СУДЬБА АНАРХО-КОММУНИСТА

Мойше Шпиндлер бомбометатель

анархистские боевики Белостока. Мойше Шпиндлер - крайний справа. Слева направо: Герш Зильбер «Лондонский»; Ян Жмуйдик «Феликс Бентковский»;Беньямин Фридман, Моисей Шпиндлер.
анархистские боевики Белостока. Мойше Шпиндлер - крайний справа. Слева направо: Герш Зильбер «Лондонский»; Ян Жмуйдик «Феликс Бентковский»;Беньямин Фридман, Моисей Шпиндлер.

"Дом анархизма - еврейское гетто, еврейская черта оседлости, а воздух, которым он дышит, происходит из разгорающегося революционного пламени. Первым гнездом русского анархизма был Белосток. Он распространился только в черте оседлости, да и там лишь среди еврейского населения".
(Из ред. статьи газеты Бунда Folks-tsaytung)

В Белостоке (1 июня)... около 400 вооруженных мужчин, организованных в боевые отряды, успешно обороняли множество боковых улочек еврейского квартала.... Об этом эпизоде Литвак писал в бундовской Folks-tsaytung: Когда смерть ждет погромщика за каждой дверью, каждым окном..., он понимает, что погром - это война на которой ты можешь не только убивать, но и быть убитым. Это пугает хулиганов, пугает полицию, пугает солдат.

"То была борьба за сердца и умы каждого еврейского парня и девушки в каждом городе и местечке... Народ хотел видеть почки долгожданной весны, знаки открытия Шехины" (Шазар)

Из книги Йонатана Френкеля "Пророчество и Политика".

...1-го, 2-го и 3-го июня разыгрался мрачный белостокский погром; описывать его не буду, так как подробности его слишком хорошо всем известны из легальных газет и из дебатов, происходивших по поводу его в Государственной Думе. Многие после погрома называли Суражскую улицу и прилегающие к ней рабочие кварталы анархической крепостью, в которую хулиган не посмел проникнуть. Среди этих товарищей особенно выделялся своим мужеством только что вступивший в группу М. Шпиндлер.

Им же несколько времени спустя после погрома был убит топтун Эдуард Нежик. Выждав его у загородного театра, Шпиндлер на глазах у многочисленной публики стащил его за шиворот с конки, на которую тот успел сесть и всадил в него все заряды своего браунинга.
В июне при участии Шпиндлера была брошена бомба в начальника Охранного Отделения Ходоровского.
В сентябре Городовойчик вместе с другим товарищем убивают секретаря Охранного Отделения.
13-го ноября Городовойчик и Шпиндлер ранят шпиона. На следующий день их хотят арестовать. Зоркий Шпиндлер еще издали заметил грозящую опасность.
- Нас хотят арестовать.
- С каких пор ты стал таким пугливым?
- Солдаты направляются в нашу сторону. Бежим.
- Беги, если хочется. Пустые страхи.
Шпиндлер ускорил шаги и остановился у ближайшего переулка, чтобы посмотреть, что сталось с товарищем. Последний уже бежал, отстреливаясь от полицейских и солдат.
- В переулок! ? кричит он ему, в свою очередь открывая стрельбу по солдатам. Но с разбегу тот минует переулок и им приходится вести перестрелку в одиночку. ІІІпиндлеру и на этот раз удалось скрыться; но Городовойчик был взят. Всю дорогу до участка отбивался он от избивавших его городовых и часто восклицал: „Да здравствует анархия!" В участок тотчас приехал генерал-губернатор Богаевский.
- Как тебя зовут?
- Анархист-коммунист.
- Чем занимаешься?
- Бомбы делал. Одну на прошлой неделе для тебя приготовил, да видно уж товарищам придется за меня это дело кончить.

