Арх. ПАВЕЛ (ЛЕДНЕВ) Прусский о невеждах обрядоверцах

взявших на себя роль законоучителей и судей Вселенской Церкви Христовой


Пришедший православный:

Мы живём с именуемыми старообрядцами совокупно; потому и решился я прийти к Вам и просить – дать мне сокращённое наставление о именуемом старообрядчестве, но такое, из которого я мог бы получить надлежащее понятие о происхождении и сущности лжеучений, ради которых старообрядцы отлучаются от Церкви, и которое вразумило бы меня, как следует смотреть на их противные Православию учения.

Арх. Павел:
Желание Ваше благо; насколько вразумит Бог (потому что без Его помощи ни слово, ни дело не совершается) постараюсь, как Вы желаете, объяснить Вам в общих чертах причины и сущность тех ошибок, или заблуждений, которые привели старообрядцев к пагубному отделению от Церкви и удерживают в таком отделении; а в чём будет недостаточно моё слово, в том прошу быть ко мне снисходительным.

Пришедший: Сделайте милость, сколько Вам возможно, удовлетворите моё желание.

Арх. Павел:
Первым шагом, или первой причиной ко впадению в ошибки и лжеучения служило для именуемых старообрядцев их невнимание наставлению богоглаголивого Апостола:

«Братия мои! не многие делайтесь Учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению» (Иак.3:1).

Они, в противность сему Апостольскому повелению, не только что самовольно берут на себя сан учительства, но и мнят, что будто бы только они и имеют у себя ключи разумения, только они будто бы и обладают знанием Учения и Законов Церковных. Это надменное о себе мнение и привело предков старообрядческих к неправому разумению разных предметов веры и Учения Церковного, а потом, при их грубости, подвигло произнести недарованный им суд над Церковью: это же и нынешних старообрядцев держит в отдалении от Церкви.. Подобные им люди были во время св. Григория Богослова, и вот что писал о них св. Григорий Богослов (в Слове 3, в котором он оправдывает удаление своё в Понт), говоря от их лица:

«И мы... прежде, чем острижём у себя первые волосы и оставим детский лепет, прежде нежели войдём во дворы Божии, узнаем наименование Священных книг, научимся распознавать письмена и писателей Ветхого и Нового Завета (прежде нежели омоем душевную нечистоту и гнусность, коими покрыл нас грех), если только затвердим два, или три слова о благочестии, и то понаслышке, а не из книги... мы уже и мудры в собственных глазах, и учителями стали и высоки в Божественном, сами себя посвящаем в небесные, желаем зватися от человек: учителю!

Но если обратясь к кому из них, спокойно и в логическом порядке спросим так: Скажи мне, дивный муж, ты почитаешь за что-нибудь пляску и игру на свирели (т.е. за что- нибудь искусственное)?

Ответят: Конечно, почитаю. А также почитаешь за что-нибудь мудрость, и быть мудрым, т.е., как бы полагать, иметь ведение о божественном и человеческом? И в сем уступят нам (т.е. сознаются, что почитают). Что же назовешь лучшим и высшим? Пляска ли и игра выше мудрости, или мудрость несравненно выше сих искусств?

Но для пляски и игры свирели есть науки и им учатся, и на то нужны время, непрерывные труды и усилия, иногда надобно тратить деньги приискивать людей, которые бы объяснили науку...

А Божественная мудрость о спасении, которая всё превосходит и заключает в себе все блага в совокупности?... Уже ли почтём для себя столь легким и незатруднительным делом, что всякому стоит только захотеть, и будешь мудрым? Большое невежество так думать! Но если мы... начнём говорить с ними таким образом, чтобы понемногу рассеять их заблуждение: то всё сие будет то же, что сеять на камне, или говорить в уши глухому.

Так мало в них мудрости даже на то, чтобы сознать своё невежество.

И мне кажется, прилично сказать о них Соломоново слово:
«Есть зло, которое видел я под солнцем: человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него». (Еккл.10:5, Притч.26:12).

Если какой недуг, то сей именно достоин слёз и рыдания, и я неоднократно жалел о сем, очень зная, что тщеславие бывает для людей величайшим препятствием к добродетели. А уврачевать и остановить болезнь могут разве Пётр и Павел – великие Ученики Христовы, которые, со властию управлять словом и делом, получили дар благодати, и были всем для всех, да всех приобрящут.

(Творения св. Григория Богослова в русск. перев. т. 1, стр. 46–48).
* * * *

Прочитавши это пришедшему, я сказал: Св. Григорий Богослов, желая лучше вразумить людей ненаученных, но хотящих быть законоучителями, в объяснение того, как неразумно и дерзостно поступают они, без научения принимая на себя это звание, дерзая толковать Божественные Писания - изречения Духа, представляет пример людей искусных в игре и пляске, которые для своего искусства необходимо требуют научения. Ибо если и для того, чтобы плясать хорошо, нужно прилежно и старательно учиться, то кольми паче необходимо Учение, дабы понимать слово Божие. И чтобы правильно разуметь слово Божие, т.е. св. Писание, для этого, по учению Св. Отца, недостаточно даже и знать св. Писание, но не вполне, только что-нибудь, какую-либо часть его, а необходимо тщательно изучить все божественное Писание.

