Как патриарх сотрудничал с органами

(АРХИВЫ КРЕМЛЯ Политбюро и церковь 1922-1925 гг.)

Но здесь остается "мученником" Тихон, который находится под стражей в Донском монастыре и про которого вся белая эммиграция и вообще весь черносотенный мир пишет и говорит как о едином человеке, который де никогда не примирится с «извергами рода человеческого» – большевиками, а стоит крепко за веру христову – терпя всякие мучения и так далее. Тогда перед нами встала задача обработать Тихона, так чтобы он не только извинился перед Советской властью, но и покаялся в своих преступлениях и тем самым поставил бы в глупое положение – монархистов. Правда, надо сказать, что здесь с Тихоном работы было чрезвычайно много, он прекрасно понимал, что одним раскаянием дело не ограничиться, а что и после придется слушаться и действовать по указке ГПУ, его более всего тяготило, но благодаря созданной для Тихона обстановки и условий, где он содержался под стражей, а также и правильно сделанного к нему подхода, Тихона удалось убедить и он собственноручно написал раскаяние, которое конечно, не могло не поразить его друзей считавших его три дня тому назад стойким и неустрашимым человеком.

Сначала белая пресса долго не верила, что это писал сам Тихон, а потом когда выяснилось, то им не оставалось ничего другого, как похвалить Тихона за его тактичность и дальновидность (последние новости), которые он дескать проявил в этом Акте, для спасения церкви от раскола возвратившись к ее управлению. В своих же колуарах они рассуждали совершенно иначе, они говорили, что как бы этот старик не выкинул бы еще чего другого и чем больше они узнавали о тесной дружбе Тихона и его приближенных епископов с ГПУ, тем все более и более у них закрадывалось сомнение и создавалось опасение за поведение последнего, стали даже доискиваться причины этой дружбы с какой целью к Тихону не раз подсылались люди задавая ему одни и те же вопросы, "почему он раскаялся и дружит с совершенно чуждой церкви Лубянкой". В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым неустойчивым могущим оказаться опастным церковным руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ, даже определяли получаемое ими от последнего жалования. Таким образом Тихон в глазах этой публики теряет свой прежний высокий авторитет.

Но по сравнению с авторитетом обнавленцев, кои с самого начала себя до крайности скомпроментировали, авторитет все же значительно больше, поэтому его освобождение сразу не отразилось на этой движении: наименее устойчивые элементы из обновленцев, стали переходить к Тихону и положение становилось весьма критическим, требовалось изменения церковного курса, который был взят сначала. С этой целью среди обновленцев происходит, так сказать переформирование скомпрометировавшейся епископы и попы заменяются более авторитетными лицами, в первую очередь заменяются епископ АНТОНИН и КРАСНИЦКИЙ , обновленческие группы объединяются в единую обновленческую группу, ВЦУ переименовывается в прежнее название "священный синод", во главе которого, вместо ушедшего епископа АНТОНИНА и попа КРАСНИЦКОГО становится виднейший митрополит ЕВДОКИМ, состоящий 12 лет, ректором Московскии духовной академии, который ставит первой и главной своей задачей борьбу с Тихоном и Тихоновщиной – методом авторитетного воздействия на верующих стараясь привлекать на свою сторону старых Тихоновских архиереев и видных попов и мирян. Конечно, привлечение ЕВДОКИМОМ таких архиереев и попов без нашего негласного содействия было бы равно нулю, но благодаря всего того же осведомления приток оказался в весьма внушительных, так например к настоящему времени у Синода одних только епископов насчитывается более 200 человек. Ушедший из синода АНТОНИН образовывает у себя самостоятельную Всероссийскую группу "церковное возрождение" борясь одновременно с Тихоном и синодом, а не много спустя образовывается еще новое течение так называемое "свободнотрудовая церковь" во главе с епископом ИОНИКИЕМ,  и анархистом СВЯТОГОРОМ.

Таким образом надежда черносотенцев на сохранение единства церкви с освобождением Тихона не только не оправдалось, но наоборот раскол еще более углубился, что признал даже ближайший помощник Тихона епископ ИЛЛАРИОН в своей публичной лекции.

Черносотенцы, видя, что освобождение Тихона церковь не объединило, а наоборот приобрело еще более глубокий и серьезный характер раскола, доходящих до форменных драк в церквях – начали влиять на Тихона и его епископов в том направлении, чтобы последние приняли меры к объединению противных сторон, с какой целью у них состоялось два заседания, не приведших ни к каким результатам, вследствие требования ЕВДОКИМА удалить Тихона на что Тихоновцы не согласились.

