Преподобный Макарій Великій (СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНIЕ)

Жизнь человеческая, смерть и воскресеніе духовныя.

Человѣкъ, созданъ Богомъ для жизни; но дѣйствительную настоящую жизнь имѣетъ будетъ в Вѣчности далеко не всякій.... Только тотъ можетъ надѣяться на полученіе истинной жизни, кто пріобрѣтетъ здѣсь, на землѣ, общеніе съ Божественнымъ Духомъ и отпечатлѣетъ на себѣ Его небесный образъ. «Какъ золотая монета, если не пріиметъ на себя и не отпечатлѣетъ на себѣ царскаго образа, то не обращается въ торговлѣ, не влагается въ Царскую сокровищницу, но всякій отметаетъ ее: такъ и душа, если не имѣетъ образа небеснаго духа въ неизреченномъ свѣтѣ, т. е. отпечатлѣннаго въ ней Христа, то неблагопотребна для горнихъ сокровищъ и отметается купцами Царствія – прекрасными Апостолами».
«Горе душѣ, если (она) останавливается на своей природѣ, и уповаетъ на свои только дѣла, не имѣя общенія съ Божественнымъ Духомъ; потому-что умираетъ не сподобившись вѣчной божественной жизни. Какъ отчаяваются въ больныхъ, когда тѣло ихъ не можетъ уже принимать пищи, и плачутъ о нихъ всѣ близкіе, друзья, родные и любимые ими: такъ Богъ и святые Ангелы достойными слезъ признаютъ тѣ души, которыя не вкушаютъ небесной пищи Духа, и не живутъ въ нетлѣніи» (стр. 15). «Какъ мертвый ни на что не потребенъ и вовсе ни къ чему не годенъ для живыхъ, почему выносятъ его вонъ и полагаютъ внѣ города: такъ и душа, которая не имѣетъ въ себѣ образа Божественнаго свѣта, т. е. жизни души, дѣлается какъ бы неимѣющею цѣны и вовсе отверженною; потому что неблагопотребна для града живыхъ душа мертвая, неимѣющая въ себѣ свѣтозарнаго и Божественнаго Духа.
Какъ въ семъ земном мірѣ душа есть жизнь тѣла: такъ въ Вѣчномъ и небесномъ мірѣ жизнь души есть Божій Духъ» (стр. 312-313).

– Итакъ, для того, чтобы имѣть истинную жизнь, человѣкъ долженъ родиться отъ Бога свыше, т. е. отпечатлѣть въ себѣ образъ Божественнаго Духа. – Но какъ же онъ можетъ достигнуть такого отпечатлѣнія?
Для этого необходимо и собственное его стараніе и содѣйствіе Божіе. Человѣкъ долженъ послѣдовать заповѣдямъ Господнимъ, отрѣчься отъ себя самого и, возлюбивши единаго Господа, добровольно разорвать связывающія его земныя узы (ср. стр. 35, 67 и 112); ибо Господь начертываетъ Свой образъ не иначе, какъ сообразуясь только съ произволеніемъ вѣрныхъ Ему и Его истине и добрыхъ душъ. Образъ этотъ начертывается теперь внутри человѣка, а потомъ, послѣ всеобщаго воскресенія, онъ откроется совнѣ и будетъ служить одѣяніемъ души человѣческой (стр. 112). Однако и здѣсь еще на землѣ человѣкъ начинаетъ услаждаться его присутствіемъ...
Какъ Адама, пока еще онъ былъ во плоти, Божія благость после его падения осудила на смерть духовную; «такъ и нынѣ крестомъ и смертію примиренный съ человѣчествомъ Богъ истинно увѣровавшую душу, пока она еще во плоти, возстановляетъ для услажденія причастіемъ небесныхъ Свѣтовъ и таинъ, и Божественнымъ свѣтомъ благодати снова даетъ прозрѣніе умнымъ ея чувствамъ». Та душа, которая во время земной жизни не могла одѣяніе свое соблюсти неоскверненнымъ, но растлила оное среди обольщеній вѣка сего, окажется въ день суда нагою и потому «неимущею дерзновенія». «За сіе то извергается она изъ царства» (стр. 32). Вмѣсто свѣтоноснаго Божественнаго одѣянія, которымъ облекутся души праведниковъ, души грѣшниковъ облекутся сокрытою внутри ихъ тьмою (стр. 21) и чрезъ то неизбѣжно умираютъ. Какъ у праведниковъ блаженная жизнь, такъ и у грѣшниковъ смерть духовная, начинаются еще здѣсь на землѣ: но здѣсь возможно еще воскресеніе, возможенъ переходъ отъ смерти въ животъ (стр. 343, ср. 464), – тамъ воскресенія такого уже не будетъ...
Итакъ, кто не пріобрѣтаетъ здѣсь, чрезъ отпечатлѣніе Божественнаго образа, истинной жизни, тотъ не будетъ имѣть тамъ и истиннаго (духовнаго) воскресенія.

