Из ОБРАЩЕНИЯ МИТР. Московского и Коломенского МАКАРИЯ (ПАРВИЦКОГО-НЕВСКОГО)
СВ, ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
... «Слышал и я об этом плуте Арсакие, которого
Императрица посадила на мою кафедру, что он подверг бедствиям всю
братию, не пожелавшую иметь с ним общения, многие таким образом даже
умерли из-за меня в темнице. Этот волк в овечьей шкуре, хотя и по
наружности Епископ, но на деле прелюбодей, п. ч. как
женщина, при живом муже живя с другим, становится прелюбодейцею, так
равно прелюбодей он, не по плоти, но по духу, еще при моей жизни
восхитивший мою Церковную Кафедру». (Твор. Св. Иоанна Злат. СПб. 1912
г., т. III, стр. 727-729).
Из ОБРАЩЕНИЯ МИТР. Московского и Коломенского МАКАРИЯ
(ПАРВИЦКОГО-НЕВСКОГО)
«Собору иерархов Всероссийской Церкви»
27 сентября 1917 г.
Настоящий
Поместный Собор Всероссийской Церкви в уставе своем заявил /п. 1/, что
он в устроении Русской церковной жизни будет руководствоваться правилами
Святых Апостол, Святых Соборов Вселенских и Поместных, и Святых Отец.
При
сопоставлении этих Правил с действительной жизнью Русской Церкви нельзя
не заметить некоторых уклонений последней от тех Правил, в хранении
которых иерархи дают клятвенное обещание.
Решаюсь указать некоторые
церковные законоположения и бывшие в недавнее время уклонения от них.
Так, властию или настоянием чиновника, уполномоченного от Временного
Правительства, несколько иерархов были лишены занимаемых ими кафедр, и
на место их выбраны и поставлены другие. Таковым своевольным действием
мирского чиновника нарушены следующие Канонические Правила. [...].
На
основании этих Правил справедливо и у нас в России признать
неканоничными бывшие в последнее время избрания новых иерархов на место
удаленных, или, как выражается чиновник, «разогнанных» им БЕЗ СУДА И
СЛЕДСТВИЯ. На том же основании можно сказать и об избрании НОВОГО
ИЕРАРХА НА МОСКОВСКУЮ КАФЕДРУ. Но говоря об этом последнем, я отнюдь не
желаю касаться личности новоизбранного, нравственно безупречного, не
решусь отрицать его правоспособности к управлению Епархией. Буду
говорить только о неканоничности такого избрания. Лично, со своей
участью я волей-неволей готов примириться. Но не могу не говорить о
неканоничности удалений и выборов иерархов, совершившихся в последнее
время. Пример же московского избрания мне более известен и близок...
Неканоничность
избрания нового иерарха на Московскую кафедру выразилась в следующих
актах (речь идёт архиеп. Тихоне Белавине - прим. ред.)
Избрание
на кафедру московского Митрополита производилось мирянами и членами
клира, выбранными от приходов и от благочинии, при недопущении к тому
епископов, находящихся в городе. Таковыми выборами нарушено 13-е правило
Лаодикийского Собора, которое гласит, по толкованию Аристина: «Не
избран [во епископа], кто избирается мирскими людьми. Епископы
поставляются по избранию Митрополитов и Епископов».
К избранию
иерарха на Московскую митрополичью кафедру не были допущены Епископы.
Избрание производили только представители от приходов и благочиний.
Епископы допущены были только тогда, когда избранному воля собравшегося
съезда о совершившемся избрании имела быть объявлена в храме. Епископ
явился здесь только свидетелем совершившегося акта, чтобы придать ему
значение почему-то понадобившейся санкции. Но ни при избрании, ни при
объявлении о сем не было совершено собора с митрополитом во главе, как
требует того 16 Правило [Поместного] Антиохийского собора (сравни «Новая
скрижаль Вениамина», гл. VI, п. I, с. 314-317).
Избрание на
Московскую кафедру совершено тогда, когда ее нельзя было считать
свободною, ибо прежний Митрополит хотя и дал «рукописание отречения»,
но сделал это «не по собственному произволению, а по нужде, по страху и
по угрозам от некоторых»...
Следовательно, мое «рукописание об
отречении» не следовало принимать, а принявши, убеждать не о том, чтобы я
оставил свою паству, а напротив, чтобы не оставлял ее.
Только по
настоянию мирского начальника, (обер-прокурора Львова) сделавшего
противу меня великий вопль оскорбления моего сана и случайно
возбудившего часть московского клира и небольшую уличную толпу, наскоро,
в один вечер собранную 8 марта, против своего архипастыря, Московский
Первоиерарх был, безпримерным образом, лишен своей паствы, и на его
место, вопреки Канонам, был назначен новый иерарх, который потом был и
провозглашен Митрополитом"; и это назначение, не Каноничное
(следовательно противозаконное), было утверждено подписью представителя
Временного Правительства.
Сказанное сейчас относилось бы и к
Иерарху, возведенному на Московскую Митрополичью кафедру и в том
случае, если бы он был «праздный», т[о] е[сть] не имеющий своей кафедры.
Но избранный Иерарх не был и «праздным», потому что имел свою кафедру.
Следовательно, он, непраздный, возведен на непраздную кафедру. Праздный
же архиерей, по смыслу Канонов, есть тот, который не может идти в ту
Церковь, в которую назначен, потому что она занята безбожными язычниками
или еретиками (правило 16[-е] Антиох[ийского] соб[ора], толкование
второе Вальсамона). Этим нарушено 21[-е] правило Антиохийского собора:
«Епископ от единого предела да не преходит в другий, ни по самовольно му
вторжению, ни по насилию от народа, ни по принуждению от епископов, но
да пребывает в Церкви, юже приял от Бога в жребий себе в начале».
Из сказанного видно, что избрание на Московскую кафедру нового Митрополита не согласно с Канонами, ибо он
1) сам не был «праздный», имея свою кафедру; избран был также на непраздное место;
2) избрание его совершено, главным образом, по настоянию мирского чиновника;
3) избран мирскими людьми и клиром, при устранении от избрания епископов, бывших в городе;
4) утвержден в сане и должности Московского митрополита мирскими властями.
Итак,
на основании Канонических Правил, удаленные без суда и следствия
епископы должны быть возвращены на свои места. А избранные на их места,
под давлением мирских чиновников, должны быть переизбраны, и
утвержденные мирской властью - снова [должны] быть утверждены Собором
епископов, и при том должно быть объявлено от имени Собора, что
избрания епископов сборищем народа и под влиянием мирских начальников
напредь не должно происходить: избранные так - не избраны, утвержденные
светской властью - не утверждены, если не будет избрания и утверждения
Собором Епископов.
[Подпись Макарий Митрополит, бывший Московский. [Дата]14. ГАРФ. Ф. 3431. On. 1.Д. 196. Л. 175-177, 179-181. Машинопись.
Два экземпляра подлинника.
Оставить комментарий