БЕСЕДЫ ОПТИНСКОГО СТАРЦА ВАРСОНОФИЯ

27 декабря 1909 г. Святки

Слава Тебе, Господи, что мы опять собрались все вместе. Люблю я эти вечера: на них отдыхаю я душою. Я и один люблю здесь сидеть в этой келлии: многие нашли здесь душевное успокоение.

Наш великий писатель Гоголь переродился духовно под влиянием бесед со старцем Макарием, которые происходили в этой самой келлии. Великий произошел в нем перелом. Как натура цельная, не разорванная, он не был способен на компромисс. Поняв, что нельзя жить так, как он жил раньше, он без оглядки повернул ко Христу и устремился к Горнему Иерусалиму. Из Рима и святых мест, которые он посетил, он писал друзьям своим, и письма эти составили целую книгу, за которую современники осудили его. Гоголь еще не начал жить во Христе, он только пожелал этой жизни, и уже мир, враждебный Христу, воздвиг гонение против него и вынес ему жестокий приговор, признав его полусумасшедшим.

В то время как в России разная литературная мелочь вроде Чернышевского и К° выражала свое сожаление о погибели гения Гоголя, такие великие умы, как историк германской и всеобщей литературы Шерр, оценили его иначе. Лютеранин, немец, не знакомый с русской жизнью и русской душою, Шерр выражает между прочим удивление тем, что в то время, когда гений Гоголя необычайно развился, кругозор его расширился и мысль устремилась в безпредельность, соотечественники не поняли его, а осудили.

И всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали, будут гнать и вас». Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».

Относиться же к этим искушениям нужно различно: со внутренними врагами нужно упорно бороться, побеждая их с помощью благодати Божией, внешним же врагам прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их ничто все мирские радости.

Повторюсь, всякому, только помыслившему вступить на правый путь, приходится переносить массу всевозможных искушений. Блаженны и преблаженны вступившие на правый путь. Но как удержаться на этом пути, когда враг нападает со всех сторон? – Исполнением Заповедей Евангельских и молитвою Иисусовою. Обидел ли кто – потерпи. Враг научает – отомсти, а Христос с высоты говорит: «Прости». – «Не хочу Тебя слушать, Господи, мне слишком тяжело», – и наговорит человеку другому того, чего после сам ужаснется.

Иисусова молитва приучает нас к кротости, незлобию, терпению. Дай, Господи, нам если не любить врагов, то, по крайней мере, молиться о них и, сознавая свою глубокую немощь, прощать им.

У многих наших великих писателей встречается стремление к иной, лучшей жизни, но ищут они эту жизнь не там, где надо. Отсюда неудовлетворенность и тоска, выражаемая в их произведениях. Вот, например, Лермонтов. Томится он суетою и бесцельностью жизни и хочет взлететь горе́, но не может, – нет крыльев. Из его стихотворения «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» видно, что не понимал он настоящей молитвы. Пророк говорит: «И молитва его да будет в грех»64. Действительно, что выражает Лермонтов, о чем молится?

... Не о спасении,
Не с благодарностью иль покаянием...

Какая же это молитва? Человек вовсе не думает о своем спасении, не кается ни в чем и не благодарит Бога за Его благодеяния. Печальное состояние души! Сам поэт называет свою душу «пустынною». Вот эта пустынная душа его и дошла, наконец, до такого ослепления, что стала воспевать демона. Особо стоят два, действительно прекрасных по идее, стихотворения: «Ангел» и «В минуту жизни трудную». В последнем стихотворении выражается настоящая молитва, при которой «и верится, и плачется, и так легко, легко». Но эти проблески не осветили пустынную душу поэта, и он кончил жизнь свою таким ужасным образом, – был убит на дуэли.
* * * *
Один раз мой отмирский приятель спросил меня:

– Скажите, батюшка, отчего это у наших русских писателей сквозит такая грусть и неудовлетворенность в произведениях? Замечается это и у известных композиторов: Бетховена, Мендельсона, Мейербера... В музыке эта неудовлетворенность особенно ярко выражается.

– Оттого, что живут не той жизнью, которую предписывают Евангельские заповеди.
– Вы думаете? А слыхали ли вы известного кантора Варшавской еврейской синагоги, который получает 50 тысяч рублей в год?
– Да за что же так много?
– За чудный голос. Да вот я вам сейчас воспроизведу.

И завел граммофон. Боже, что это было за безпредельное отчаяние, мрак и ужас! Целый Ад в душе – состояние, вполне понятное для души отвергнутого Богом народа.

Апостол Павел говорит о евреях, что остаток их спасется, но евреи, не обратившиеся ко Христу, – будущие насельники Ада. Может ли у них быть истинная радость, когда они и здесь, на земле, находятся в мрачном подвале, какова их еврейская вера? Пение кантора навело на меня уныние.

Когда я возвращался домой, то услышал другого рода пение. То пел маленький любительский Церковный хор, а дирижировал им один почтамтский чиновник, человек глубоко верующий. Была ночь. Ярко светили звезды, в воздухе было тепло и тихо, и только легкий ветерок слегка колебал верхушки деревьев. И в этом затихшем воздухе вдруг разлились спокойные и умилительные звуки церковного пения. Пели Канон, не помню, какого гласа, но никогда еще эти напевы не казались мне столь пленительными. Действительно ли хорошо пели или мне только так показалось после полного отчаяния в пении варшавского кантора – не знаю, только я долго простоял, внимая пению.

=======================================================================================

Велика безмерно Премудрость Божия и необъятна человеческим разумом. Разум имеет хотя бы самый малый — всякий православный, соприкоснувшийся с Божественными умами облагодатствованных Праведников.

Но скуден, жалок и слеп всякий безбожный надменный ум, мнящий себя самодостаточным, не просвещенный благодатию. Он светит сам себе собственным мраком падшего Адама и потому слеп, как крот во всем.

Все беды человеческие от Безбожия, от греховной запятнанности и более того — от премерзкого хамского Богоборчества.
Без обращения души истинного и полного, без благочестия и правых дел не бывает у народа хорошей жизни на земле. А следовательно - ни мира, ни покоя, ни достатка, ни счастья.

Во всем творящемся вокруг беззаконии виноват не Путин, ни Шойгу, ни НАТО, ни инопланетяне, ни выдуманная карма, ни Украина, и даже не сатанисты Ленин со Сталиным. А виновато наше внутреннее безбожие и пустота. Не поклоняйся путивляне--эрефские "богу мира сего" — не наследуй мы проклятие СОВКОВ на себе за их дела - ничего этого не было бы и в помине.

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.