Американские инженеры не верили...

писали с восторгом совецкие газеты, перечисляя одну победу за другой

31 января 1932 года запущена (или как говорят ломенщики "задута") первая доменная печь Магнитогорского металлургического комбината.

Американские инженеры не могли поверить, что в такой короткий срок возможно построить промышленный гигант. И когда их приглашали в 1929 году для консультаций по строительству, главная реакция была – глубочайшее изумление перед тем, что делают жители новой советской страны.

Как создавался металлургический завод:

Май 1925 – проектирование Магнитогорского завода.

Ноябрь 1926 – утверждение места стройки у горы Магнитная.

Декабрь 1928 – утвержден проект завода.

Март 1929 – масштабное строительство, к июню подведена железнодорожная ветка.

1930 год – время немыслимых рекордов:
заложена первая доменная печь,
за 74 дня построили плотину, обеспечивающую завод водой,
создавались помещения цехов.

1931 год – рекорды продолжаются:
строятся доменный, мартеновский и прокатный цехи,
вводится в строй электростанция,
запущен цех огнеупоров,
коксовая батарея.

31 января 1932 года Магнитка стала настоящим металлургическим заводом – задули первую домну и уже 1 февраля был получен первый чугун.

Первоначально окончание строительства было намечено к 1 января 1934 года. При этом работы осуществлялись во многом вручную, в крайне тяжелых условиях. В период строительства комбинат получил имя Генерального секретаря ЦК ВКП(б) Иосифа Сталина, и был национальной стройкой.
В августе 1934 года был введен в действие первый сортовой прокатный стан «500».

В годы Великой Отечественной войны комбинат, первоначально ориентированный на выпуск «гражданских» сортов металла, освоил выпуск броневой стали, а также прокатку броневого листа. В конце 1942 года вступила в строй домна № 5, крупнейшая в СССР.

После окончания войны комбинат продолжал непрерывно развиваться. Строились новые доменные и мартеновские печи, коксовые батареи, прокатные цеха, совершенствовались технологии. Был освоен выпуск луженой жести, тончайшей холоднокатаной листовой стали, углеродистой ленты.

К середине 1970-х годов годовой объем производства достигал 15 миллионов тонн стали и 12 миллионов тонн готового проката.

В 1982 году был построен и пущен в эксплуатацию цех углеродистой ленты.

Только представьте, 30-е годы, на Урале возводится гигант и гордость советской передовой металлургии - Магнитогорский Металлургический комбинат. Темпами миру неведомыми...

Его строители живут в бараках и землянках (в лучшем случае) или в обыкновенных брезентовых палатках. Без воды. Без канализации. Без электричества. Без газа. Практически без денег - многие рабочие-первостроители приехали не по своей воле, это были ссыльные, бывшие кулаки, интеллигенция, мелкие буржуа.

Условия труда и жизни практически нечеловеческие. Интересно бы знать, сколько в таких условиях продержалась бы современная молодёжь, привыкшая двумя пальцами водить по экрану смартфонасидя в неге и в тепле?

И рядом с комбинатом, между трёх холмов, которые как бы стыдливо закрывают место от лишних взглядов и ненужных вопросов, находился он... тот самый, подлинный, самый что ни на есть коммунистический посёлок.

Где живут, радуются жизни, имеют всё, что захотят и трудятся на благо советского государства 300 человек. Особенных человек! Не простых. 

У них был свет, газ, вода, канализация, центральное отопление и жили они в шикарных, даже по современным меркам 21 века, в двухэтажных коттеджах с большой придомовой территорией, ухоженными газонами, яркими цветниками, отсыпанными галькой дорожками.

Об этом коммунальном рае без хлопот и забот почти никто из строителей легендарной Магнитки не знал и мало кто знает до сих пор.

Кто же эти 300 счастливчиков? Для которых создали идеальные условия, которые трудились себе по мере сил, без особого напряжения, энергозатрат и жертв, хотя им и платили не какими то там рублями, не продуктовыми карточками, не грубым, с добавлением отрубей, хлебом. Им платили в валюте, а получали они положенный им оклад золотом.

ЧИСТЫМ ЗОЛОТОМ!

Это американские и немецкие специалисты - сотрудники двух крупных корпорация Demag (Германия) и Arthur McKee (США). Каждый из них в месяц получал (в среднем) десятилетний!!! оклад рядового строителя Магнитки.

Посёлок Берёзки (Американский городок) располагался в 7-ми километрах от мега-стройки и представлял собой коттеджный посёлок, спроектированный и построенный по всем правилам комфорта капиталистического общества. Широкая улица, пешеходные дорожки, низенькие заборчики, уличное освещение, детская площадка, теннисный корт, который зимой превращали в каток. За прилегающей к коттеджам территорией ухаживали садовники.

Поскольку земля в уральской степи не особо плодородна, для организации садов у новеньких американских коттеджей привезли жирный чернозём с территории Башкирии. Чтоб, значится, у них все было в полном порядке и без вопросов. 

Двухэтажные дома 10*12 м. были построены из кирпича, покрыты металлом, застеклены двойным стеклопакетом. На первом этаже имели санузел, кухню, кабинет, столовую, большой холл, кладовую, закрытую летнюю веранду. На втором этаже располагался второй санузел, гардеробная, три спальни, открытый балкон для утреннего и вечернего чаепития.

По воспоминаниям американских специалистов, этот район был как две капли похож на посёлок Маунт-Вернон в штате Нью-Йорк.

После того, как советчики дождались запуска большей части оборудования на ММК, ими был разорван контракт с американцами, иностранные спецы были вынуждены покинуть "островок коммунизма" и разъехаться по домам.

С этого момента Березки стали посёлком для партийной элиты. Но свои американские корни не утратил. Номенклатурщики после окончания рабочего дня, в тёплые летние деньки любили ходить под руку с жёнами по тенистой улице, заходить друг другу в гости. Один из жителей посёлка писал: Тут была совсем другая атмосфера, чем в Кировском районе. Всё напоминало дух самодовольства, царящий на Парк-авеню или на Золотом побережье Чикаго"

Так в Магнитогорске в 1930-е годы появился островок настоящего взаправдашнего коммунизма, где каждый отдавал по способностям, а получал по потребностям.

Со временем поселок без обновления пришел в негодность. 

Элитная недвижимость, хоть и выглядящая как гнилая отрыжка капитализма, была одно время заселена руководством Металлургического комбината, партийными сотрудниками. В несколько коттеджей, по соседству с особо равными товарищами, поселили парочку ударно трудящихся работников - стахановцев. Некоторый из них позже плавно переселились приблизительно поближе к Воркуте...

Городок запустел и обветшал...вонь и дымогон от Комбината давал себя знать. 

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.