Как прореагировало население на внезапную весть об избавлении страны от Сталина

 



До сих пор можно прочитать о якобы «всенародной скорби по вождю». В то же время неподдельная скорбь со стороны отдельных категорий населения, безусловно, имела место. Можно не сомневаться.

4 марта

Станичник из Северной Осетии, прежде судимый В.А. Сергиенко: «…наверное, ему пайка не хватает, надо зарезать козла Никиту и послать ему на усиленное питание».

Колхозник с Дона Г.М. Гладких в ответ на сообщение о тяжёлом состоянии Сталина: «Взяли бы и отрезали ему ухо и сбили кровь. Козлам уши режут, и они живые остаются».

Житель села в Молдавии, без определённого места работы Г.И. Карп «со злостью» рассказывал о том, что он слышал по радио, как вождя парализовало, отнялась рука и нога, во всеуслышание добавив, что выпали и зубы, которые были похожи на зубы собаки. Чуть позже говорил, что раньше жили очень хорошо, а при власти Сталина жить стало хуже, ибо всё забирает он.

Разнорабочая из Риги Ф.И. Степанова: «Умрёт, тогда лучше будет… Он ничего хорошего не сделал, а только организовал Колхозы».

Заключённый Ф.Н. Лобачёв: «Может, умрёт – нам будет легче».

Шахтёр А.С. Труз:
--«…издыхает руководитель Партии и Советского государства. Хватит ему над нами издеваться».

Прежде судимый, не работающий и живущий без прописки в Тульской области А.П. Семенов:
--«Вот хорошо, чтобы он скорее умер» – и перекрестился.

Мотористка из Вильнюса, комсомолка Л.В. Биезайс: «У Сталина отнялась рука и нога, он сейчас подыхает». 6 марта сообщила, что «Сталин сдох».

Радиотехник из Каунаса В.А. Пацевичус: «Ветер подул из Кремля, сам заболел и лечить некому… всех хороших врачей посадили»...

Разнорабочая завода «Запчасти» в Одессе В.С. Вербицкая: «Пусть хоть умирает, я так голодна, что мне свет не мил».

5 марта

Татарин из Ташкентской области Г. Бурханов, в нетрезвом состоянии: «Пусть он сдохнет, а я пойду на его место… Вождь народов сидел, а другие за него воевали, вот я инвалид, а мне пенсию не платят».

Железнодорожный контролёр из Москвы Ф.Н. Панфилов: «Свято место пусто не бывает. Вероятно, на это место уже есть кандидаты и может быть не хуже Сталина».

Машинист Куйбышевского строительного управления, комсомолец Н.Д. Сычев: «Поскольку у т. Сталина анализ мочи был ненормальный, возможно, у т. Сталина было венерическое заболевание, может быть, схватил что-нибудь наподобие триппера».

Рентгенотехник краевой больницы Красноярска Б.А. Басов, в нетрезвом состоянии: «Пусть он умирает, на его место найдутся десятки людей». На слова «миллионы людей будут о нём плакать» ответил:
--«Не плакать, а радоваться будут миллионы людей».

Кладовщица военного склада из Рижской области Н.И. Чубарова: «Умер Максим, ну и (нецензурное слово) с ним. Одним меньше будет».

Из докладной записки МГБ руководству ЦК КПСС о реакции военнослужащих на известие о болезни Сталина: «Начальник клуба артиллерийской базы ВВС Московского военного округа: «Туда и дорога». Сержант артиллерийской бригады Прикарпатского военного округа, латыш: «Ну и хорошо». Инспектор политического управления Прикарпатского военного округа: «А стоит ли его лечить?» Солдат бронетанкового склада: «Сталин долго не протянет, да это даже лучше. Посмотрите, как всё сразу изменится»...

Чернорабочий воинской части в Приморском крае С.Н. Степанов: «Собаке собачья смерть». Пел «извращёнными словами» гимн СССР: «Союз нерушимых, голодных и вшивых»...

6 марта

Художник без места жительства и работы, прежде судимый А.Г. Кирзунов – в закусочной Сухуми:
--«Грузинский царь умер, будет русский Царь, и тогда мы вам покажем».

Слесарь машинно-тракторной станции из Пензенской области Н.Д. Филюнин: гроб будет сделан «из гнилых досок, на хороший гроб Сталин себе не заработал, встретятся на том свете с Лениным, Марксом и Энгельсом, пойдут в буфет и выпьют за встречу».

Заводской мастер с Верхней Волги, бывший член партии А.Н. Монов не пустил рабочих цеха на траурный митинг: «Нужно работать, таких митингов будет еще много», «подумаешь, умер Сталин, таких еще как он много будет», сказал сотруднице: «Не распускай нюни».

Столяр из Тирасполя Г.Д. Бряхнэ, войдя в цех завода, пел песню. На замечания ответил нецензурной бранью, добавив, что вместо «умершего Вождя найдётся другой», а всё равно колхозы будут и дальше.

