"Узкий путь в Царство Небесное". ПРЕП. ЕФРЕМ СИРИН

 


 "Входите тесными вратами… потому что тесны врата и узок путь, ведущий в жизнь, и НЕМНОГИЕ НАХОДЯТ ИХ" (Мф. 7:13,14).

Господь и Бог наш Иисус Христос говорит нам в Евангелиях: «старайтесь входить тесными вратами» (Лк.12:40. 13:24), вводящими в жизнь. Таковым путем пойдем, братия, чтобы наследовать жизнь вечную. Шествие путем сим отчасти скорбно, но блаженно упокоение; шествие оным бывает жестоко, но воздаяние – радость; шествие оным тесно, но место отдыха пространно; шествие оным – покаяние, пост, послушание истине, мужество, молитва, принуждение себя, усилие, сокрушение, бдение, самоотречение, смиренномудрие, духовная нищета, терпение, пренебрежение плоти, душевная рачительность, голод, жажда, сухоядение, нагота, милостыня, слезы, плач, воздыхания, коленопреклонения, безчестие, гонения, расхищения и потери, опасности, наветы; шествовать оным, значит быть злословимым – и терпеть; быть ненавидимым – и в ответ не ненавидеть; терпеть зло – и воздавать добром, отпускать долги должникам, полагать душу за друзей, а, наконец, – пролить кровь за Христа, ежели сподобишься, когда потребуют сего обстоятельства. Таково шествие узкими вратами и тесным путем, который приводит к блаженному возданию, к Небесному Царству.
А "пространные врата и широкий путь" в этой жизни вводят души в погибель. Шествия этим путем в настоящем времени радостотворны, а там скорбны; здесь легки и пусты, а там тягостны и болезненны; здесь представляются маловажными и ничего незначащими, а там совершивших путь и не покаявшихся окружают, как дикие звери, по слову пророка, ибо сказано... «в день лют... беззаконие пяты моея обыдет мя» (Пс.48:6), то есть пороки жизни сей, или шествия путем широким, которые Апостол перечислил отчасти, говоря: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяния, блуд, нечистота, непотребство,
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, безчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5: 19–21), смехотворство, крики (с беснованиями - прим.), забавы, гусли-свирели-пляски (эстрада - прим.), бани, мягкие одежды, пышные обеды, рукоплескания, шумная жизнь, безпечный сладкий сон, разновидные постели и ложа, складкоядение, братоненавистничество, клевета и, что всего хуже, – нераскаянность во зле и непамятование об исшествии из жизни. Таковы шествия нетрудным оным путем, по которому идут многие, но сообразное с сим израбатывают себе на будущее пристанище: вместо роскоши – голод, вместо пьянства – жажду, вместо покоя – мучение, вместо смеха – сетование, вместо гуслей – плач, вместо телесной тучности – червя, вместо безпечности – нерешительность, вместо плясок – пребывание с демонами, вместо пустых занятий, чародейств и прочих затей – тьму кромешную, геенну огненную и тому подобное.

В оный страшный день Суда у каждого потребован будет отчет: сохранил ли без осквернения ересями то прекрасное чистое исповедание, которое исповедал при многих свидетелях, говоря: «отрицаюсь от сатаны и от всех дел его», не от одного или двух дел, но от ВСЕХ ДЕЛ диавола. Итак, в сем прекрасном отречении потребуют у нас отчета в оный час; и блажен, кто сохранил, как обязался. Ибо одним словом отрекается от всякого негодного диавольского дела: от любодеяния, блуда, убийства, нечистоты, лжи, зависти, татьбы, злословия, досады, раздражительности, памятозлобия, вражды, ссоры, пьянства, чревоугодия, празднословия, гордости, неги, смехотворства, бесовских песен, любостяжательности, братоненавистничества, ворожбы, идолослужения, чародейства. В сем и подобном сему, от чего отрекается всякий христианин, потребуется у него отчет в страшный час допроса.

Но мы опять возвратимся к своему предмету и скажем: ночь и день, возлюбленный, взирай на последний час и никогда не забывай неугасимого огня. Псалом непрестанно да будет в устах твоих, ибо призываемое Божие имя прогоняет бесов. Где псалом, там и Бог. Где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где священные книги и чтения, там веселие праведных и спасение душ. Где гусли и лики (лик – песня, сопровождаемая пляской), там омрачение мужей и жен, и праздник диавольский. Что пользы, возлюбленный, здесь на час ликовать и торжествовать, а там мучиться целые веки? Размыслим, что в оный день не принесут нам никакой пользы все концы земли: подумаем, что никто там не в состоянии будет помочь, но всякий, неся собственное свое бремя, будет стоять в ожидании определения, какое выйдет ему.

Имея сие в уме, возлюбленные, «целомудренно и праведно и благочестно поживем», как учит апостол (Тит.2:12). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, отложим дела темные и не будем более подражать обычаям языческим. Совершая памяти святых, будем воспоминать о всех, которые не могут работать своими руками: о вдовах, сиротах, странниках, нищих, недужных, заключенных в темницы. Почтим праздники, празднуя не пышно, но Божественно, по-христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять лики, свирелями и гуслями нежить слух, не будем облекаться в мягкие одежды, в блеск золота, предаваться объядению и пьянству, сладострастию и студодеянию, но предоставим сие язычникам и иудеям. Мы же все совокупно: малые и большие, мужи и жены – будем чествовать праздники по-христиански, «во псалмех и пениих и песнех духовных» (Еф.5:19), и в ангельских сладкопениях; не будем увенчивать преддверий розами, цветами – это свойственно язычникам и иудеям, но увенчаем преддверия честным и животворящим Крестом, говоря с апостолом: «мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6:14).

Царство Небесное принадлежит не безпечным возлежащим и почивающим (обывателям - прим.), не входящим в корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим, и кающимся, и вопиющим к Нему день и ночь в сей земной "юдоли скорбной"; они будут утешены Утешителем. Прекрасно Манассия изобразил гнев, угрожающий нераскаянным грешникам, сказав: «Нестерпим гнев, еже на грешники, прещения Твоего». Горе любодею, горе упивающемуся и также злоречивому! Горе тем, которые вино пиют с тимпаны, гусльми и свирели, «на дела же Господня не взирают» (Ис.5:12)! Горе ругающимся над Божественными Писаниями! Горе тем, которые время покаяния губят в рассеянности и смехотворстве! Взыщут они времени, которое худо расточили, и не найдут. Горе занимающимся игрою в зернь, потому что отчуждают себя от Тела и Крови Христовой!

Горе оскверняющим святую веру и входящим в согласие с еретиками!

Горе отъемлющим плату у наемника, потому что отнять ее то же значит, что пролить кровь! Горе судящим несправедливо! Горе тем, которые прибегают к ворожеям! Горе тем, которые занимаются недолжным! Горе недугующим завистью и ненавистью! Горе всем, кому падет жребий стать ошуюю в оный час, когда услышат: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный!» (Мф.25:41).
Господу же слава и держава во веки. Аминь.

Комментариев нет

Технологии Blogger.