Смерть и воскресеніе тѣлесныя.

Что касается смерти и воскресенія тѣлесныхъ, то они одинаково неизбѣжны какъ для грѣшниковъ, такъ и для праведниковъ. «Когда душа человѣческая выйдетъ изъ тѣла, тогда совершается при семъ великое нѣкое таинство. Ибо если повинна она во грѣхахъ, то приходятъ толпы демоновъ, и недобрые ангелы и темныя силы поемлютъ душу ту и берутъ въ собственную свою область. И никто не долженъ удивляться сему; потому что, если душа въ сей жизни, находясь въ вѣкѣ семъ, имъ подчинялась, слушалась и повиновалась и была ихъ рабою, то тѣмъ паче удерживается ими и въ ихъ остается власти, когда отходитъ изъ міра. А что касается до части благой; то долженъ ты представлять себѣ, что дѣло бываетъ такъ. При святыхъ рабахъ Божіихъ еще нынѣ пребываютъ Ангелы, и святые духи ихъ окружаютъ и охраняютъ. И когда отходятъ отъ тѣла, тогда лики Апостоловъ пріемлютъ души ихъ въ собственную свою область, въ чистый вѣкъ, и такимъ образомъ приводятъ ихъ ко Господу» (стр. 237-238, ср. 274).
«Какъ въ Іерусалимѣ огнь, служившій на жертвеникѣ, во время плѣненія былъ зарытъ во рву, а когда насталъ миръ и возвратились плѣнные, тотъ же самый огнь какъ бы обновился, и сталъ служить по прежнему: такъ и нынѣ это ближнее наше тѣло, которое по разрушеніи обращается въ тину, воспроизведетъ и обновитъ небесный огнь; онъ воскреситъ истлѣвшія тѣла. И внутренній, въ сердцѣ обитающій нынѣ огнь, тогда будетъ дѣйствовать совнѣ, и совершитъ воскресеніе тѣлъ» (стр. 111). – «По святымъ Писаніямъ, Христосъ пріидетъ съ небесъ, и воскреситъ всѣ племена Адамовы, всѣхъ почившихъ отъ вѣка».... (стр. 77.) «Тогда всѣ, имѣющіе на себѣ знаменіе, узнаютъ своего Пастыря, и Пастырь узнаетъ имѣющихъ на себѣ Его печать, и соберетъ ихъ изъ всѣхъ народовъ: услышатъ гласъ Его свои, и пойдутъ во слѣдъ Его.
На двѣ части раздѣлится міръ; одною частію будетъ темное стадо (козлища), отходящее въ огнь вѣчный, а другою свѣта исполненная паства, которая возводится къ небесному жребію.
Что нынѣ пріобрѣли мы въ душахъ, то самое возсіяетъ и обнаружится тогда, и облечетъ славою тѣла» (стр. 131-132).
«Въ какой степени сподобляется каждый за вѣру и рачительность стать причастникомъ Святаго Духа, въ такой же мѣрѣ прославлена будетъ въ оный день и тѣло его. Что нынѣ душа собрала въ внутреннюю свою сокровищницу, то и тогда откроется и явится внѣ тѣла. Дерева, когда, по прошествіи зимы, согрѣетъ ихъ невидимая сила солнца и вѣтровъ, подобно одѣянію, производятъ и выдаютъ изъ себя наружу листья, цвѣты и плоды, а также въ то-же время выходятъ изъ внутреннихъ нѣдръ земли и полевые цвѣты, и ими покрываются и облекаются земля и трава, подобно кринамъ, о которыхъ сказалъ Господь: "ни Соломонъ во всей славѣ своей облечеся, яко единъ отъ сихъ" (Мѳ. 5, 29). Ибо все сіе служитъ примѣромъ, образомъ и подобіемъ христіанина въ день воскресенія» (стр. 73-74).
«Блаженнный Моѵсей въ той славѣ Духа, которая покрывала лице его,... показалъ намъ образъ, какъ въ воскресеніе праведныхъ прославлены будутъ тѣла святыхъ тою славою, какую души святыхъ и вѣрныхъ здѣсь еще сподобляются имѣть внутри себя – во внутреннемъ человѣкѣ» (стр. 75). «Какимъ образомъ игла, брошенная въ огонь, перемѣняетъ цвѣтъ и превращается въ огонь, между тѣмъ какъ естество желѣза не уничтожается, но остается тѣмъ же: такъ и въ воскресеніе всѣ члены будутъ воскрешены и, по написанному, "власъ съ главы не погибнетъ" (Лук. 21, 18), и все содѣлается свѣтовиднымъ, все погрузится и преложится въ свѣтъ и огонь, но не разрѣшится и не сдѣлается огнемъ, такъ чтобы не стало уже прежняго естества, какъ утверждаютъ нѣкоторые. Ибо Петръ останется Петромъ и Павелъ – Павломъ, и Филиппъ – Филиппомъ; каждый, исполнившись Духа, пребываетъ въ собственномъ своемъ естествѣ и существѣ» (стр. 151-152).
Тогда праведныя души, «пребывая въ огнѣ и въ Божественномъ свѣтѣ, не потерпятъ никакого зла ни отъ одного изъ лукавыхъ духовъ, а если и приближится что къ нимъ, то потребляется небеснымъ огнемъ Духа.