Жительница Ашхабадской области В.Н. Луцевич, в нетрезвом состоянии: «Туда ему и дорога».

Путевой рабочий из Мурманской области С.В. Васильев: «Умер вождь, так теперь все будем свободные, колхозы распустят, и землю раздадут крестьянам…
--Подумаешь, родной отец умер, хлеб от этого не подешевеет».

Киномеханик из Чарджоу А.Т. Иванов, в нетрезвом состоянии: «За смерть Сталина, ура!»...

Колхозник из Молдавии Г.И. Настасюк: «Хорошо было бы не только Сталин, но и все коммунисты в течение трёх дней погибли, тогда и колхозов не было бы».

Работница телефонной станции Ленинградского морского порта А.Н. Тарасова, увидев плачущих женщин: «Что вы плачете? У вас сын умер?.. Царствовал один, будет царствовать другой».

Школьница из Львова Л.М. Огоринская: «Туда ему и дорога».

7 марта

Бригадир трактористов из Ростовской области И.Ф. Приходько, в нетрезвом состоянии: «Выпьем за Сталина, за то, что он умер, спасибо ему, что он построил нам сто девяносто тысяч Концлагерей».

Бомж Н.В. Попов: «Товарищу Сталину я говорил, что он проживёт столько лет, сколько он прожил, так оно и вышло». Нецензурно выругался «по адресу Коммунистической партии Советского Союза и Ленинского комсомола».

Шофёр из Амурской области И.П. Пармановский: «Собаке собачья смерть».

Бригадир лесосклада из Чувашии, член партии Ф.П. Петров бранился в адрес Сталина.

Инвалид войны из Башкирии Ш.Ш. Шаймарданов, в нетрезвом состоянии: «Это неплохо, на одного коммуниста будет меньше».

Учитель истории из Читы Г.А. Казакова на уроке рассказывала, что при жизни Ленина Сталин занимал незаметный пост. Сказала, что жена вождя Аллилуева была отравлена по специальному заданию как враг народа, чтобы не скомпрометировать т. Сталина. Также рассказала ученикам, что когда Сталин находился в ссылке, то имел несколько жён и детей.

8 марта

Колхозник из Узбекистана А. Атабулаев: «Нашли о чём плакать (нецензурная брань). Почему он не умер 15 лет назад, а умер только теперь. Если бы он умер тогда, то бы этих колхозов у нас не было, и мы бы жили гораздо лучше, чем живём теперь». 9 марта, во время траурного артиллерийского салюта: «Стреляйте, чтобы гроба его и костей не осталось, пусть помучается, как мучаемся теперь мы».

Временно проживающая в Львове, без определённого занятия Л.И. Катрич: «Что Вы сегодня в трауре?» На следующий день, в ходе ссоры: «Чтобы Вы всю жизнь траур носили и слезами на Сталина плакали».

9 марта

Столяр из Московской области С.П. Бузинов: «Хотя бы дали грамм по 200 водки, помянули бы умершего вождя». Рассказывал анекдоты про Сталина и Молотова.

Колхозник из Северного Казахстана, немец Я.И. Пейт сорвал портрет Сталина, бросил в снег и растоптал со словами:
--«Чтобы мои глаза тебя больше не видели».

10 марта

Электромонтёр из Львовской области Н.Ф. Козак в ответ на замечание, что Сталин в гробу выглядит молодо: «(нецензурная брань) картошку, что ли, ел с кислой капустой, или глотал пыль, как мы с тобой?»

11 марта

Библиотекарша из Вильнюсской области О.М. Скадайте пересказала анекдот: «Перед смертью вождь Советского народа и КПСС якобы сказал, чтобы его сердце похоронили в Грузии, а мозг в Москве, и ещё одну часть тела разрубить на 16 частей и отдать всем республикам, чтобы вспоминали, а то умер и ничего не оставил народу».

12 марта

Шофёр из Одессы П.И. Градовский – женщинам, рассматривавшим фотографии похорон: «Что вы смотрите (нецензурная брань), что вождь сдох».

14 марта

Рабочий на пароходе из г. Минусинска Н.П. Ращупкин: «Подох и чёрт с ним, он прожил 73 года, а нам и этого не прожить, они там сидят, тысячи получают, да пузу наедают, а мы здесь работаем день и ночь за 100 рублей… Советскую власть создали не они, а мы».

15 марта

Колхозница из Бобруйской области О.К. Лопатина, в нетрезвом состоянии: «Сталин наш враг, он умер (нецензурная брань)».

Март

Бондарь из Тулы М.Н. Котов говорил, что доволен смертью Сталина, который «из миллионов людей высасывал кровь». Назвал коммунистов босяками.

