К вопросу о русских национальных цветах и о типе Государственного Знамени России


Как известно, в настоящее время особая правительственная Комиссия, под председательством Тов. Министра Юстиции Л. Н. Веревкина, работает по вопросу о наших национальных цветах. Вызвано было образование этой комиссии очевидно в виду существующего крупного разногласия в этом вопросе — в теории и практике. С одной стороны мы имеем Высочайше утвержденный Императором Александром II, в 1858 г., наш флаг из трех цветов — черного, желтого и белого, с другой стороны искони везде и всегда употребляется поныне, при всех торжествах и во все торжественные дни флаг других цветов — белого, синего и красного.

По слухам, комиссии поручено установить, путем исторических изысканий, какие же именно цвета должны составлять наш флаг и быть национальными. Кроме того, по тем же слухам, ей даны указания о желательности выработать также тип нашего Государственного знамени, которое, будучи раз создано, оставалось бы навсегда нашим знаменем, без переделки или возобновления его при каждом новом царствовании.

Причина такого указания, по видимому, кроется в том, что до сих пор обоснованного вполне типа Государственного знамени у нас не было, а, главное, оно не имело, в подробностях своих, историко-археологических оснований, каковые могли бы придать ему, кроме всего другого, и значение символического изображения истории образования Русского Государства.

Свернуть )

Прежде всего попробую установить, какой момент в нашей истории можно считать хотя бы приблизительно показывающим окончательное сформирование Российского государства и символизацию какового во всей его полноте можно было бы искать в цветах нашего флага, а затем уже перейду и к самим цветам.

Первый случай единения всей русской земли под одной властью был при Ярославле I и совершился в 1036 г., после смерти кн. Мстислава Храброго. При преемниках Ярослава Русь распадается на целый ряд отдельных княжеств и городов... и лишь в конце ХV в. снова начинает собираться воедино, уже под “высокую руку Московскую, при Иоанне III (1462—1505).

При нем пали одно за другим и Великое княжество Рязанское и Великое княжество Тверское — крупные соперники Москвы, и Новгород, и целый ряд простых удельных княжеств и Иоанн стал уже писаться в актах и чеканиться на монетах «Осподарь (или Государь) всея Руси». Однако единение при нем было далеко еще не полно. При сыне и преемнике его, Василии Иоанновиче, присоединена была к Москве, в 1510 г., последняя самостоятельная единица — Псков и тут же мы видим уже на некоторых грамотах и на монетах, чеканенных Василием для Пскова после 1510 г. в первый раз титуле “Царя и государя всея Руси”.

Однако титул этот не был еще окончательным, не был еще введен и утвержден с высоты престола. Лишь в 1547 г. Иоанн IV, приняв бразды правления в свои руки, объявил себя «Царем всея Руси» и стал чеканить этот титул на деньгах Московских, ставших отныне Всероссийскими. 

Этот момент — установление монетной регалии, как права и прерогативы за одной Москвой и титул «Царя всея Руси» и был вторым случаем официального признания единения Руси, начав собою окончательное его расширение, пока оно не достигло конца. Для полноты такого единения не хватало двух, уже упомянутых, исконных русских областей — Киева и Смолеиска, и мы видим, что титул наших государей остается все тот же «Царь всея Руси» в течение еще целых 117 лет.

В 1654 году Киев заявил о своем возвращении в общерусскую государственную семью и с июля 1654 года царския грамоты уже носят титул «Царя и великого князя всея Великия и Малые России Самодержца». Скоро затем и Белоруссия вернулась в праотеческое лоно и хотя Смоленскъ, центр её, возвратился лишь после Андрусовского мира 1667 г., тем не менее бывшая его земля стала опять вполне русскою с 1656 года и начиная с февраля этого года мы видим наконец полный титул наших государей «Царь и великий князь всея Великия и Малые и Белые России Самодержец» 

[См. напр. Акты Историч. т. IV; в Оружейной палате есть знамя п. Алексея Михайловича «Большою полка» 1762 г. т. е. 1654 г. уже с полным титулом (№ 4063).]. 

Таким образом 1656 год мы можем считать тем моментом, о котором было сказано выше, как характеризующим окончательное установление Русского государства на его древней основе.