Хотящему устроить часы, дабы они шли правильно, или другую какую-либо машину привести в порядок, чтобы она действовала, как требует её назначение, нужно для этого знать не часть только искусства в устроении часов, или машин: недостаточно, например, уметь устроить какое-либо одно колесо, или один зубчик, да и тот несоразмерно прочим, который в целом не только не будет потребен, по своей несоразмерности, но и может все прочее благоустроенной останавливать; напротив нужно знать весь ход часов, или машины, и уметь устроить и пустить их безпрепятственно.

Если мастер чего-нибудь одного не знает, т.е., если один зубчик, или какую-нибудь малейшую часть устроит несогласно размеру прочих, хотя бы она сама по себе и хорошо была устроена, такой мастер составить часов и пустить в ход н е м о ж е т.

Эту мысль выражает и св. Григорий Богослов в приложении к людям, не изучившим слова Божия во всей его целости, но дерзающим толковать оное. От их лица Св. Отец говорит: «Если только затвердим два, или три слова о благочестии, и то понаслышке, не из книги, мы уже и мудры и высоки в божественном, первые из книжников и законников, сами себя посвящаем в небесные»!

И паки: «Если как ни попало заучили два, или три речения из Писания, и то не в связи и без должного разумения.... и надобно уже высокоумствовать»! Значит, по словам св. Отца, должно изучить всё Священное Писание и в общей его связи, как устройство и ход часов, или другой какой-либо машины, чтобы разуметь и толковать его правильно, и чтобы выступать в звании Учителя.

Теперь вы, любезный мой собеседник, содержа в памяти приведенные мною слова св. Григория Богослова, присмотритесь на окружающую вас среду старообрядцев, – не сбываются ли на них вполне эти слова св. Отца?

— Каждый из них, мало нечто узнавши из Учения веры, прочитав об одном каком-либо предмете, который еще не может и понять как следует, о котором и не ведает, что его нужно к целому, или общему приложить, тем паче не ведает, как приложить, и не только не зная всего этого, но и не слыхав об этом, – сам себя посвящает уже в Учители народные и говорит: Вот я знаю то и то!

Но это еще только начало – потом он делается и Законодателем, высокомерно говорит о других: это не так делают, а это надо вот как! Потом поставляет себя и судиёю, высказывает приговор суда за неисполнение того, чтоб ПО ЕГО РАЗУМЕНИЮ надо бы сделать так, а не иначе. И дерзает высказывать приговор свой не на отдельные личности, а на всю Вселенскую Церковь Христову!

Сверх сего необходимо помнить, что если бы кто был и достаточно начитан в Писании и хорошо понимал оное, и тогда не может положиться только на самого себя и на свой собственный разум, или на указания каких-нибудь других, по его мнению, начитанных частных людей, потому что каждый человек может не понять того или другого в слове Божием, или понять ПРЕВРАТНО.

Мы должны в наших недоумениях требовать наставления от Церкви Божией (от св. Отцов) и свои понятия проверять её Учением.

Церковь Божия, по Учению Апостольскому, «есть столп и утверждение истины» (Тим.1,) Потому в её Учении мы не должны иметь никакого сомнения.

А дерзость людей, надеющихся только на свой разум и хотящих присвоить себе ведение Писаний и Учительство, св. Вселенский Шестой Собор Правилом 64 смиряет, законополагая так:

«Мирской человек да не учит, не вси бо пророцы, ниже убо вси апостолы».

В Великом же Катихизисе, на листе 21, это дерзостное восхищение учительского звания поставляется одним из признаков еретичества.

В ответ на вопрос: «Почему познавати еретики?» – в числе прочих признаков ересей указано и сие:
«Аще непризванные входят в чин учительства». И признак сей указан на основании слов Апостола Павла в послании к Римлянам: «Како проповедят, аще не послани будут» (Рим.10:15, зач. 104).

Это самочинное восхищение Учительства было и есть у именуемых старообрядцев первый шаг ко всем их заблуждениям. Оно лишило их помощи вразумления от Соборной Апостольской Церкви, которая имеет установленное Богом учительство под охранением Св. Духа и в которой если бы пребыли, как в надёжном пристанище, были бы безопасны от уклонения к неправым учениям.

По Учению Церкви - душу русского человека составляет не его греховное порочное, слепотствующее  "я", а живительная церковная вера Христова ("отвергнись себя и возьми свой крест").

Посему главный совет всех настоящих духовников на Руси был один: перестать распоряжаться самовластно самим собой — то есть нЕ давать опоры Врагу в самом себе — перестать судить, мерить и думать от своего «я». Центр жизни — Спаситель и Его Учение.

Но для современного верующего человека - это идеал практически невозможный и мало представимый. Ибо мы с детства глубоко погружены сами в себя, в свое греховное самовластие, своеумие и исполнение своих желаний, похотей и страстей. Пороки застили нам ум. И завладели сердцем. Мы как бы в кандалах и во вражьих цепях.

Это то то состояние и почитается нами за свободу...

*   *   *   *

…Как тиф неизбежен для того, кто пьёт зараженную тифозными бациллами воду, так и война неизбежна для того, кто, отступив от Бога, питается неугодными Ему мыслями, чувствами и делами и навлекает на себя заразу войны. Пока люди своими мыслями, чувствами и делами воюют против Бога – напрасны их мечты о мире. Вопреки желанию людей война должна возникнуть там, где посеяны её семена… 

--«Нечестивым же нет мира, говорит Господь» (Ис. 48:22).

Отрывки из книги святителя Николая Сербского «Война и Библия»:

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.