СЛУЧАИ ОБНОВЛЕНИЯ КУПОЛОВ ХРАМОВ, КРЕСТОВ И ИКОН после большевицкой Революции

Случаи обновления куполов храмов, крестов и икон были редкостью в прежние века. А вот в XX веке они стали происходить в невиданных количествах, волнами. Одна из этих волн посетила Россию в эпоху большевистских гонений на православную веру.
Поразительный случай был зафиксирован 29 июня 1923 года в станице Гродеково Владивостокской епархии. В книге архиеп. Мефодия (Герасимова) приводится рассказ настоятеля храма. «По окончании литургии и по потреблении Святых Даров я читал благодарственные молитвы. Входит ко мне в алтарь казак Иван Семенович Понявкин и говорит, что на нашем храме обновляются кресты и что много собралось народу. Один из крестов обновлялся на глазах у всех.
Обновилось сразу пять крестов; даже там, где местами золото слиняло, обновилась грунтовка желтого цвета. Обновились местами также купола, покрытые зеленою краскою и от времени побелевшие. Когда я вышел на улицу, то действительно народу собралось много. Было много служащих железной дороги и красноармейцев, которые относились с насмешкой к чуду и говорили казакам: «За сколько вам поп в одну ночь выкрасил кресты? Наверное, рублей двести взял?» Против этих нечестивцев восстали женщины и говорят: «Дадим тебе триста, выкраси в неделю». После этого три дня приходило еще много народу, и все говорили, что это дело совершил Бог; даже китайцы - и те говорили, что это «Бога сделала».

«Всех скорбящих Радость» В том же году произошли удивительные знамения на Украине. 19 июля 1923 г. в Киеве на глазах у десятитысячной толпы обновились кресты и купола всего храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Житомирской улице. Внутри Храма обновились Образа, даже выцветшие иконы под куполом засияли, как новые. Очевидец чуда писал: «В одно октябрьское утро меня будят в неурочный час...
- В чем дело?! - Одевайтесь! Бежим к нашей церкви!..
По дороге... мой спутник, волнуясь, рассказывает, что купола нашей церкви вдруг за ночь сделались вызолоченными. Я с некоторым испугом посмотрел на него. Вчера еще я проходил мимо храма, большой купол которого сквозь сетку октябрьского дождя выглядел темнее обыкновенного. Позолоты на нем почти не было. Большими кусками виднелось бурое железо.
Мы вышли на небольшую площадь. Тысячи народа гудели здесь. Все стояли без шапок, многие крестились, плакали, глядя на церковь. И я посмотрел туда. Купол сиял глубокой «червонной» позолотой... Осеннее серое утро нисколько не смягчало его блеска.

- Архиерей, архиерей приехал! - вдруг понеслось со всех сторон. Раздался колокольный звон. Народ раздвинулся пред скромной коляской епископа, которого вышло встречать духовенство уже в облачениях. Приложившись к кресту, он вошел в храм.
Над площадью стоял гул голосов. Все новые и новые толпы народа прибывали со всех сторон. Появились конные «милицейские», попробовали было напирать, угрожать, но навстречу им пошел вдруг такой единодушный ропот и затем такая страшная наступила тишина, что видно было, как милиция испугалась, сбилась в дальний угол площади и там, затертая толпой народа, замерла на одном месте.
На паперти снова показалось духовенство во главе с епископом. Начался молебен, после которого преосвященный при гробовом молчании сказал «слово», где между прочим заметил: «Наверное, все происшедшее постараются объяснить каким-нибудь научным подходом к нему. Постараются увидеть явление естественного порядка. Но, православные, разве мы не знаем, что и науке положен предел! Будем видеть здесь чудо. Оно не может унизить дух человека, но только поднять его. Тебя, Бога, хвалим!...» Целый день шли молебны.

