О ТРОЕПЕРСТИИ

МИТРОПОЛИТ ГРИГОРИЙ (ПОСТНИКОВ), 1856 год

 


Расколоучителя, называющие себя староверами обвиняют нас, что Православная Церковь отставила двуперстное крестное знамение, и приняла треперстное, двуперстно же крестящихся ПРОКЛЯЛА.

Тогда как при Благоверном Царе и Великом Князе Иоанне Васильевиче всея Росии, Преосвященный митр. Макарий по Апостольскому преданию, на освященном Соборе уложили, не крестящихся двумя перстами предавать вечному проклятию. А мы, дескать, Греко-российская Церковь не токмо тому Царскому уложению и священному Собору паче же святых Отец уложению, Христову и Апостольскому преданию не повинуемся, но и полагаем то соборное проклятие ни за что. И тем своим неповиновением учинили себе под ВЕЧНЫМ ПРОКЛЯТИЕМ. Но и нас грешных "никониане" ведут ныне с собою под тое же проклятие».

Это взводимое на св. Церковь обвинение обыкновенно все вы почитаете одним из самых важных обвинений. Посему рассмотрим его особенно обстоятельно.

***
Отвечаю:

Обязанность знаменовать свое лице крестообразно основывается на Предании неписанном. Ибо св. Василий Великий говорит: «Многа и велика Церковь имать от неписанного предания, и первое есть, еже верным крестообразно лице знаменовати». Но как именно крестообразно должно знаменовать свое лицо, св. Василий Великий не сказал. У древнейших же св. Василия Великого Отцов и Учителей Церкви нельзя искать ответа на этот вопрос, потому что если бы кто-либо из древнейших св. Василия Великого Отцов и Учителей Церкви написал, как именно крестообразно должно знаменовать свое лице; то св. Василий Великий в свое время не назвал бы крестного знамения преданием  н е п и с а н н ы м.

Св. Златоуст говорит: «мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть предание, больше не ищи ничего».
И так, дабы получить удовлетворительное верное сведение о том, как именно крестообразно должно знаменовать свое лицо, надобно смотреть, как во всей, непрерывно от времени св. Апостолов до нашего времени продолжающейся, Православной Церкви всегда и везде знаменовались и ныне знаменуются крестным знамением все православные христиане.
Православную Церковь ныне составляют, кроме Русских Греки, Аравляне, Египтяне, Грузинцы Сербы, Валахи, Молдаваны, Булгары, Далматы, Черногорцы и проч. Все эти народы, часто отдаленные друг от друга местом жительства, особым языком и образом правления, с незапамятных времен постоянно молятся крестом, слагающимся, в знаменование Св. Троицы, из трех первых перстов правой руки полагая его сперва на чело, потом на перси, а за тем на правое и левое плечо.

Точно таким же крестом молятся все иноки св. горы Афонской, иноки живущие по разным Греческим островам, монастырям, скитам, и пустыням Палестины, Египта и Аравии. Об этом так свидетельствует ученый и почтенный Грек, Архиеп. Астраханский Никифор Феотокий: «Не мало читали мы Греческих книг как рукописных древнейших и новейших, так и печатанных в разные времена и в разных местах. Пред Богом же исповедуем, что нигде не обрели мы, чтобы креститься и благословлять двумя перстами.
Многих видели мы Греков православных христиан от разных стран, многих монахов от разных монастырей и мест пустынных, из горы Афонской и Синайской и от монастыря Иерусалимского святого Саввы, а кроме сего Архиереев и Патриархов: свидетельствуем же вам, что все никого не исключая, крестятся тремя первыми перстами совокупленными, и двумя последними пригнутыми благословляют же слагая персты во образ Iс҇. Хс҇.

О знамении же крестном и о благословении двумя перстами ни следа до того, как появилось сие в России, в Греческих книгах не было, да и между Греками не было о сей вещи когда-либо ни стязания, ниже одного слова.

Не только православные Греки, но и всякого рода православные христиане крестятся первыми тремя перстами совокупленными, и двумя последними пригнутыми, и благословляют как выше сказано». Впрочем об этом свидетельствуют все путешественники, которых в наше время отовсюду бывает в тех странах немало, и от которых всякий везде может получить полное удостоверение.

На всем Востоке молятся крестом, слагаемым из двух перстов правой руки, только Армяне.

О сем также могут свидетельствовать все путешествовавшие по Востоку. Таковое, во всей Восточной Православной Церкви с незапамятных времен постоянно согласное употребление треперстного сложения для крестного знамения явно доказывает, что истинно Апостольское предание касательно перстосложения для молитвенного крестного знамения есть перстосложение треперстное, какое употребляет Православная Церковь, а не двуперстное, какое употребляете вы, называющие себя старообрядцами.

Того, что сложение трех первых перстов правой руки для крестного знамения начало употребляться в св. Церкви не со времени св. Апостолов, а в какое-либо последующее, особливо позднейшее, время, нельзя доказать совершенно ничем. Если бы первоначальное, преданное св. Апостолами перстосложение для крестного знамения когда-нибудь где либо в Восточной Православной Церкви переменилось; то как возможно, чтобы там не нашелся ни один ревностный человек, который бы вступился за такую перемену, и произвел спор или даже волнение? как возможно, чтобы в Восточной Церкви не нашелся ни один ревностный человек, когда, как известно, там при всех возникавших переменах в Вере оказывались ВСЕГДА сильные защитники старины и истины?
Но этого на Востоке не было, и совершенно ни один из всех бывших как православных, так и неправославных историков не заметил, чтобы когда-нибудь и где-нибудь обнаружился какой-либо даже малый спор о перстосложении для крестного знамения, между тем как в истории замечены многие происшествия весьма незначительные. Спор о перстосложении для крестного знамения оказался только у нас в России в 16 веке по Рождестве Христове.

