СВЯТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ ВРАГ

//Диавол есть воплощение всего отрицательного, полная противоположность Христу//

Христос есть Свет: диавол есть Тьма. Христос есть живот: диавол есть смерть. Христос есть истина: диавол есть ложь, и отец лжи. Христос есть любитель твой: диавол есть враг твой. Христос есть Благодетель твой: диавол есть злотворитель твой. Христос есть истинное и высочайшее добро: диавол крайнее зло. Христос есть Спаситель твой: диавол губитель твой. Христос хощет вечно спасти тебе; на сие бо и в мир пришел ради тебе: диавол хощет вечно погубить тебе. Христос хощет Вечный живот подать тебе: диавол хощет вечно умертвить тебе. Христос хощет в Вечное Свое Царство ввести тебе: диавол хощет в Вечное мучение за собою привести тебе. Христос хощет Вечно обогатить тебе: диавол хощет вечно нищим сотворить тебе. Христос хощет вечно прославить тебе: диавол хощет посрамить тебе. Христос хощет вечно почтить тебе: диавол хощет вечно обезчестить тебе. Видишь, что есть Христос, и что есть диавол...

Диавол есть отец - рассадитель лжи и всякой лести (ты все можешь сам. Ты этого достоин - прим.). Невидимый Сатана – хитрейший и опаснейший враг
На брани видимой, чем злейший и хитрейший враг, тем опаснейший бывает: но нет более злейшего и хитрейшаго врага, чем сатана и демоны его, потому и брань с ними весьма опасна для нас...

Сатанинская кознь есть, злобою на Создателя и образ Его дышущая, который, не могучи ничего Богу сделать, на образ Его устремляется, и тем хочет оскорбить Его! Человек слепой, как рыба за удицу, за прелесть вражию хватается, и ему соизволяет; и тако, слушая слухом души совета вражия, Бога, Создателя своего, не слушает и оскорбляет
Диавол, враждуя на Создателя нашего и не могши ничего Ему сделать, устремляется на человека, и чрез него тщится имя Божие похулить и обезчестить, и сего ради привлекает всякого человека к преступлению заповедей Божиих, дабы таким оборазом презрен был Законодавец. Человек, сего не разсуждая, слушает врага того, разоряет заповеди Божия, и преступлением заповедей безчестит заповедавшего, как и Апостол глаголет: «преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2, 23), и так сам доброхотно делается орудием диавольским, которым имя Божие безчестится. Так точно и прародители в раю, послушав диавола и презревши Бога заповедавшаго, обезчестили Его (Быт. 3). Так и ныне христианин, презирая заповеди Божия и слушая диавола, безчестит Заповедавшего

Враг наш истинный есть диавол, который как душу, так и тело наше ищет и тщится озлобить и погубить. Сей лукавый и враждебный дух и людей научает, чтобы нас гнали и озлобляли. И так по большей части он нашего озлобления причиною. Он нас чрез людей гонит, и тем тщится отвести от терпения и любви Божией, привести нас во вражду и ссору, о чем он, яко дух злобы, радуется. На него убо должно нам всю вражду нашу обратить, яко истаго и всегдашняго врага, ему противитися твердою верою, воли его не попущать над нами совершатися (2:366).

Враг наш истый един есть диавол, который и людей научает, чтоб нас гонили, и так по большей части он причиною есть озлобления нашего, а не люди; он нас чрез людей гонит и озлобляет, и «его надобно ненавидеть, а людям соболезновать», что его слушают
Враг пытается препятствовать на пути ко спасению. Перечисление его методов

Тако сатана, христианине, простирает нам сети свои и тщится нас уловить в них... Сети его пагубныя суть: «многоразличныя ереси, расколы и суеверия»... Простирает сети «любве мира сего, гордости и суеты его». Представляет всякой душе христианской честь, славу, богатство и роскоши мира сего, и шепчет во уши, как хорошо и приятно быть в чести, от всех почитание и поклонение иметь, от всех славным и хвалимым быть, быть в богатстве... Простирает сети свои нам враг, когда ко всякому греху нас «прельщает», и тем, как сетию, уловить и запутать тщится... Простирает нам диавол сети свои, когда нам влагает чрез злые мысли «неверие, сумнение, всякия хулы» на имя Божие, «отчаяние» и прочая... Видим его и сии сети, что он, когда сам чрез себе не может уловить человека, насылает к нему «злых людей», служителей своих, чрез которых, яко истое свое орудие, тщится уловить его... Простирает сети свои нам диавол, когда восставляет на нас «гонение», злобу, ненависть, посмеяние и ругание людей... Тайныя и очень сокровенныя сети его суть, когда он «под видом добра зло», и под видом добродетели порок, яко яд под медом сокровенный, представляет нам... Сия и прочия многоразличныя сети распространяет на пути, которым христиане идут к вечному животу (4:310–314).

Известно знай, что хотящему и начинающему Бога искать сатана враг наш всяким образом тщится препятие учинить: то ПОМЫСЛ злой, то УНЫНИЕ и ЛЕНОСТЬ наносит; то неудобством устрашает, то к прелести суетнаго мира склоняет; то чрез злых людей безпокойствует и прочия беды наводит, чтобы хотение доброе пресещи, и тако от спасительнаго пути отвести. Всего сего берещися, с Божиею помощию, должно (1:105).

Сатана, враг душ наших, со ангелами злыми различныя подлагает нам козни. «Несть наша брань к крови и плоти, но к началом и ко властям, и к миродержителям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным», глаголет Апостол (Еф. 6, 12). И паки: «супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити», глаголет Петр святый (1Пет. 5, 8)

Сей враг, как «человекоубийца бе искони» (Ин. 8, 44), и на сердце прародителя нашего злое свое семя посеял, не престает и ныне плевелы свои разсевать. Везде он с коварством своим окружает нас: что ни делаем, что ни беседуем, примечает, и во всем хощет запяти и озлобити нас. Спим ли, или почиваем? он не спит, но бодрствует на погибель нашу. Ходим ли, или седим? он наблюдает хождение, седание и возстание наше. Ядим ли, или пием? подлагает козни свои. К МОЛИТВЕ ли обращаемся? и тут не оставляет нас, и тут препятствует нам, тщится разслабити нас, отвратити ум наш и сердце от Бога. От ЗЛА ли уклоняемся? тщится паки в тое вринути нас. Доброе ли делаем? подвизается и тут, чтобы не с добрым намерением и не на добрый конец делалось от нас... Сего злоковарнаго врага сети и козни усматривает и от них уклоняется едино смирение (2:260–261).

Сатана с своими злыми аггелами и служителями непрестанно гонит и ищет верных уловити и похитити, яко лев, якоже Апостол глаголет: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8), – противу которых врагов инаго посредствия нет, как усердная молитва с упованием на Бога
Якоже видимый неприятель, победивши противника и пленивши его, ругается и смеется над ним: тако невидимый наш враг диавол, пленивши христианина ГРЕХОМ, держит его, как пленника, смеется, посмевается и ругается ему, и часто от греха в грех, и от прихоти в прихоть, как пшеницу, сеет, и бросает то к сребролюбию, то к славолюбию, то к сластолюбию; и тако запутавши его в похотях мирских, как рыбу в сети, держит, и смеется ему, пока во всеконечную погибель, в которой и сам находится, вринет

Комментарии