Заключённый Н.Е. Ефремов: «Хорошо, что умирают члены нашего правительства, колхозники будут радоваться, а то они ничего не получают на трудодни, а им пишут одни палочки… Ни в одной капиталистической стране нет таких жестоких законов, как у нас».

Пчеловод из Тбилиси И.Я. Семилетов: «Бог дал, и он сдох».

Плотник из Горьковской области А.И. Костюнин говорил, что заслуги Сталина в Гражданской войне преувеличивают: «В то время о Сталине никто и не слышал, тогда гремел Троцкий и его речи звали за собой народ, и все заслуги того времени стали приписывать Сталину только когда он стал нашим Вождём».

12 апреля

Рыбак с Сахалина А.А. Шамаев, в нетрезвом состоянии: «Вот умер Сталин – одним живоглотом стало меньше». Называл вождя «дерзкими похабными словами».

11 мая

Священник из Донецкой области М.Е. Агеев: «Сталин напился человеческой крови, а теперь лежит и гниёт в земле».

Сентябрь

Колхозник И.П. Белов, в нетрезвом состоянии: «Сталин, кровопивец, подох, подохнут и ему подобные».

Путевой рабочий Амурской железной дороги И.Л. Скуратов: «Вот приеду в Москву, зайду в мавзолей, выколю глаза этой грузинской морде и залью ему мочой глаза».

Из произведения неизвестного автора «На смерть Сталина»:

Полной грудью вздохнула Россия,
Сладкой надеждой наполнив сердца.
Умер наш мудрый, ну что ж, и счастливо.
Плакать придётся одним мертвецам…

Ты памятник воздвиг на русских трупах,
И вспомнит про тебя народная молва,
Как миллионы душ терзались в муках
Под каблуком твоего сапога…

Феодальный строил коммунизм,
Русской кровью землю поливал.
Не забудут люди твой садизм,
Там, где ты заботу проявлял».
+++
6 марта… очень оперативно был осужден некто Теленков С.М., модельщик в научно-исследовательском институте, который в вагоне электрички в нетрезвом состоянии говорил: «Какой сегодня хороший день, мы сегодня похоронили Сталина, одной сволочью станет меньше, теперь мы заживем».

Рабочий Карпец П.К. после сообщения по радио о смерти Сталина нецензурно выругался и, показывая на репродуктор, сказал: «Слышите, уже воняет трупом».

7 апреля. Рабочий П.А. Тюкавин сказал: «Я вашего вождя Сталина вместе с партией…» и нецензурно выругался.

Матрос М.А. Фишбейн в день траура 6 марта в нетрезвом состоянии говорил: «Сегодня мой праздник, и поэтому я пьян».

23 апреля. Заключенный А.И. Батаков с двумя сокамерниками пели частушку: «Когда Ленин умирал, Сталину приказывал: рабочим хлеба не давать, мяса не показывать».

Директор магазина А.Н. Котлярский на траурном митинге 6 марта в присутствии 200 человек оговорился, сказав: «Мы потеряли дорогого и любимого врага».

Рыжов И. С. (1915 года рождения, русский, образование 6 классов, кочегар, ст. Манзовка Приморского края)… во время болезни Сталина сказал: «Сдыхает, а людям не дает пожить свободно. Хотя бы перед смертью провел снижение цен на продукты и промышленные товары».

Салапаева Л. В. (1909 года рождения, русская, заключенная, г. Омск) 6 марта 1953 г. сказала о болезни Сталина: «Если умрет, это к лучшему, царство ему небесное», далее стала плясать и петь песню «не скучай, не горюй, а дальше нецензурно». Показав на заднюю часть тела, сказала: «Она давно предчувствовала, что он умрет».
+++
Из книги «Крамола. Инакомыслие в СССР при Хрущёве и Брежневе»
(М., 2005):

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Советские люди в праздничные дни

По суду Позолотин признан виновным в том, что он 8 марта 53 года среди рабочих Георгиевского райпищекомбината допустил враждебный антисоветский выпад по отношению одного из руководителей Советского правительства и Коммунистической партии… Позолотин в судебном заседании… показал: «Виновным себя я признаю, что 8 марта 1953 года, будучи на производстве, я вел себя весело. Мне Горбатенко сказала, что ты веселишься, ведь сегодня траурный день. Я выругался нецензурной бранью по адресу руководителя партии и советского правительства. Выразился я потому, что смерть его мне была безразлична, я выпил спиртных напитков в честь Восьмого марта».
+++
Кивистик Эрна Альбертовна… до ареста работала в Республиканской тартуской клинической больнице, заведующим продуктового склада, Мююрсепп Майму Михкелевна… до ареста работала медсестрой в Республиканской тартуской клинической больнице, …признаны виновными в том, что они 31 декабря 1953 года выбросили из окна второго этажа Республиканской тартуской клинической больницы два бюста основателей коммунистической партии и Советского государства, в результате чего разбили бюсты.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.