СВЯТОЙ АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ



Наставления о доброй нравственности и святой жизни

Люди обычно именуются умными по неправильному употреблению сего слова. Не те умны, которые изучили многое и обладают обширными познаниями, но те, у которых душа – умна, которые могут рассудить, что добро и что зло (отличают подделки), и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют и делают то с великим к Богу благодарением. Эти одни поистине должны именоваться умными людьми.

Истинно умный человек одну имеет заботу – вседушно повиноваться и угождать премудрому Богу всяческих. Тому и единственно тому поучает он душу свою – как бы благоугодить Богу, благодаря Его за Его благое промышление, в каких бы ни находился случайностях по жизни. Ибо не уместно ли врачей и тогда, как они дают нам врачевства горькие и неприятные, благодарить за выздоровление тела, а к Богу из-за того, что представляется нам нерадостным, оставаться неблагодарными, не разумея, что все бывает по Его промышлению и на пользу нам. В таком разумении и в такой вере в Бога – спасение и покой души.

Разум, воздержание, незлобие, целомудрие, твердость духа, терпение и подобные им великие добродетели, как бы силы (ратные), получили мы от Бога, чтобы они сопротивлялись и противостояли встречающимся с нами прискорбностям и помогали нам во время их: так что если мы будем упражнять сии силы и иметь их всегда наготове, то ничто из случающегося с нами не будет для нас тягостно или болезненно, гибельно и несносно, ибо все то будет преодолеваемо сущими в нас добродетелями. Этого не имеют в мысли те, у коих душа не умна, ибо они не верят, что все бывает на пользу нам, чтобы просияли добродетели наши и мы увенчаны были за них от Бога.

Если, почитая богатство (имущество) и полное им наслаждение одною кратковременною призрачною суетою и ведая, что добродетельная и богоугодная жизнь лучше богатства, ты твердо будешь стоять в сем убеждении и содержать то непрестанно в памяти, – то не будешь ни воздыхать, ни сетовать, ни роптать на кого-либо, но за все будешь благодарить Бога, когда увидишь, что худшие тебя прославляются за краснословие или ученость и богатство. Ненасытное желание накопительства и удовольствий, славолюбие и тщеславие, при неведении истины, суть самые злые страсти души.

Умный человек, рассматривая сам себя, познает, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей.

Чем кто умереннейшую проводит жизнь, тем тот спокойнее бывает, потому что не печется о многом: о подручных, земледельцах (наемных работниках) и приобретении скота, земель, домов и имущества. Когда же прилепляемся мы ко всему сему, то, подвергаясь случающимся из-за того прискорбностям, доходим до того, что на Бога ропщем. Таким образом, самопроизвольное наше похотное желание (многого) наполняет нас смятением, и мы блуждаем во тьме греховной жизни, не зная себя самих (суета омрачительна).

Не должно говорить, что невозможно человеку проводить добродетельную жизнь, но – что это нелегко. И точно: не для всякого безразличия удободостижимо это, но только те из людей приобщаются добродетельной жизни, которые благочестивы и имеют боголюбивый ум. Общий (обыкновенный, всякий) ум есть ум мирской и превратный; он дает помышления добрые и худые, изменчив и склонен к вещественному; а ум боголюбивый есть казнитель зла, которое бывает в людях от произвольной их безпечности.

Невежды и простецы смешным делом считают науки и не хотят слушать их, потому что ими открывается их невежество и малость, – и они желают, чтобы все были подобны им; равным образом и невоздержные по жизни и нравам заботливо желают, чтобы все были хуже их, думая снискать себе обезвинение в том, что много злых.

Человек богатый и благородного происхождения, однако лишенный душевного образования и добродетельной жизни несчастен в глазах людей здравомыслящих; напротив, бедный и раб по состоянию – счастлив, если он украшен образованием и добродетелью. Как странники запутываются на дорогах (и гибнут), так погибают и не пекущиеся о добродетельной жизни пред Богом зрящим, будучи увлекаемы различными пожеланиями.

Поистине, должно людям надлежащим образом устроить свою жизнь и нравы. Когда это будет исправлено (душа очистится), тогда удобно познается и Бог. От всего сердца и со всею верою чтящий Бога промыслительно получает от Него помощь к укрощению гнева и похоти. Похоть же и гнев суть причина всех зол.

Человеком должно называть или того, кто по-настоящему умен, или того, кто принялся исправлять себя. Неисправного не должно называть человеком, потому что это (то есть неисправимость) есть дело не человеческое... От таковых должно бегать. Сживающиеся со злом никогда не будут в числе безсмертных (блаженным безсмертием).
Только самим делом исправления наличествующаяся в нас умность делает нас достойными называться людьми; не имея же такой умности, мы отличаемся от безсловесных скотов одним лишь расположением членов и даром слова. Итак, да познает разумный человек, что он безсмертен, и да возненавидит всякую срамную похоть, которая бывает для людей причиною смерти.

Как кормчие осмотрительно направляют корабль вперед, чтобы не наткнуться на подводный камень или скалу какую, так и ревнующие о добродетельной жизни пусть тщательно рассматривают, что им должно делать и чего убегать, полезным почитая для себя только то, что внушают истинные и Божественные законы, отсекая от души лукавые помышления.

Свободными почитай не тех, кто свободен благодаря состоянию и богатствам, но тех, кто свободен по жизни и нравам. Не должно, например, считать истинно свободными знатных и богатых, когда они злы, мстительны, завистливы и невоздержны, потому что таковые – рабы чувственных страстей (которым служат). Свободу и блаженство души составляют настоящая чистота души (освободившаяся от похотей и пристрастий) и презрение привременного.

Чья душа действительно умна и добродетельна – обнаруживается во взоре, поступи, голосе, улыбке, разговорах и обращении. В ней все изменилось и приняло благообразнейший вид. Боголюбивый ум ее, как бодренный привратник и страж, затворяет все входы для злых и срамных помышлений.

Рассмотри окружающее тебя и знай, что начальники и владыки имеют власть над телом только, а не над душою, – и всегда содержи сие в мысли своей. Поэтому, когда они приказывают, например, убить или что другое сделать греховное, неправедное и душевредное, не должно их слушать, хотя бы они и мучили тело. Бог создает душу свободною и самовластною, и она вольна поступать как хочет – хорошо или худо.

Умная душа старается избавиться от безпутства, принятия нечестивых помыслов, надмения, гордыни, обольщения, зависти, хищения и подобного, каковы дела суть (дела и внушения) демонов и злого произволения. Все же перечисленное, при заботливом усердии и внимательном обдумывании, успевает совершить человек, у которого пожелание не устремляется к низким животным удовольствиям.

Те, кои проводят жизнь в малых и невысоких подвигах, и опасностей избавляются, и не имеют нужды в особенных предосторожностях. Побеждая же во всем пожелания, они удобно обретают путь, к Богу ведущий.

Умным людям не нужно слушать всякого рода беседы, но только те, которые приносят пользу, которые ведут к познанию воли Божией: ибо она есть путь, которым люди опять возвращаются к жизни и Свету вечному.

Тем, кто старается жить добродетельно и боголюбиво, надо отстать от самомнения и всякой пустой и ложной славы и стараться о добром исправлении жизни сердца. Боголюбивый и непеременчивый ум есть руководство и путь к Богу

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.