«Праведенъ Богъ и правы суды Его, и нѣтъ у Него лицепріятія, но по мѣрѣ благодѣяній: или тѣлесныхъ или духовныхъ; или вѣдѣнія или разсудительности (каковыя Богъ различно вложилъ въ человѣческую природу), – судя каждаго, взыщетъ плодовъ добродѣтели и въ достойной мѣрѣ воздастъ каждому по дѣламъ его» (стр. 306).
«Всѣ тѣ, которые въ состояніи были преодолѣть и миновать преграды грѣха, входятъ въ умѣренный и исполненный многихъ благъ небесный градъ, гдѣ находятъ себѣ покой духи праведныхъ» (стр. 278). «Тогда то и начнется истинно блаженная жизнь избранниковъ Божіихъ. Не будутъ тамъ другъ на друга смотрѣть лукавымъ окомъ, потому что отъято лукавство; нѣсть тамъ ни мужескій полъ, ни женскій, ни рабъ, ни свободь; потому что всѣ прелагаются въ Божественное естество... Тамъ непостыдно братъ сестрѣ изречетъ тогда миръ; потому что всѣ едино во Христѣ, и всѣ упокоеваются въ одномъ свѣтѣ. Обратятъ вниманіе одинъ на другого, и пока внимаютъ другъ другу, тотчасъ же озарятся истиною, истиннымъ созерцаніемъ неизреченнаго свѣта» (стр. 387-338). «Тамъ увидятъ другъ друга въ многихъ видахъ, и во многихъ различныхъ Божественныхъ славахъ, и каждый изумится и возрадуется радостію неизглаголанною, взирая на славу другого» (стр. 338).

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Исключительно просто изложенное Божественное Учение о спасении от Святого, прошедшего свой путь земного подвизания до конца и достигшего цели Христианской жизни. В статье лёгкими мазками обозначены контуры, задачи и цели. Об этом не услышать в Храмах никакой из современных церквей - щепок, осколков и расколов с раздорами, не говоря уж о красной Синагоге Эмпе. Как известно в Болгарии, Румынии, Греции, на Крите и вообще всюду существуют щепки и этих, некогда единых Церквей. И везде учат чему то своему, человеческому. Истиный путь утрачен.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.