ВРЕДНЫ ЛИ ИЛИ БЛАГОДЕТЕЛЬНЫ РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО?

/Историк публицист Михаил Погодин, 1863г./


Слава, как луна, имеет свои фазы. Слава Петрова находится ныне в ущербе... Однако неугодно ли безусловным его обвинителям прогуляться по России? И в Архангельске, Воронеже, Кронштадте, Переяславле, Астрахани, Нарве, Азове, Дербенте, Полтаве — на всяком почти шагу в России бросятся им в глаза следы неутомимой Петровой деятельности...
* * * *
1. Первый мой тезис будет относиться к европейскому влиянию, которому, со времен Петра, подверглось все наше бытие, умственное и нравственное, душевное и телесное, которому все мы, волею и неволею, подчиняемся и от которого никто отрешиться не в силах.

«Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы везде не встретился с нами Петр, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье, все он - всюду, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!

Мы просыпаемся. Какой нынче день? 18 сент. 1863 г. (в первый раз напечатаны были эти слова 11 янв. 1841 г.). Петр Великий велел считать годы от Рождества Христова, Петр Великий велел считать месяцы от Января.

Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром I, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена с овец, которых развел он.

Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре I сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, церковный.

Приносят вам газеты — Петр Великий начал их издание.

Вам нужно искупить разные вещи — все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом; одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге.

За обедом, от соленых сельдей до картофеля, который Сенатским Указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, — все блюда будут говорить вам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости — это Ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.
Пойдем в Университет — первое светское училище учреждено Петром Великим.
Вы получаете чин — по табели о рангах Петра Великого.
Чин доставляет мне дворянство: так учредил Петр.
Мне надо подать жалобу: Петр Великий определил ей форму. Примут ее пред зерцалом Петра Великого. Рассудят по его генеральному регламенту.

Вы вздумаете путешествовать — по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо — Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и начал внушать к ней уважение и проч. и проч. и проч.

Место в системе европейских государств, управление, разделение, судопроизводство, права сословий, табель о рангах, войско, флот, подати, ревизии, рекрутские наборы, фабрики, заводы, гавани, каналы, дороги, почты, земледелие, лесоводство, скотоводство, рудокопство, садоводство, виноделие, торговля внутренняя и внешняя, одежда, наружность, аптеки, госпитали, лекарства, летосчисление, язык, печать, типографии, военные училища, академия — суть Памятники его неутомимой деятельности и его гения.

Он видел все, обо всем думал и приложил руку ко всему, всему дал движение, или направление, или саму жизнь. Что теперь ни думается между нами, ни говорится, ни делается, все, труднее или легче, далее или ближе, повторяю, может быть доведено до Петра Великого. У него ключ или замок».

Как потомки Адамовы рождаются, нося в существе своем следствия первородного греха, так точно все мы, русские, от рождения своего подвергаемся влиянию Петровой реформы. И должны мы стараться, удержав из неё дельное и доброе, присоединять к тому все годное из народной жизни, старой, средней и новой, сколько в ней того сохранилось, — и идти вперед.

Сим оканчиваю я первый мой тезис о неизбежном присутствии в образованных русских людях европейской стихии и о безполезности осуждать Петрову реформу, разве в науке.
---------------------------------------------------------
2-ой. мой тезис будет относиться к невозможности, в коей Россия находилась, уклониться от европейского влияния.

«Россия есть часть Европы, составляет с нею одно географическое целое и, следовательно, по физической необходимости должна разделять судьбу ее и участвовать в ее движении, как планета повинуется законам своей Солнечной системы.
Может ли планета перескочить из одной сферы в другую?
Может ли Россия оторваться от Европы?
Волею и неволею она должна была подвергнуться влиянию Европы, когда концентрические круги западного образования, распространяясь безпрестанно далее и далее, приблизились к ней и начали ее захватывать.
Пусть называют это образование чумой, — но для такой чумы, самой тонкой, самой быстрой, упругой, не существует никаких застав, никаких карантинов, никаких таможен, никаких преград. Эфир все проницающий зло, пожалуй, необходимое, неизбежное!

