НЕИЗДАННЫЙ ДНЕВНИК От. ИОАННА КРОНШТАДСКОГО
28 июня. Вторник. Служил
Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за
второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и
безсребреникам Киру и Иоанну. Благодарю Господа за дар Литургии и за
причащение Святых Тайн; причастил и служащих на пароходе.
Господи,
еще я сильно тяготею к земле „еще я ревную к лукавнующим и
обогащающимся быстро за счет бедного русского народа лесопромышленникам
Архангельским, преимущественно немцам, евреям и отчасти русским (Николай
Осипович Шаврин). Последний особенно богат: забыл Бога, Церковь,
бедных. Суди их, Боже Праведный!
Господи, за все благодарю Тебя, и за немощи и болезни. Благодарю Тебя, что они сносны и терпимы.
*
9
июня 1907 г. Доселе еще я не научился ненавидеть грех, доселе еще я
сочувствую греху в себе или в других, хотя скоро опамятоваюсь и осуждаю
себя и признаю нелепость и противность его заповеди Божией и моему
истинному благу. Окаянен я человек, кто мя избавит от тела смерти сея?
Враг
безплотный, внутри нас, в сердце нашем гнездящийся, постоянно старается
высмеивать, осквернять мысленно природные необходимые члены, созданные
Творцом для естественных отправлений, а то и святые лица и предметы,
достойные всякого уважения, а уж какие истории делает над ними во сне,
какие строит химеры, описать невозможно. Вспоминаю бесовские хвастовства
у Игнатия Брянчанинова: "Наше время, наши годы". Да, ваше время и
область тьмы! (Мк. 7,21–22).
Как наяву, так и во сне, враг нагло
льстит и борет души и мою душу безчисленными греховными мечтаниями.
Господи! Помоги мне побороть его. В Будущей Жизни и на ум не придут
такие грехи и погибнет память их, но будет тогда только правда и
святость, мир и блаженство нескончаемое.
*
13 июня. Каждый час и
минуту я должен внимать себе, чтобы не дать воли дикому ослу — моему
ветхому человеку — исполнить свою ослиную пагубную волю и подвергнуть
меня безчисленным опасностям греха и нарушить праведную и блаженную волю
Бога моего.
*
11 июня. 1907 г.
Проклинаю мирскую, плотскую
страсть неподобную и хочу всем сердцем возненавидеть ее и не мечтать о
ней, и благоговеть пред законом чадородия и пред вратами жизни, коими я
вошел по милости Божией.
Господи, проклинаю все сладострастное,
безсмысленное и пагубное и не хочу исполнить его. Но грешен я пред
Господом, делая уступку плоти, в чем и окаяваю себя.
Ветхий,
безсмысленный, страстный человек всем соблазняется и от всего смущается,
даже всеми святыми вещами соблазняется и собственным телом. Как надо
постоянно презирать своего ветхого человека, не следовать ему, распинать
его, по меткому выражению церковной песни: "…и дея учил еси презирати
убо плоть, преходит бо…" (тропарь преподобному).
Господи! Прости
мне мое сладострастие: я пожалел приготовленного для меня меду для
питья, выпитого в пути со мной. 24 июня 1907 г.
*
25 июня. Каким
бедам и насмешкам подвергает меня враг во сне, какие мечтания
неподобные, нелепые сновидения внушает — высказать невозможно! Уж и
лиходей проклятый! Но причины таких вражьих мечтаний находятся во мне,
многострастном.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.
*
27
июня 1907 г. Ну, уж и враг рода человеческого. Хитер он на выдумки и
мечтания во время моего сна! То с папами и кардиналами вводит меня в
любезное общение, непременно любезное, заискивающее — с моей и их
стороны, то с царскими чиновниками разных рангов и на свидание с самим
Царем влечет, как бы требующими от меня материальных жертв, а я жертвую
скупо, неохотно, ссылаясь на мои монастыри, требующие материального
пособия.
Господи, расположи сердце мое к памяти бывшего
митрополита Исидора, сурово, гордо всегда принимавшего меня, а впрочем, и
не лишавшего меня земных наград и тщетных славиц — крестов и орденов.
Вечная ему память!
*
23
июня 1907 г. Когда будет конец многострастной, несмысленной, похотливой
плоти моей, навыкшей с юности всякому греху? Когда я прокляну и
совершенно презрю ее, окаянную, богопротивную, лживую, льстивую,
пагубную? Ведь она, окаянная, отвлекает меня от любви Божией и нудит не
радеть о душе безсмертной, которая создана по образу Божию. Что за
безсмыслие! Что за безумство! Что за навыки! Господи, помилуй!
Мне
ли ревновать, обогащенному Богом всеми дарами Неба и земли, ежедневному
причастнику Божественных Тайн, имеющему в обетовании Вечную Жизнь,
создавшему обители во славу Божию, храм великолепный на родине, школу
церковно-приходскую, получившему в удел для обителей множество земли с
лесом и всякими угодиями, имеющему подворье монастырское в городе
Архангельске, получившему от Бога добрую славу и великое повсюдное
расположение ко мне простых верующих людей русских, имеющему достаток,
всякую пищу и одеяние как священное, так и мирское? Главное же это то,
что я обладаю Источником Неоскудевающим — Богом, Который дал Себя Самого
мне в достояние неотъемлемое. Итак, помилуй, Господи, меня, раба
Твоего! И не дай мне ревновать лукавнующим и творящим беззаконие, ибо,
как трава, они скоро иссохнут и, яко зелие — злак, скоро отпадут. Да
взираю на Небо и на уготовленные мне блага.
Господи, отврати очи мои, еже не видети суеты!
Господи,
благодарю Тебя, ибо Ты изменил душу мою изменением благодатным, даровав
мне мир и пространство сердечное с правотою духа моего.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Хотя святой Иоанн и предстает здесь смиренно в образе немощного
человека, кающегося в своих слабостях, в нем просматривается огромная
внутренняя сила (единение с Богом) и глубокое внимание к самому себе на
уровне самой малой мысли, самого малого сердечного сочувствия греху. Он
воспринимает самый ничтожный внешне, всего лишь секундный
помысел-приражение, как собственное страшное падение. Вот главная
причина его духовной высоты, благодатности служения и величайших даров.
Самовоззрение и внимание себе — чистота сердца.
Оставить комментарий