Шпиндлер счел эти слова своего погибшего друга завещанием для себя лично.
15-го ноября Городовойчика по приговору военно-полевого суда расстреляли. Перед казнью он обратился к солдатам с короткой речью, в которой выяснял им весь позор их роли палачей. Солдаты решились стрелять только после вторичной команды.
В январе 1907 г. был в дверях своего дома убит фабрикант Гендлер (в его квартиру была брошена бомба еще во время стачки нитярей). Об этом убийстве был выпущен печатный листок. Около того же времени Шпиндлер убивает несколько шпионов, для одного из которых на другой день после его смерти получилась из Петербурга медаль за усердие.
В начале марта Шпиндлер и Вассер, выполняя завещание казненного Городовойчика, бросают вместе бомбу в генерал-губернатора Богаевского. Бомба взорвалась, не причинив никому вреда. Около того же времени убит целый ряд городовых и шпионов.
В ночь на 16-ое марта полиция напала на квартиру, в которой находились Шпиндлер, Вассер и еще один товарищ. Этот последний, не имея при себе оружия, успел ретироваться во двор, откуда скрылся, разобрав крышу какого-то сарая. Остальные два отстреливались в течение шести часов (у них была всего одна бомба, которую они бросили в самом начале отпора). Последние пули они приберегли для самих себя. Тов. Вассеру удалось, однако, только тяжело ранить себя. По слухам, он умер в варшавской цитадели.

Из воспоминаний участника Белостокской группы анархистов

М. ШПИНДЛЕР
(Некролог)

Почти в самом начале деятельности минской группы в Минск приехал из Белостока Мойша Шпиндлер (Мойше Гроднер), член белостокской группы. Сильно проваленный в Белостоке, он больше не мог там оставаться. С первого же дня своего приезда он деятельно принялся за работу. Страшно преданный работе, он делал решительно все, что мог, и очень много сделал для процветания минской группы. Его работа отличалась удивительным разнообразием. Он доставал деньги, участвовал в экспроприации в банкирской конторе М. Г. Раппопорта, распространял листки на фабриках, улицах и биржах, развозил литературу, помогал в типографии, ездил за оружием, перевозил из другого города шрифт. И как террорист он проявил себя очень широко. Будучи в минской группе, он ездил вместе с Г. Зильбером и Н. Фридманом для покушения на начальство гродненской тюрьмы и вместе с Зильбером отбил арестованного при этом товарища, убив и ранив некоторых из конвоировавших его. 

Он часто ездил в Белосток и в каждый свой приезд убивал там шпиона, а по приезде назад, между прочими известиями, скромно передавал, что там убит шпион. В последний свой приезд он бросил бомбу в проезжавшего по улице ген.-губ. Богаевского, одного из организаторов белостокского погрома. Бомба взорвалась, но генерал-губернатор остался цел. 

Через несколько дней, когда ночью пришли к нему на квартиру с обыском, он дал отчаянный отпор, бросил бомбу в полицию, стрелял, пока у него были пули и, продержавшись довольно долго, последней пулей покончил с собой. Но это еще не все террористические акты, совершенные М. Шпиндлером. Будучи в Белостокской группе, он совершил еще целый ряд актов. Между прочими, он вскоре после белостокского погрома убил одного из коноводов его ? Нежика. Его террористические акты отличались большой смелостью и оканчивались счастливым исходом для самого Шпиндлера: всегда ему удавалось скрыться с места покушения. После его смерти типографией „Безвластие" был отпечатан для белостокской группы листок-некролог, посвященный его памяти.
До своего вступления в белостокскую группу М. Шпиндлер был профессиональным вором, за свою ловкость был очень уважаем в своей среде и назван „Золотой ручкой". Как только он, под влиянием идей анархизма, с которыми ознакомился, благодаря встрече с анархистами, проникся нашими убеждениями, тотчас же оставил свою профессию и вступил в белостокскую группу. Не зная никакого ремесла, он кое-как перебивался. Он не особенно разбирался в тонкостях нашей программы, но был зато одним из самых преданных, идеально честных товарищей не только в белостокской и минской группах, но и во всем нашем русском движении. Как личность - это был человек искренний, чистый и честный. Его имя может стоять наряду с именами Гелинкера, Стриги и Шерки и останется всегда самым светлым воспоминанием для товарищей из Белостокской и минской групп и для всех тех, кто его знал.

Анархистский Альманах 1909 г.

*   *   *   *   *

Читая этот материал надо хорошо понимать, что он написан чрезвычайно хвастливым евреем. как правило выпячивающим и похваляющимся еврейским мужеством и принижающим до самого дна противную сторону.

 


Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.