ПОЧЕМУ МНОГИЕ ХРИСТИАНЕ УМИРАЮТ И БОЛЕЮТ. ПРЕП. АНАСТАСИЙ СИНАИТ
Все
Божественное Писание, исполненное благодати Святаго Духа, непрестанно
побуждает нас к соблюдению заповедей Божиих. Особенно же к этому нас
призывает увещание пророка Давида, ежедневно воспеваемое в псалмах.
Ибо книга псалмов воспитывает благочестие, наставляет в вере, учит
целомудрию, ведет к страху Божию, повествует о наказании, о перенесении
скорбей, чистоте, долготерпении, посте и добрых делах. Прилежание и
усердие в молитве и чтении Божественного Писания – мать всех
добродетелей. По молитве мы получаем исполнение всякого прошения и всякий дар от Бога.
Св. Пророк, как бы от лица Бога, настоятельно внушает нам иметь непрестанное к Богу прилежание и усердие, говоря:
«Научитесь и познайте, что Я Бог» (Пс. 45, 11).
Ибо
без усердия и прилежания в молитвах и чтении Божественного Писания
невозможно ни получить исполнения прошений, ни истинно познать Бога.
Если
кто-нибудь зачастую долгое время проводит ради овладения каким-либо из
земных искусств, чтобы наконец достичь желаемого, то насколько усерднее
должен постигать [искусство жизни] в Боге тот, кто желает преуспеть в
познании Бога и в благоугождении Ему: он должен жарко и пламенно, вплоть
до конца жизни, устремлять к Нему свою душу. Но и мы почти ничего не
знаем об истинной вере и о себе и обольщаемся. И если бы только одно
это, меньшим было бы зло: но и друг с другом мы враждуем, бранимся, друг
другу строим козни и завидуем, клевещем и насмехаемся, и никто из нас
не задумывается о своих грехах, никто не заботится о своем бремени, но
прегрешения ближнего нашего мы рассматриваем со всей тщательностью; до
шеи полны мы грязи, и никак мы об этом не печемся. Вплоть до старости мы
радеем о других, но свое собственное зло даже в самой старости не
исследуем. Мельчайшие недостатки братьев наших мы видим, а бревна в
своем глазу не замечаем. Мы сгибаемся до конца под бременем своих
грехов, а занимаемся недостатками других и никого не стыдимся, никого не
щадим, никого не боимся, но всех угрызаем, всех пожираем: малых и
великих, виновных и невиновных, священников и учителей наших,
наставников, увещателей и назидателей. А потому гнев Божий приходит на
нас, потому мы подвергаемся наказанию и предаемся всяким скорбям и
обстояниям из-за одержащего нас окаменения.
Велико ослепление
наше, велико легкомыслие, велика безпечность. Нет у нас умиления, нет
страха Божия, нет ни исправления, ни покаяния, но весь наш ум пребывает в
пороке, неге и опьянении. Мы часто целый день проводим в зрелищах, в
пустых разговорах и остальных бесовских занятиях, не скучая, но даже
забывая о пище, о доме и других необходимых делах; а в Церкви Божией,
молитве и чтении не хотим и одного-единственного часа побыть пред Богом,
но как от огня спешим убежать из Церкви Божией.
Возлюбленные!
Велико несчастье наше! Ведь мы должны сами располагать себя к теплоте и
усердию при совершении любых молитв и молений, и преимущественно во
время священнодействия Пречистых Таинств, предстоя пред Владыкой со
страхом и трепетом в святом Собрании; но мы не приносим Ему ничего
подобного в искреннем молении сокрушенным и смиренным умом, но вместо
этого улаживаем в святых Собраниях наши тяжбы и множество наших суетных
дел.
О, насколько наше собственное легкомыслие и нерадение
привело к тому, что мы сделались христианами только по названию. Ибо что
может быть ужаснее, когда мы, будучи исполнены хищения, двоедушия,
лукавства и множества других прегрешений, омывая водой лишь руки [но не
душу], скверные и нечистые, приступаем к святому Телу и божественной
Крови, излиянной за спасение мира?
Разве ты не видишь, как Иуда,
недостойно и с коварной мыслью принявший Тело Владыки, тотчас был
осужден и дал в себе место лукавому? Ибо сказано: «И когда он взял
кусок, тотчас вошел в него сатана» (Ин. 13, 27); не презирает дьявол
святой Хлеб, но обличает самого причастника, поскольку тот причастился
себе во осуждение. С какой совестью, скажи мне, ты приступаешь к Святым
Тайнам? С какой душой, с какой мыслью [ты подходишь к ним], имея внутри
себя обвиняющую совесть? Скажи мне, дерзнул ли бы ты, неся в руках своих
грязь, прикоснуться к царским одеждам? Но что я говорю к царским? Ты и
своих одежд не трогаешь нечистыми руками, но прежде умоешь и очистишь их
и тогда прикасаешься к своим одеждам. Почему же ты Богу не воздаешь той
чести, какую воздаешь дешевым одеждам и платьям? Скажи мне, какое же
после сего ты получишь прощение? Ибо не в том только состоит
благоугождение [Богу], чтобы приходить в Церковь Божию, прикладываться к
божественным образам святых икон и лобызать честный Крест; и не в
умовении рук водою состоит очищение, но в отвержении и омовении
нечистоты греховной. Следует стереть греховные цепи исповеданием,
слезами и смиренной душой и тогда только приступить к пречистым Тайнам.
Но,
может быть, скажет кто-нибудь: не легко мне возбудить слезы, чтобы
оплакать себя. Но почему? Потому, что не трудишься, не чувствуешь [своих
грехов] и не помышляешь о страшном дне Судном. Даже если ты не можешь
плакать, то хотя бы тяжело вздохни и опечалься, прекрати смех, отвергни
высокомерие и со страхом стань пред Господом, потупив очи долу, с
сокрушенным сердцем принося Ему исповедание. Разве не видишь, с каким
почтением предстоят земному Царю, даже и нечестивому? Они с трепетом
взирают на него; подходят к нему безмолвно, без лишних движений, без
суеты, в молчании и страхе. А мы в Церкви Божией поступаем как в театре
или в бане: смеемся, пустословим, суесловим и только обманываем себя,
думая, что находимся в Церкви.
Разве ты не знаешь, что Церковь
Божия есть врачебница и пристанище? Если же ты во врачебнице остаешься
больным и не получаешь исцеления, то где после этого ты получишь его?
Стой пред Богом тихо, с сокрушением. Исповедай Ему грехи свои чрез
священника, осуди дела свои и не стыдись, ибо «есть стыд, ведущий ко
греху, и есть стыд – слава и благодать» (Сир. 4, 25).
Осуди себя
пред людьми, чтобы Судия вселенной оправдал тебя пред Ангелами и всем
миром. Проси у Господа милости, прощения, оставления прегрешений и
избавления от будущих грехов, чтобы тебе подобающим образом приступить к
Святым Тайнам и с чистой совестью причаститься Тела Крови, дабы
причащение твое послужило тебе в очищение ,а не в осуждение. Послушай
св. Апостола Павла: «Да испытывает же себя человек, и таким образом
пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет
недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле
Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает»
(1Кор. 11, 28–30). Видишь ли, что и болезни и множество смертей
случаются из-за того, что недостойно приступают к божественным Тайнам и
грешим.
Оставить комментарий