Какие же цвета считаются у нас национальными и какие должны считаться таковыми?

В этом вопросе существует два течения. Одно из них признает русскими национальными цветами — черный, желтый и белый, флаг каковых цветов, как Государственный, был установлен Императором Александром II в 1858 г. и внесен в Полное Собрание Законов. В основание применения именно этих цветов положены цвета Российского герба — черного орла в золотом поле, взятого, как предполагают, Иоанном III из Византии и впервые примененного на печати Царя 1497 г., и белый цвет одеяния св. Георгия Победоносца, являющагося одним из древнейших покровителей Руси.

При этом, в доказательство значения черного цвета в России, как государственного, ссылаются на черное знамя Дмитрия Донского в Куликовской битве, на черный воск официальных печатей до времени образования Московского государства, на частный русский коммерческий флаг, учрежденный Петром I в 1693 г.

Второе течение считает нашими национальными цветами красный, синий и белый, опять основываясь главным образом, на установлении такого трехцветного флага Петром I в 1694 г., как морского, военного, каковым он оставался в течение 7 лет, когда, в 1700 г., Петром же, он был сделан специально морским-коммерческим. Как на второе основание это течение указывает на обычай вывешивать в торжественных случаях флаг именно этих цветов, несмотря на официальный характер черно-желто-белого флага, и поднимать его нашими представителями заграницей.

Рассмотрим теперь все эти цвета по отношению к истории русской жизни.

Черное знамя Донского не может считаться ни обычным, ни всероссийским — это было великокняжеское, местное, московское знамя. Рядом с Москвой тогда еще существовали не менее, если не более, сильные Великия княжества Рязанское и Тверское, — постоянные и сильные соперники Москвы, затем самостоятельные, крупные единицы, как Новгород и Псков, и целый ряд других великих и малых княжений, независимых от Москвы. Всей Руси тогда еще не было и знамя Донского выражать и представлять ее не могло.

 Другого случая черного знамени, которое могло бы считаться главнейшим, государственным, мы не знаем в нашей истории. Черный орел на золотом поле — знак не русский, не славянский, а заимствованный извне. В геральдике Двуглавый Орел в гербе всегда колебался среди трех цветов — черного, желтого (золото) и белого (серебро), из каковых и составлялась двуцветная, в большинстве случаев, комбинация.

Предпочтительным же цветом для орла был золотой. Таким образом черный орел на золотом поле не был постоянной комбинацией; нередко кроме того и поле было белое, т.-е. серебряное, так как золото и серебро являются благороднейшими металлами и в геральдике. 

Еще менее видим мы в истории русской жизни желтый цвет и то только, когда он символизирует золото. 

Единственный из цветов этого течения, который действительно на Руси был и, любимым и отличительным — б е л ы й, но при объяснении его от цвета одеяния св. Георгия Победоносца он не может быть принят. У св. Георгия ризы белые были общесвятительския, а не ему лично принадлежащия, и сам онь, хотя и был одним из наиболее чтимых святых на Руси, но стал одним из патронов её довольно поздно, — уже в Московском Государстве, тогда как белый цвет вообще издавна был в особом почете на Руси.

Таким образом, из всего сказанного, пока можно, мне кажется, сделать вывод, что комбинация черно-желто-белая не находит себе достаточно подтверждений в истории жизни и духа русского народа...

К совершенно иным результатам приводит рассмотрение комбинации цветов — красного, синего и белого.

Из этих цветов — красный, по истине, может назваться народным, русским цветом. С самого первого появления в истории наших предков и вплоть до наших дней, он всегда был наиболее любимым, наиболее характерным для Руси цветом. В языке он не только имеет целый ряд синонимов — чермный, червленый, червчатый и т. д., не только массу других оттенков, но еще обозначает и прекрасный, красивейший, торжественный, парадный. Стоит только вспомнить — красная девица, красное крыльцо, красный угол — под образами, красный звон — самый торжественный, в отличие от малинового — особо музыкального и др., чтобы видеть его особое значение в русском языке, созданное, конечно, особой любовью к нему. «Коль красна милость в время скръби». (Пан. Ант. XI в.), «Просвети очи мои, Христе Боже, и дал ми еси свет твой красный» (Поуч. Влад. Мон.) «Оумалеша красъная земли», т.-е. плоды (Гр. Нак. XI в.) и масса других подобных, доходящих до сравнения с солнцем, — солнцеобразная — «краснолица я», найдем мы в древней письменности.

