг не дан нашему времени. Его нет не только посреди мира
христианскаго, нет даже в монастырях. Умерщвление ветхого разума и
испорченной воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и
добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный
отец: только пред духоносцем может быть явна душа ученика; только он
может усмотреть, откуда и куда направляются душевныя движения
наставляемаго им.
Ученик для чистоты своей совести должен с
точностию и подробностию исповедывать свои помышления; но наставник не
должен руководствоваться этою исповедью в суждении о душевном состоянии
ученика; он должен духовным ощущением проникать, измерять его, и
поведать ему незримое им состояние души его.
Так действовали Пахомий
Великий, Феодор Освященный и прочие святые наставники иноков. Феодору
Освященному говорили ученики: «Отец! обличи меня», – и он, движимый
Святым Духом, являл каждому сокровенные в нем душевные недуги. Эти
великие Отцы признавали послушание иноческое особенным даром Святаго
Духа: так повествует писатель, современный им, преподобный Кассиан.
Послушание
– чудо веры! Совершить его может один Бог. И совершили его те человеки,
которым дан был Богом этот дар свыше. Но когда люди захотят
собственными человеческими усилиями достичь того, что дается единственно
Богом, тогда труды их суетны и тщетны; тогда они подобны упоминаемым в
Евангелии создателям столпа, начинающим здание без средств к совершению
его. Все мимоходящие, т. е. бесы и страсти, посмеиваются таковым, потому
что по наружности они будто совершают добродетель, а в сущности,
находятся в горьком обмане, слепоте и самообольщении, подчинены страстям
своим, исполняют волю бесов. И многие думали проходить послушание, а на
самом деле оказалось, что они исполняли свои прихоти, были увлечены
разгорячением. Счастлив тот, кто в старости своей успеет уронить слезу
покаяния на увлечения юности своей. О слепых вождях и водимых ими сказал
Господь: «Слепец же слепца аще водит, оба в яму падут» (Мф.15:14).
Нашему
времени дан другой подвиг, сопряженный с многими трудностями и
преткновениями. Нам пришлось совершать путешествие – ни днем, ни при
солнечном ясном свете, а ночью, при бледном свете луны и звезд. Нам даны
в руководство священное и святое Писание: это прямо говорят Святые Отцы
позднейших времен. При руководстве Писанием полезен и совет ближних,
именно тех, которые сами руководствуются Писаниями Отцов. Не думайте,
чтоб подвиг наш лишен был скорбей и венцов: нет! он сопряжен с
мученичеством. Это мученичество подобно томлению Лота в Содоме: душа
праведника томилась при виде непрестаннаго и необузданнаго любодеяния. И
мы томимся, ОТВСЮДУ окруженные умами, НАРУШИВШИМИ ВЕРНОСТЬ ИСТИНЕ,
вступившими в блудную связь с ложью, заразившимися ненавистию против
Писаний, вдохновенных Богом, вооружившихся на них хулою, клеветою и
насмешкою адскою.
Наш подвиг имеет цену пред Богом: на весах Его
взвешаны и немощь наша, и средства наши, и обстоятельства, и самое
время. Некоторый великий Отец имел следующее видение: пред ним земная
жизнь человеков изобразилась морем. Он видел, что подвижникам первых
времен монашества даны были крылья огненныя, и они как молния
перенеслись чрез море страстей. Подвижникам последних времен не дано
было крыльев: они начали плакать на берегу моря. Тогда дарованы им были
крылья, но не огненныя, а какия-то слабыя: они понеслись через море. На
пути своем, по причине слабости крыл, они часто погружались в море; с
трудом подымаясь из него, они снова начинали путь, и, наконец, после
многих усилий и бедствий, перелетели через море.
Не будем
унывать! не будем безрассудно стремиться к блестящим подвигам,
превышающим наши силы, примем с благоговением смиренный подвиг, очень
соответствующий немощи нашей, подаяемый как бы видимо рукою Божиею.
Совершим этот подвиг с верностию святой Истине – и среди мира, шумною,
безчисленною толпою, стремящагося по широкому, пространному пути вслед
своевольнаго рационализма, пройдем к Богу по стезе узкой послушания
Церкви и святым Отцам. Не многие идут по этой стезе? – Что до того!
Сказал Спаситель: «не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати
вам царство. Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь
вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. Что узкая врата и тесный путь
вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его» (Лк.12:32;
Мф.7:13–14).
Оставить комментарий