И так, церковь раскололась у ней существует 4-е Всероссийских центра: Тихоновцы, обновленцы, "церковное возрождение" и "свободно-трудовая церковь", при чем первое возглавляет Тихон, второе Евдоким, третье Антонин и 4-е разный сброд. Первые два имеют массовый характер, а два последних как реформаторского течения носят характер сектан[т]ский и авторитетом у верующих пользуются весьма слабым .

После неудавшейся попытки Тихона примириться с обновленцами борьба этих течений приняла еще более острую форму, были например такие случаи когда в одной и той же церкви и в одно и тоже время приступали к службе обе враждующие стороны в результате чего тут же среди мирян происходила драка и одна из сторон вместе со своими попами из церкви уходила не дожидаясь конца службы. Подобных примеров было многое множество и в результате всего этого духовенство теряло и теряет среди верующих свои прежний авторитет. Падению авторитета послужило еще и то, что за последнее время слишком много наделано епископов, если раньше в царское время их насчитывалось по России около 250 человек то теперь их более 500 чел[овек], а через год будет, вероятно, около тысячи, так как посвящение производится тремя управлениями и каждому из них хочется поставить всюду своего сторонника. Вся эта церковная неурядица в конечном счете не может не отразиться на так называемых мирянах, кои видя все это начинают относиться к служителям культа с недоверием, а порой даже и с опасением боясь доносов и ненадеясь на то, что каждый из них не состоит тайным агентом ГПУ.

Находясь в положении врагов эти два течения стараются, как можно больше очернить друг друга перед Советской Властью и доказать последней свою лойяльность. Излюбленным приемом у них является донос, к которому они постоянно прибегают и благодаря которого мы в течении 1923 года обнаружили в церкви состоящими на поповских должностях более 100 человек бывших кадровых офицеров, 6 полицейских и членов Союза Русского Народа и открыли ряд преступлению церковников. Вообще эти враждующие группу стараются от Советской Власти иметь доверие и быть у последней в милости, так например Тихон мне не раз говорил о том, "что мы у Вас т. е. у ГПУ – пасынки, а обновленцы – сынки", этим он хотел сказать, что ГПУ к нам относится хуже чем к обновленцам.

Необходимо заметить, что Тихон чувствует, что его авторитет постепенно падает, ибо он мне не раз жаловался на своих епископов, которые начинают его не слушаться и многие из них не принимают даже назначений на кафедры, а про Данилов монастырь, где образовалась Тихону справа оппозиция, он прямо просил меня посодействовать разорению этого гнезда. Тихон хоть и отдает себе отчет, что дружить с ГПУ ему не к лицу, но благодаря сложившейся церковной обстановки он выдти из этого положения будучи патриархом не может.

(приводится в сокращении)

  • Документ № П-173
    Отчетный доклад начальника VI отделения Секретного отдела ОГПУ Е. А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В. Р. Менжинскому о работе отделения в 1923 г.
  • Взято из книги: АРХИВЫ КРЕМЛЯ
    Политбюро и церковь
    1922-1925 гг.
    Книга 2
    ДОКУМЕНТЫ РАЗНЫХ ДЕЛ ИЗ ФОНДОВ
    АПРФ, ГАРФ, РЦХИДНИ, ЦА ФСБ
    1922-1925 Издание подготовили:
    Н.Н. Покровский, С.Г. Петров
    Новосибирск "Сибирский хронограф"
    Москва "РОССПЭН"
    1998

НОВОСТИ ГОРОДА БОЛЬШОГО ЯБЛОКА

В Нью-Йорке открыта улица патриарха Тихона.Власти Нью-Йорка присвоили участку 97-й Восточной улицы на Манхэттене, прилегающему к кафедральному Николаевскому патриаршему собору, почетное наименование в честь патриарха Московского и всея Руси Тихона, который в 1902 году построил и освятил этот собор.

7 октября, в 228-ю годовщину учреждения православной миссии на Северо-Американском континенте, по благословению временно управляющего патриаршими приходами в США и Канаде епископа Сурожского Матфея (Андреева) состоялась торжественная церемония открытия дорожного знака "Saint Tikhon Way".

Святитель Тихон (Белавин, 1865 - 1925) - первый московский патриарх со времени восстановления в России патриаршества. Был мудрейшим управителем Церкви во времена, когда нужно было вписывать ее жизнь в рамки советского режима. Прошел через арест, до конца жизни оставался под следствием. Канонизирован в 1989 году. Остается одним из самых почитаемых архиереев Русской православной церкви.

На фото пат. Тихон в Америке
На фото пат. Тихон в Америке

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.