В той же Палате есть и другое, уже подлинное знамя, имеющее первенствующее во всей русской истории значение, знамя чисто русское, народное, знамя кн. Д. М. Пожарского, под сенью которого он вел нижегородское ополчение на освобождение Москвы и всего царства русского от иноземного владычества. И оно тоже почти красное. Затем, два главнейших знамени царя Михаила Феодоровича, знамя первого стрелецкого полка и др. — все они красные или червчатые, или малиновые.

Синий цвет, с его разными оттенками — голубой, лазоревый и др., также имел большое распространение в древней Руси. Так, например, одеяние Спасителя, Божией Матери и многих особо чтимых священных и святых лиц, всегда сочеталось из синего и красного цветов — и Михаил Архангел, покровитель Киева, и св. Александр Невский, а часто и св. Георгий — почти всегда одеты в ризы этих двух цветов. Я уже не говорю о значении синего или голубого цвета, как цвета небесного — в области религиозной его и без того очень часто встречаем на первенствующем месте.

В обстановке жизни русского человека мы видим ценину — голубую или синюю поливу в кафлях, фаянсовых и фарфоровых сосудах и т. и. А ценина эта является специально русским характерным производством и цветом. В области другого специального русского производства, дорогого и изящного — финифти, мы видим преобладающий цвет синий. В последних раскопках в Киеве найдена была эта финифть и приспособления для её производства XI — ХИИ в.

В Малороссии же, в особенности в эпоху казачества и запорожцев, любимым и более важным цветом костюмов был синий — и жупаны, и казакины, и женския платья, запаски, керсеты, и девичьи плахты. Верх на казацких шапках также преимущественно был синий. Отголосок или пережис особого значения в южной России синего цвета мы видим в костюме и обмундировании Донских казаков. В общем, надо признать за синим цветом серьезное значение в истории русской жизни, находящее себе историческое объяснение.

О белом цвете говорить почти не приходится, настолько роль его очевидна в русской истории, в особенности в религиозной области. Являясь цветом „Духа Свята“, знаменуя собою святительския ризы, чистоту душевную и телесную, ангельский чин, он не мог не быть особым цветом на Руси в войне ли, или идя на казнь, или просто умирая, русские надевали не только все чистое, но именно белое. Причастницы — девушки шли к причастию в белом — Христовы невесты.

Особое значение при постройке церквей имел белый камень и не потому только, что он был довольно редок, но главным образом за его натуральный цвет. Кирпичные церкви белились обязательно и раскраска их — явление уже прозднейшее, занесенное опять таки извне. Шитье белым но белому было самое излюбленное и т. д. Этнографически мы видим белый цвет в мужских и женских костюмах в Белоруссии. Таким образом и этот цвет в истории Руси имеет особое значение.

Вспоминая роль красного, синего и белого цветов в истории русского народа, мы видим, что первый — красный, принадлежал преимущественно Великороссам, второй — синий — Малороссам и последний — белый — Белоруссам. Невольно напрашивается сопоставление с главнейшим, последним титулом Царей русских — „всея Великия и Малые и Белые России Самодержец“. 

А если вспомнить „откуду изыде русская земля“, то увидим, что первый центр её был Новгород, т.-е. Великороссия, второй — Киев. — Малороссия, и третий — Смоленск — Белоруссия, и на этих трех точках опоры и создалась руская земля, русское, т.-е. славяно-русское государство. Итак, эти три цвета, в порядке — красный, синий, белый, — расскажут нам всю нашу историю, покажут нам корень земли русской, её увенчанную вершину, её православие.

*   *   *   *

В.К. ТРУТОВСКИЙ. Къ вопросу о русскихъ національныхъ цвѣтахъ и О ТИПЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАМЕНИ РОССИИ. МОСКВА.Т -во «Печатня С. II. Яковлева». Петровка, Салтыковскій пер., д. Т — ва .N 9. 1911.


Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.