БОГ ОТВЕРГАЕТ МОЛИТВЫ ОСКВЕРНЕННЫХ. СВЯТ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ
(практическое православие)
Спаситель
учил что: «есть неумытыми руками – не оскверняет человека». Познаем же,
что оскверняет человека, познаем – и будем избегать того! Мы видим, что
многие строго соблюдают обыкновение – приходить в храмы в чистых
одеждах и с обмытыми руками; а, чтобы с чистою душою предстать Богу, о
том, нимало не заботятся. Говоря это, я не запрещаю
умывать руки или лицо, но желаю, чтобы умывали их так, как должно – не
водою только, но вместо воды убеляли души свои добродетелями. Нечистоту
уст составляют: злословие, хула, ложь, язвительность, ругательство,
гневные слова, срамословие, смех, насмешки. Поэтому, если ты сознаешь,
что ничего подобного не говорил и не осквернил себя такою нечистотою, то
приходи смело и молись. Если же ты тысячекратно допускал себя
осквернять этим нечистотам, то, что трудишься напрасно омывать язык
водою, осквернив его пагубною и вредоносною нечистотою...?
Скажи мне:
осмелился ли бы ты молиться, если бы замарал руки в навозе или в грязи?
Никак. Между тем это не причинило бы тебе никакого вреда, а то
осквернение пагубно. Итак, для чего ты в делах безразличных опаслив, а в
том, что запрещено, нерадив?
--Что же, – скажешь ты, – или не должно молиться?
Должно,
только надобно быть чистым и не оскверненным. Но что, – скажешь, – если
я прежде осквернил себя? Очистись. Каким же образом? Плачь, стенай,
раздавай милостыню; извинись перед обиженным, и через то примирись с
ним; очисти язык, чтобы более не раздражать Бога. Если бы кто
измаранными в грязи руками держал тебя за ноги, умоляя о прощении, ты не
только не стал бы слушать его, но и оттолкнул бы ногою. Как же ты сам
дерзаешь в такой нечистоте приступать к Богу?
Язык молящихся есть
рука, которою мы обнимаем колена Божии. Итак, не оскверняй его, чтобы и
тебе не сказал Господь: «И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу».
И еще говорится: «Смерть и жизнь – во власти языка», и еще: «От
слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Ис. 1:15, 18:22;
Мф. 12:37) Итак, сохраняй язык более зеницы ока! Язык есть царский конь.
Если ты наложишь на него узду и научишь его ходить прямо, то Царь
спокойно будет сидеть на нем; если же пустишь его бежать и скакать без
узды, то на нем будет ездить дьявол и бесы.
Ты после совокупления с
твоею женою, хотя это и не преступление, не смеешь молиться; а после
ругательств и обид, которые ведут к геенне, прежде, нежели очистишь себя
совершенно, воздеваешь руки к Богу: как же ты не страшишься, скажи мне?
Или ты не знаешь, что сказал Павел: «Брак у всех [да будет] честен и
ложе непорочно» (Евр. 13:4)? Если же ты, восстав от непорочного ложа, не
смеешь приступить к молитве, то как, лежа на ложе дьявола, призываешь
ужасное и страшное имя Божие? Поистине осквернять себя обидами и
ругательствами – значит лежать на ложе дьявола. Гнев, как злой
прелюбодей, совокупляясь с нами с сильною похотью, переливает в нас
губительный огонь и порождает дьявольскую вражду, и делает все противное
браку. Брак производит то, что два бывают плоть одна, а гнев и
соединенных разобщает и самую душу разделяет и рассекает. Итак, чтобы
тебе с дерзновением приступать к Богу, не допускай гнева, когда он хочет
войти в твою душу и совокупиться с нею, но отгоняй, как бешеного пса.
Такое и Павел дал повеление, когда сказал: «Воздевая чистые руки без
гнева и сомнения» (1Тим. 2:8). Итак, не оскверняй языка! Иначе, как он
будет за тебя молиться, когда не будет иметь дерзновения? Укрась его
кротостью и смирением, сделай его достойным призываемого тобою Бога,
наполни благословением и многою милостынею, – можно ведь и словами
творить милостыню. «Слово – лучше, – сказано,– нежели даяние»
(Сир. 18:16), и еще: «отвечай ему (нищему) ласково, с кротостью»
(Сир. 5:8). Все остальное время украшай возвещением божественных
законов: «Да будет... всякая беседа твоя – в законе Вышнего»
(Сир. 10:20). Украсив себя таким образом, приступим к Царю, и падем на
колена не только телом, но и мыслию.
Помыслим, к кому мы приступаем и
зачем, что желаем получить? Приступаем к Богу, Которого созерцая,
серафимы отвращают лицо, не имея сил сносить сияния, от лица Которого
трепещет земля; приступаем к Богу, Который живет во свете неприступном; и
приступаем для того, чтобы Он избавил нас от геенны, отпустил нам грехи
наши, освободил нас от нестерпимых наказаний и даровал нам небо и его
блага.
Итак, припадем к Нему и телом и мыслию, чтобы Он сам
воздвиг нас лежащих; будем беседовать с Ним с кротостью и со всяким
смирением.
А если ты хочешь обвинять кого, то обвиняй себя самого.
Если хочешь изощрить язык свой, изощряй его против грехов своих; говори
не о том, какое зло причинил тебе другой, но какое ты сам себе нанес;
оно-то и есть величайшее зло. Другой НЕ МОЖЕТ ОБИДЕТЬ тебя, если ты сам
себя не обижаешь.
Итак, если ты хочешь восставать против обижающих
тебя, то восстань прежде против самого себя, – в этом никто тебе не
препятствует; а если ты восстанешь против другого, то будешь в большой
обиде. Да и какую ты, говоря по правде, можешь представить обиду? Ту ли,
что кто-нибудь оскорбил, обобрал тебя и подверг опасностям? Но это не
значит быть обиженным; напротив, если мы будем внимательны, то такие
обиды принесут нам даже величайшую пользу. Здесь обиженный есть тот, кто
учинил такое зло, а не тот, кто ПОТЕРПЕЛ ЕГО. И в этом-то заключается
главная причина всех зол, что мы не знаем даже и того, кто когда
ПОЛУЧАЕТ, и кто НАНОСИТ обиду. Если бы мы хорошо знали это, то никогда
не обижались бы и не жаловались бы в молитвах своих на другого, зная,
что другой не может причинить нам зла. Не лишаться, а лишать кого
имущества есть зло. И потому, если ты похитил что-нибудь, то осуждай
самого себя; если же у тебя похитили имущество, молись за похитителя,
потому что он доставил тебе весьма великую пользу. Пусть его намерение
было и не таково; но ты сам собою приобретешь величайшую пользу, если
великодушно перенесешь обиду.
Оставить комментарий