В СОСЕДСТВЕ СОДОМА. Василий Розанов
(Истоки Израиля)
Евреи -
женственная нация, вот на что надо обратить внимание. Если и среди нас
встречаются люди с особенно женственным, мягким сложением, - с мягким
лицом, мягким голосом, мягкими манерами, - с мягкими идеями, повышенной
серьезностью и чувствительностью, сентиментальные, и прочее, то у евреев
эта женоподобность - национальна. Обратим внимание на
голос: за всю жизнь я не помню чтобы еврей когда-нибудь говорил октавой.
Даже густого баса я не помню определенно, чтобы встречал когда-нибудь.
Все их голоса - пискливые, крикливые, и, ещё чаще - мягкие и интимные.
Голос - великий показатель натуры, именно - самого фундамента её, органического, физиологического сложения.
Отсюда необозримые последствия, практические и теоретические.
Все
их "гевалты" - это бабий базар, с его силой, но и с его слабостью. В
сущности, на "одоление" у них не хватает сил, но в них есть способность к
непрерывному повторению нападений, к неотступности, привязчивости. "С
бабой - не развяжешься", - это относится к евреям, относится к нации их.
Это нация гораздо более неприятная, чем существенным образом опасная; с
ней всегда много "хлопот", как с нервной и капризной женщиной. Она
угрожает "историями", "сплетнями", "сварой", - и где евреи, там вечно
какая-нибудь путаница и шум. Совершенно как около навязчивой и
беспокойной женщины.
Они избегают и не выносят трудных работ, как и
солдатский ранец для них слишком тяжел. Это от того, что они просто
физически слабее других племён, именно как "бабье племя". Охотника с
ружьём среди евреев нельзя себе представить. Также "еврей верхом" -
смешон и неуклюж, неловок и неумел, как и "баба верхом". За дело ли они
возьмутся - это будет развешивание товаров, притом легких (аптека,
аптекарский магазин), конторское занятие, часовое ремесло. Но они не
делают часы, а починяют часы. Вообще они любят копаться в мусоре вещей, а
не то, чтобы сотворить, создать новую цельную вещь. Они какие-то
всемирные штопальницы...
Увы, "нам всем нравятся женщины" - не
лицом вовсе, а их уступчивой, угодливой, любезной и ласковой природой.
"Женщина обольстительна", и на этом женоподобии евреев основана главная
часть их успехов. Они и, пожалуй, оне всюду вкрадываются, входят, - и
всякую минуту готовы вам оказать услугу с чисто женскою добротою и
живостью. Сюда присоединяется их интимный тон во всём, - опять женский.
Евреи бы оборвались на первом, на третьем шаге, будь их любезность
деланной или фальшивой. Нет, - это "в самом деле", потому что они - "в
самом деле бабы". Они как-то пристают к мужчинам и мужественным нациям, и
это влеченье - "род недуга", и в комическом, и в серьезном смысле.
Думать, чтобы Левитан "фальшиво" рисовал все русские пейзажи, целую
жизнь - одни русские пейзажи, не нарисовав ни одного еврейского домика и
ни одной еврейской семьи, - невозможно. Также и Шейн, собиравший всю
жизнь русские народные песни, - конечно, любил их не деланно, а
по-настоящему. Отсюда поразительное явление: "вообще евреи не любят
русских", "вообще евреи враждебны России", но "этот еврей почему-то
любил меня и дружил со мною", и даже - "много сделал мне до6ра". Это -
частая фраза, это повседневно. Но обратите внимание, как же это
перекидывается в реальное отношение вещей: "да, евреи вообще худая
нация, но этот еврей - хорош", иногда - "какое-то удивительное
исключение". Но, поверьте, всякий еврей имеет "своё исключение" и
где-нибудь среди русских имеет "исключительного друга".
Отсюда
мучительный "гевалт", который поднимается в еврействе, когда их гонят,
отторгают от себя, - когда в них заподозрен дурной поступок или дурной
человек. Опять это не деланно, и тут не одни деньги. Прислушайтесь к
тону, тон другой. Тон бабий. "Я - честная жена!", "Я ничего худого не
делала!", "Это - сплетня обо мне". "Я - верна своему мужу"
(мужественному племени, - сравнительно мужественному, - среди которого
евреи живут).
Они боятся не факта, а у них вызывает тоску мнение.
Они оскорблены, как "честная женщина", заподозренная в "дурном
поведении". Просто они оскорблены этим и кричат на весь мир. В безумных
их выкриках есть нотка отчаяния: "уходит возлюбленный". Самое
отторжение, которое у финнов вызвало бы грубость, у немцев -
высокомерный отпор или методическое сопротивление, у евреев вызывает
истерику, как если муж "предлагает жене жить на отдельной квартире".
Тут
всё настоящее и никаких подделок. Евреи знают, что банки у них
останутся по-прежнему, что богаче всех они будут по-прежнему. Не в этом
дело, бабе нужна "любовь". И она визжит на весь свет, когда ей говорят:
"не люблю". Все их ругательства теперь России есть ругательства
"заподозренной в поведении жены". Оттого они не хотели суда, - ни
Дрейфуса, ни Бейлиса. "Как смеют подозревать!"
Древние пророки
все говорят о непрерывной влюбчивости евреев в соседние племена, и когда
читаешь, то долго не понимаешь, "что Это такое", - читаешь и не веришь
глазам, не веришь слуху своему. Но настойчивость и постоянство всё одной
и той же жалобы пророков, жалобы мучительной, наконец убеждает в том,
что мы имеем тут какую-то дикую аномалию "израильского племени",
которую, оглядываясь кругом себя теперь, начинаем в самом деле
постигать, как некую совершенную новость в истории. В Испании - к
испанцам, в России - к русским (о других народах и странах не могу
судить, не видал глазом) евреи действительно прилепляются, прилипают,
как сказано о жене, что она "прилепится к мужу своему". Посмотрите на
поведение немцев в России, чухонцев в России, единоплеменных поляков в
России, французов, англичан, шведов, итальянцев (на юге), румын в
России, и сравните с еврейским по тону, страстности и интимности...