Можем ли мы теперь отказаться от употребления машин, железных дорог? Не можем, даже потому только, что живем в Европе. Не можем — пары принесутся сами, и повезут нас по Волге, по Днепру, по Черному морю, будут ткать нам сукно, тянуть бумагу; железные дороги придут сами и лягут по нашим гатям, как прежде пришли и установились типографские станки, как прежде пришли и грянули пушки.
Ежели австрийцы будут поспевать из Вены до Варшавы в день, то как же нам ехать туда неделю?

Точно так же прежде Петра Великого мы не могли отказаться от пороха, от огнестрельного оружия: иначе были бы побиты на первом сражении, и нас бы не стало».
---------------------------------------------------------------------
3. Вообще всегда и все народы в мире подвергались влиянию один другого: в древности греки — влиянию египтян, римляне — влиянию греков, хотя Катон Старший проклинал их образование, а в новом мире вся римская и германская Европа подчинилась Риму, потом все преклонились перед христианством. Таков Закон истории для всех государств. Мы. великороссы, пришли позднее всех и, как младшие братья, понесли сугубое и трегубое иго: норманны, греки, монголы, немецкие и прочие выходцы, родоначальники наших дворянских фамилий, действовали последовательно на Россию до Петра.

Для тучной русской почвы нужно европейское семя, и вот необходимость, законность Петра I !

Напрасно будут говорить, как и было уже говорено, что европейское образование могли б мы заимствовать тихо, мирно, постепенно, добровольно. Напрасно, потому что тот же Новгород, испокон века находившийся в твердых отношениях с норманнами, самым европейским племенем VIII, IX и X веков, потом с немцами, поселившимися у него под боком, и, наконец, с Ганзою, все-таки остался при своем, ни взад, ни вперед. Значит, старое или хоть устарелое дикое мясо нужно было прижечь ляписом.

Раскольники представляют, по моему мнению, другое разительное доказательство, что одного древнего русского элемента мало для развития жизни, в европейском значении этого слова. Раскольники остались при своем, не подверглись европейскому Петрову влиянию, приняли в себя еще новую силу, значительную силу гонения, — что же они представили даже в своей религиозной сфере, в коей вращаются преимущественно? Ничего. Они ушли назад, а не вперед,
---------------------------------------------------------

4. Четвертому своему тезису я дам следующую форму: древней России необходима была реформа, обновление, преобразование, во что бы то ни стало.

Машина ее совершенно обветшала: рассмотрите тогдашнее общество, разберите все его элементы, все составные части — и вы согласитесь, что в прежнем положении оставаться было нельзя.
Внимательно рассматривая состояние России в конце XVIII века, видим совершенное расстройство, как пред норманнами, пред монголами, пред временем Иоанна III, — болезнь к дальнейшему росту.
Нам требовалось новое издание, требовалась реформа. Застарелые язвы точили внутренность, огонь распространялся по всем оконечностям, и ей нужен был сильный, ловкий, смелый оператор, — указать на другого, вместо Петра I, едва ли кто решится!
-------------------------------------------------
5-ый тезис: реформа началась в России задолго до Петра Великого, чего никак не хотят понять многие противники Петра, сваливая на него всю вину за Преобразования.

Реформа началась с Церкви в лице патр. Никона. Явилась и национальная, если не органическая, то, по крайней мере, физическая оппозиция, ставшая за старину безусловную, — раскольники.

Как поступлено с раскольниками в царствование добродушного и кроткого Царя Алексея Михайловича, всем известно.

Не миновал кары в свою очередь и благонамеренный реформатор патриарх Никон.

