СМЕРТЬ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ

СВЯТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Свернуть )

Самая существенная казнь падшего в раю Адама состояла в душевной смерти, поразившей его немедленно по преступлении заповеди. Тогда человек лишился обитавшего в нем Святаго Духа, который составлял как бы душу всего существа человеческого, и был предоставлен собственному естеству, зараженному грехом и вступившему в общение с естеством демонов (смертью умрешь - прим.). Это состояние передается из поколения в поколение (генетически - прим.).

От подчинения смерти и греху составные части человеческой души (её силы, разобщились), стали действовать одна против другой: и тело противится душе; душа находится в борьбе сама с собою; ее силы препираются; человек находится в полноте расстройстве. Сила желания болезненно превратилась в ощущение ненасытных похотений; сила мужества и энергии превратилась в различные виды гнева, от исступленной ярости до утонченного памятозлобия; сила словесности, отчуждившись от Бога, потеряла возможность управлять силою воли и силою энергии и правильно направлять их.
Этого мало: душа сама поработилась греху, приносит ему непрестанные жертвы лукавством, лицемерством, ложью, самомнением; она борется и препирается сама в себе, сама с собою, волнуя все существо человека разными неправильными и необузданными мыслями, возбуждающими мучительнейшие ощущения, тщетно обличаемыми сознанием духа или совестию, лишенною и силы, и истины.

Образ и подобие Божии в человеке, по падении его, изменились. Подобие, состоявшее в совершенном отчуждении зла из качеств человека, познанием зла и сообщением его этим качествам уничтожилось; при уничтожении подобия образ Божий в нас исказился, соделался непотребным, но не уничтожился совершенно.
“Да вемы убо, – говорит святой Димитрий Ростовский, – яко образ Божий есть и в невернаго человека душе, подобие же токмо в христианине добродетельном: и егда согрешает смертне христианин, тогда подобия токмо лишается Божия, а не образа: и аще и в муку вечную осудится, образ Божий тойжде в нем во веки, подобие же уже быти не может”.

ПОДЧИНЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ДЬЯВОЛУ

Страшным плодом райского падения было порабощение человека диаволу (рода человеческого - прим.) и ничем не отвратимое смешение с ним духом. Об этом горестном порабощении так беседует святой Макарий Великий: “Царство тьмы, то есть, оный злый Враг, пленивши человека искони, так обложил и облек душу властию тьмы, аки какого человека, по оному: яко да сотворят его царем и облекут в царския одежды, и да носит от главы даже до ног царския одеяния. Так душу и все её существо облек грехом злый оный начальник, всю ее осквернил и всю пленил в царство свое, что ни помышлений, ни РАЗУМА, ни плоти, и наконец, ни единаго её состава не оставил от своей власти свободным; но всю ее одеял в хламиду тьмы...
Всего человека, душу и тело, злой невидимый враг осквернил и обезобразил; и облек человека в ветхаго человека, оскверненнаго, нечистаго, богопротивнаго, не повинующегося закону Божию, т. е. в самый грех облек его, так что и смотреть чисто человек не способен, но зле видит, зле слышит, ноги имеет стремительны к злодеянию, руки, творящие беззаконие, и сердце, помышляющее злая... Грех и душа смесились др. с другом, имея в тоже время оба, каждый свое естество...
Как во время мрачной и темной ночи, когда дует бурный ветер, колеблются, мятутся и приходят в великое движение все растения: так и человек, подвергшись темной власти ночи – диавола, и в этой ночи и мраке проводя печальную жизнь свою земную, колеблется, мятется и волнуется лютым ветром греха, который все его естество сотрясает, душу, разум и помышления пронзает, причем и все телесные члены его также движутся, и нет НИ ОДНОГО ни душевнаго, ни телеснаго члена, СВОБОДНОГО ОТ ГРЕХА, обитающего внутри нас”.

По падении и до самого искупления нашего Господом нашим Иисусом Христом “с насилием и мучительски владел враг человеком, – говорит преп. авва Дорофей, – так что и не хотевшие грешить против воли согрешали, как говорит Апостол от лица нашего:
«Не еже... хощу доброе, творю, но еже не хощу злое, cиe содеваю» (Рим.7:19).
Действует на нас диавол, влагая свои помыслы, обольщая мечтаниями, возбуждая воображение помыслами и влагая мечтаниями греховные ощущения, волнуя и разгорячая кровь, поглощая этими волнами и попаляя этим пламенем весь здравый смысл человека и всю силу его воли. (зря Эмпешники боятся чипов - прим.).

Действия всех страстей соединены с движением разнообразным крови; где движение крови, там непременно действие страсти, там непременно действие незримых бесов. Такое действие непостижимо для омраченного падением человека, пребывающего в падении своем: лукавые помыслы и мечтания так тонко и хитро действуют в душе, что ей представляются они как бы рождающимися в ней самой, а отнюдь не действием чуждого ей злого духа, вместе и действующего, и желающего оставаться непримеченным.

В чем существенно состоял грех первозданных? По наружности он состоял во вкушении запрещенного древа.
Этот грех получает и большую тяжесть и большее значение, когда мы определим его нарушением заповеди Творца тварью, противодействием твари воле Творца.
Еще большее значение получает соделанный ГРЕХ, когда осознаем, что нарушением заповеди послужила попытка человека соделаться равным Богу.
На эту именно попытку и указывает Бог словами, исполненными неизреченного сострадания, произнесенными Им при изгнании праотцев из рая: «Вот, Адам стал как один из Нас, может разуметь доброе и лукавое» (Быт.3:22). “Обманулся некогда Адам, – возвещает Святая Церковь, – и возжелав быть Богом, не стал Им”.

Диавол сообщил свой грех (гордыни - прим.) обольщенному человеку. Но грех диавола был собственным его созданием; он задумал сам в себе соделаться равным Богу (Ис.14:14), обрабатывал эту мысль, стремился привести ее в исполнение, сообщил ее многочисленному сонмищу других духов, склонил их в единомыслие с собою, наконец, явно восстал против Бога; грех человека был нечаянно постигшим его увлечением. Грех человека был приготовлен не замыслом, но неправильным и недостаточным внутренним деланием и хранением рая.
Однако человек (весь род Адамов) соделался сообщником диавола и пленником его. Как падшему по увлечению, человеку вместе с изречением казни обетовано искупление и Искупитель.

Умы стали предрасположены к восприятию лжи и клеветы
Умы стали предрасположены к восприятию лжи и клеветы
Весь человек опутан всесторонне греховной силой. Символ сему Пентаграмма
Весь человек опутан всесторонне греховной силой. Символ сему Пентаграмма

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.