Ничего похожего и подобного!
Раз русский, заехавший в Нью-Йорк,
отдал поправить сюртук: он из гостиницы через слугу послал сюртук, и не
знал, к кому он попадет. Сюртук приносит из починки еврей, и, отдавая,
застенчиво говорит: "У вас метка на воротнике: С.-Петербург. Значит, вы
русский?" - "Да. Но не из Петербурга, а из Одессы". Вдруг еврей
подскочил к нему, весь сияя: "Из Одессы??! И кто же у нас там теперь
городской голова???" Согласитесь, что никакой выгнанный из Таганрога
итальянец не стал бы интересоваться "дальнейшей судьбой Таганрога" и
совершенно о нем забыл бы.
Ещё о маленькой подробности, - их
"побоях", которые были во все века. Во время побоев они только визжат и
бегают, и почти никогда не сопротивляются. Увы, и слабому полу
приходится терпеть эти "домашние потасовки". Тут есть, конечно,
физические и экономические причины, но такая картина всего решительно
образуется на почве бабьего характера евреев, которых у мужского
племени, например, у казаков времен Бульбы (когда "полиция вовсе не
возбуждала против них народа") - руки чешутся "потрепать" немного.
Хорошо. Но где же родник, откуда всё это? Родник древен, как само племя.
Историки
совершенно не обратили внимания на странную страницу их книг, где
говорится о Содоме и Гоморре. Решительно ни у одного племени на земле,
ни у греков, ни у римлян, ни у славян или германцев, ни у скандинавов,
на первой страничке их летописей, и даже нигде в летописях вообще, нет
эпизода с целыми двумя городами, население которых, вероятно, с князьком
его во главе, занималось бы такими странными делами, и имели на челе
своём такое "пятно", которое и имя своё получило от названия одного из
этих городов. В Европе если такое случится, то глубоко затаивается, а не
входит в "историю судеб", - да и случается всегда лично, а не городским
и племенным способом. В Талмуде есть целое рассуждение об этих городах.
Поставлен вопрос: "За что их наказал Бог?" В Священной истории написано
- "за грехи", а мы с тех пор думаем: "за пороки". Я был поражен,
прочитав истолкование Талмуда: на поставленный вопрос дан ответ
положительно в лирическом тоне: "Земля тех жителей изобиловала плодами,
постоянный мир и согласие царил у них, стада их были велики и во всём
они были счастливы и прекрасны. И тогда в счастье этом они почувствовали
себя так насыщенными и удовлетворёнными, что забыли Бога, как бы
потеряв в Нем нужду. И, за это забвение Себя, Он их наказал". "Грех"-то
остается "грехом", но уж очень слабым, а о "пороке" и "порочности" и
речи нет.
Тогда я стал вдумываться в самый рассказ летописи; все
помнят томительную просьбу Авраама в защиту городов, предназначенных к
гибели: "Может быть, есть в этом городе 50 праведников"... - Пощажу. -
"Вот, я решился говорить, Владыка, - я, прах и пепел: может быть, до 50
недостает 5-ти. Неужели за недостаткам пяти Ты истребишь весь город?" -
Не истреблю, если найдётся 45. - "Может быть, найдётся 40?" - "Может
быть, найдётся 30?" - "Может быть, найдётся десять?" - Он сказал: "Не
истреблю ради десяти". И пошёл Господь, перестав говорить с Авраамом,
Авраам же возвратился в своё место к Дубу Мамврийскому (глава 18-я
Бытия).
Во всей всемирной истории нет просьбы такой нежности и
неотступчивости. От 50-ти до 10-ти много счёта. Разговор был с только
что совершившим обрезание Авраамом, в радостные дни нового союза. Да о
чём просьба? О ком главное? Стали ли бы мы просить, - христиане,
русские, англичане?..
Не распространяясь далее в эту сторону,
заметим, что народ, пошедший от такого "соседства" и из этого древнего
источника, - в необъяснимой женственности своей, в необъяснимой
"прилепляемости" к соседним племенам, в чарах ласки и любезности "с
вами, с которыми говорит", и вообще, во всём этом фундаменте всемирных
успехов, - имеет какую-то загадку Содома. Женственная нация. Не лицо, не
индивидуум аномальны, как это встречается изредка и везде, но аномальна
и анормальна целая масса во всей толще своей, в племени. "Жыдки" - это
лукавые девчонки, которые среди нас бегают, ласкаются к нам, обольщают
нас, входят в дружбу и интимность с нами, издают нам журналы и газеты,
курят папиросы "Бакунин", интересуются одесским городским головой,
делают "политику русскую" как свою "еврейскую политику" и вообще все
"русские дела" делают как "свои дела", с жаром, пылом и без остановки.
Похоже на то, что "мы на них не женились", а они за нас "вышли замуж".
Тут, конечно, могут происходить и вот теперь происходят великие
недоразумения. "Вы нам не нужны, убирайтесь вон". - "Как!" - кричит
супруга, - "ты обязан мне давать содержание". "Пои меня! Корми меня!
Давай квартиру! Подавай кошелёк, я буду его хранить у себя" (роль банков
в стране). - "Что-о-о?! Зарезала мальчика? Я! Вай! вай! вай!.. Что он
говорит, какая клевета. Я же была ему верна и никогда не отходила от
кровати и кухни, черна, грязна и вечно работаю".
Вот вы и развязывайтесь с "особой"...
Оставить комментарий