Петр I, скажем мимоходом, пощадил патриарха Адриана и уже по его кончине, ударив кортиком по столу, воскликнул: вот вам патриарх! А отец его, добрый Царь Алексей Михайлович, заставил свергнуть и осудить живого патриарха в ссылку. В каком действии было больше насилия?
Реформа эта представляет великое явление, которое у нас не оценено еще достаточно.
---------------------------------------------------------
6. В конце XVII столетия внешние отношения России к соседним государствам, Польше, Швеции и Турции, сделались слишком страшными, так что жизнь Отечества, политическое существование подвергались реальной опасности.
Если незадолго до Петра Польша думала овладеть Россией и имела уже в своих руках Москву, если шведы мечтали взять себе Новгород и шведский принц готовился быть Русским Государем, то чего бы должно было ожидать нам от Карла XII?
Петр сделался не только основателем русской европейской державы, но и спасителем древней.
Петр спас древнюю Россию, вот мой шестой тезис.
---------------------------------------------------------

7. Для спасения ее необходима была европейская реформа. Выбора не было. Это седьмой тезис.
Петр преобразовал войско и обучил оное на европейский манер. Что же? Разве это было не необходимо? Ему надо было сражаться с европейскими врагами, со шведами, пруссаками, поляками или немцами, следовательно, их оружием, их приемами, их тактикой и стратегией: на ружье с обухом идти нельзя.
Вопрос о преобразовании войска при Петре тесно связан с вопросом о безопасности и самобытности России. Решусь сказать даже вот что: если бы не было прежде Петра I, мог ли бы Александр I бороться с Наполеоном и его 12-ю языками?
И начало этому Преобразованию положено было гораздо прежде, чуть ли не со времен Царя Бориса Годунова, которому служило уже много иностранцев, и служило с успехом, что продолжалось при Самозванце, при Царях Михаиле Ф. и Алексее Михайловиче.

Учреждение флотов имело также свою необходимость, овладев приморскими берегами или думая овладеть ими, чтобы не подвергаться безпрерывной опасности внезапного нападения, надо было позаботиться о средствах и мерах удержать их за собою, защитить, то есть должно было основать гавани, настроить кораблей, выучиться мореплаванию: выписать мастеров, послать путешественников в чужие края.

Для войска, для флота нужны оружие, амуниция: станут ли осуждать Петра, что он заботился об учреждении фабрик и мануфактур, вызывал мастеров и давал им жалованье, должен был поощрять торговлю?

Итак, вопрос наш о преобразовании или принятии западного элемента получает теперь совсем иную форму, вот какую: могло ли необходимое столкновение, сближение России с Европой произойти иначе? Нельзя ли было взять в руки этот меч, обоюдоострый, осторожнее, ловчее, искуснее Петра Великого? Кто осмелится отвечать на такой вопрос? кто скажет: можно? Не знаю! По крайней мере, не я.

Не думаю я, чтобы кто-нибудь сказал еще, что вам не нужны были берега и Петр Первый должен был оставить их за шведами, поляками, турками: в таком случае вопрос о самом политическом существовании России подвергся бы сомнению, о существовании, без коего нельзя бы было теперь и рассуждать о действиях Петровых.
-----------------------------------------------------
10. Петр употреблял насилие, вводя свои Преобразования, и передал эту систему основанному им Петербургу.

Это совершенно справедливо. Нет слов, которыми бы можно осудить достойно такую систему, но она была в порядке человеческих и государственных вещей. Жалобы на Петербург я могу найти, выраженные почти одинаковыми словами (не странно ли это?) на Москву, в старых Летописях сколько угодно. Прочие древние города так жаловались на Москву в ее время, как в петербургский период стали жаловаться на Петербург.
Насилие при Петре только что продолжалось, а не началось. Это десятый тезис. Он только что приложил эту систему пошире, подальше и посильнее, соответственно целям, при множестве своих дел и предприятий.

Да она и везде была одинакова, естественная система, необходимая ступень в развитии государств. Перескочить ее было нельзя
(В сокращении)
-------------------------------------------------------
Впервые: «Русский вестник». 1863. Т. 46. № 7—8. С. 373—406.
Опубл.: Петр Первый и органическое национальное развитие. М.: Универс. Тип. (Катков и К°), 1863.


Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.