Посему совершенно нет основания думать, что сложение трех первых перстов правой руки для крестного знамения начало употребляться в православной Церкви на Востоке когда-нибудь в позднейшее время, а должно несомненно признавать, что таковое перстосложение для крестного знамения в св. Церкви никогда не переменялось, но постоянно существует в ней со времени Апостольского.

Аввакум
Аввакум

Поелику же сложение первых трех перстов правой руки для крестного знамения в православной Церкви на Востоке никогда не переменялось: то само собою ясно, что Греками вместе с Верою, которую мы прияли через них, передан был к нам в Россию молитвенный крест треперстный. Ибо Греки передали нам для крестного знамения, без сомнения, не иное перстосложение, как то, какое всегда употребляли сами. Для предания нам какого то иного перстосложения они не имели никакой причины. Они даже и не могли передать нам иного перстосложения, потому что наши предки, находясь пред принятием Веры в Константинопольском Софийском Соборе для испытания Восточной Веры, сами ясно видели, какое перстосложение Греки употребляли для крестного знамения.

Вот доказательство в отношении к перстосложению для крестного знамения! Это доказательство для всякого добросовестного человека вполне удовлетворительно. Потому что оно именно то, какое в отношении к настоящему предмету должно быть, и сильнее которого ни на какое неписанное предание представить нельзя и требовать не должно. Ибо именно постоянное и всеобщее употребление чего-либо в Христовой Церкви есть верный признак происхождения того от св. Апостолов
* * * *
Источник: Истинно древняя и истинно православная Христова церковь : изложение в отношении к глаголемому старообрядству / [Соч.] Григория архиепископа Казанскаго. - В 2 част. - Изд. 3-е, снова пересмотренное и несколько умноженное. - Санкт-Петербург:
В тип. Григория Трусова, 1856.

Определение Стоглавного Собора, как Собора об обязательности двуперстия для всякого христианина, могло бы иметь силу, но Стоглавный Собор не имел достоинства полновластного Собора.

Ибо
α) бывшее на нем духовенство, составляло всего лишь одну единственную епархию Константинопольского Патриарха, и, по иерархическому порядку, находилась у него в известной зависимости, и составлен был Собор без ведома Константинопольского Патриарха, плюс без приглашения большей части Греко русской Церкви – Церкви Киевской, состоявшей тогда из восьми Епархий;

β) Архиереи написали свое законодательное определение о перстосложении для крестного знамения и благословения, – о предмете, явно касающемся не одной Русской, а всей Христовой Церкви, на что они, как составляющие только часть Церкви, очевидно, не имели никаких прав. Ибо Определения подобного рода о предметах, касающихся всей Христовой Церкви, могут быть писаны только Вселенским Собором ....

Автокефалию и патриаршество Греко--руская Церковь получит только через 5 лет после смерти царя Иоанна Васильевича Грозного. Поэтому ея проклятия и прещения на перстосложение лишены законной силы.

*   *   *   *

Так почему же мы не боимся нарушить в некоторых деталях постановлений архиерейского Стоглавого Собора?
--------------------------------------------------------------------------------------------—
Митр. Макарий Булгаков (1816 - 1885г.г.;

Стоглавый Собор вызван был обстоятельствами своего времени. Совершенный недостаток училищ для образования пастырей Церкви, распространение невежества и гибельных суеверий в народе и самом духовенстве, усилившаяся порча Богослужебных книг и многие другие нестроения и разногласия в отправлении служб церковных, недостатки и своеволия в церковном управлении и благочинии, крайний упадок нравственности в народе и духовенстве: – все это вместе подвигло царя Иоанна Васильевича IV, который, после несчастных дней своей юности, хотел быть, как сам выразился, «вере поборником, Богу служителем, славы Церкви рачителем», – созвать в Москве собор в 1551 году.

На Стоглавом Соборе присутствовали, под председательством митр. Макария, пастыря мудрого и просвещенного, два архиепископа: новгородский Феодосий и ростовский Никандр, семь епископов: суздальский Трифон, Смоленский Гурий, рязанский Кассиан, тверской Акакий, коломенский Феодосий, сарский Савва и пермский Киприан, с архимандритами, игуменами и прочим духовенством.
След., это был Собор архипастырей не всей Церкви Русской (не имел церковной полноты), а только одной ее митрополии северной или Московской, и в нем не принимала никакого участия целая половина Русской Церкви, митрополия ее южная или Киевская, заключавшая в себе до восьми епархий.

*   *   *   *

Русская Церковь как часть Константинопольского Патриархата

До 1589 года Русская Церковь, получившая свое начало от Греческой, не была автокефальной, а находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата — как одна из его митрополий.

Не только наша русская Церковь была зависима от Цареградского Патриарха и Синода, но и от Императора Ромеев 2-го Рима. В важнейших актах Константинопольской Патриархии, касавшихся Киевской митрополии, упоминалось, что они изданы с согласия «высочайшего и святого Самодержца» или по его прямому распоряжению.

В византийском Церковном и государственно-правовом сознании Император, Василевс, мыслился как хранитель догматов и христианского благочестия, как Верховный защитник Православия, а значит, и как Самодержец всех православных народов.

То есть все православные Государи считались вассалами Императора. 

 Вассальная зависимость Руси от Византии была, конечно, больше дипломатической и формальной.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.