Видел властей, трусливо приехавших и так же уехавших. Удалось заглянуть потом и в самый храм. Оказывается, что обновился не только купол, но и ряд икон внутри храма, между прочим - старенькая Плащаница, знакомая мне с детских лет. Очень любопытно, что ниже купола с внешней стороны были нарисованы Образа, и их совершенно выцветшие краски теперь сияли, как новые. Никогда мне еще не доводилось видеть такой реставрации.
Верно предрек епископ. Власти заставили ученых, профессоров Киевского Университета, все «объяснить». Те, призвав на помощь «химию» и «физику», читали специальные лекции по этому поводу. Причт церкви пострадал и очень жестоко. Газеты в течение двух недель изрыгали хулу, бесились. А храм сиял...»
Известный духовный писатель Сергей Нилус свидетельствовал в письме от 29 июля 1925 г.: «Писал ли я вам про массовое обновление старых икон, чему мы были сами благоговейно-изумленными свидетелями. Весь прошлый год прошел у нас на Украине в этом сплошном чуде. Обновлялись целые церкви, кресты и купола позолоченные на храмах и колокольнях. В Ростове-на-Дону таким образом обновился собор и много церквей. У нас по деревням и хуторам не было почти дома, где бы не совершилось подобное чудо. Встали в тупик перед ним даже самые ярые гонители Христовой Церкви».
Посрамление атеистов летом 1925 г. обновились кресты на храме в станице Поярковой Амурской области, в сотне верст от города Благовещенска. Это была трехглавая церковь, построенная еще при графе Муравьеве-Амурском, знаменитом генерал-губернаторе Восточной Сибири. Эмигрантская газета «Русский голос» сообщала, что западный крест церкви обновился с восточной стороны, восточный - с западной, а средний «весь блестит лучше нового». Обновление крестов совершилось на глазах у всех.
Дивное знамение наблюдали и с парохода, который стоял в тот день на Амуре возле станицы Поярковой. «Амурская правда» тогда ежедневно печатала «разоблачительные» статьи, доказывая, что в обновлении нет ничего чудесного и что это «влияние химической реакции, развившейся благодаря засухе». Но народ в эти толкования не верил, да и трудно было поверить: сделанные из самых разных материалов иконы, кресты, купола на глазах обновлялись, в то время как остальные предметы под воздействием этой «химической реакции» ничуть не менялись...
Тем же летом 1925 г. обновились кресты и купола в станице Раздольной, в восьмидесяти верстах от Владивостока. В конце июня 1925 г. в Благовещенске (Амурская область) в нескольких домах произошли обновления икон. Чудо это подняло на ноги многих жителей городка, весь день 28 июня в городе звонили колокола. А еще через несколько дней на глазах у массы людей на куполах церкви Святителя Николая обновились кресты. В это время на Никольской улице оказался один активный городской коммунист. Он вскочил на бочку и стал громко обвинять церковников в «шарлатанстве». Но речь его внезапно была прервана громкими возгласами. Прямо перед большевиком начал проясняться Образ святителя Николая Чудотворца, вделанный в кирпичи на воротах ограды церкви по Никольской улице.
Оратор замолчал, глядя на образ перед собой, потом изменился в лице, спрыгнул с бочки и быстро скрылся в толпе. Подходя к иконе, все видели, что насевшая на ней пыль осталась совершенно нетронутой, а икона и риза блестели сквозь нее, как новые. Невидимая рука обновила святую икону, не коснувшись даже легкой пыли, которая на нее насела! Вскоре обновилась еще одна икона святителя Николая на воротах - уже по Релочной улице. В Никольскую церковь началось паломничество. Народ толпился и возле церковной ограды; совершались исцеления. Так, одна девочка, у которой гноились глаза, приложилась в храме к иконе Спасителя из дома Казанцевых, и зрение полностью к ней вернулось.
Не зная, что предпринять, чтобы остановить религиозный подъем в народе, ГПУ развернуло по всему городу аресты. Арестами сопровождались чудеса и в других городах России...

Полутора тысячами кровавых столкновений с 8 тысячами жертв из числа духовных лиц, не считая мирян, сопровождалось изъятие церковных ценностей большевиками в 1922 году.
Однако, в большинстве своем народ безмолвствовал – терпел и смирялся, ибо так их благословляли церковные власти. Полторы тысячи конфликтов во время изъятия церковных святынь составляли лишь 2% от тех 78 тысяч приходов, которые были в России в 1917 году.




 -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Все Божьи чудеса происходили на фоне гонений богоборцев на веру и на фоне кипящих безбожных речей. Господь, как бы показывал обезбоживаемому народу невидимое присутствие Своё.

Где еще можно найти сообщения о происходивших обновлениях? В судебных хрониках!

"ОБВИНИТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По делу о гр-нах Борисове Владимире, Сутокском Иване, Заозерском Никаноре, Шпехине Василии..." - всего 48 имен (10).
Кто же они, эти 31 мужчина и 17 женщин, судимые 12 августа 1925 года в Новгороде? И за что судимы они?
«В конце 1924 года в Медведской и Самокражской волостях Новгородского уезда распространились слухи о происходящих чудесных обновлениях икон в пределах Ленинградской и Псковской губерний. Эти слухи привлекли на свою сторону религиозно настроенных граждан, которые начали паломничество в места обновления для осмотра икон и поклонения им. Такое паломничество привело к тому, что среди населения стали распространяться всевозможные слухи, имеющие под собой чисто контрреволюционную почву... Религиозный фанатизм распространялся с неимоверной быстротой, и эпидемия обновления икон начала поражать одну за другой деревни Медведской и Самокражской волостей Ногородского уезда».
Итак, эти 48 обвиняемых всего из двух волостей - те самые свидетели обновления икон, которым место оказалось на скамье подсудимых.
«Вообще... в ряде волостей Новгородского и Старорусского уездов обновилось столько икон, что подсчитать их точно при данных условиях является работой весьма трудной. Однако органами дознания в этих уездах обнаружено более 150 обновленных икон…».
Сколько же их было тогда по всей стране? Очевидно, волна обновлений началась раньше и не ограничивалась Новгородским уездом. Уже в 1921 году состоялся показательный суд Воронежского губтрибунала над верующими, принявшими участие в крестном ходе с обновленной иконой. О том же говорят и описанные случаи в Киеве, и воспроизведенный выше по устному пересказу подмосковный. Явления происходили во множестве мест.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.