КАК РПЦЗ СОЗДАЛИ В РФ ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ КАТАКОМБЫ

“Архиепископ” Лазарь (Журбенко) и Катакомбная церковь


Довольно видную роль в насаждении в России самозванных лжекатакомб сыграл архиеп. РПЦЗ Леонтий (Филиппович). В 1962 г. из России с ним связался через Афон некто Фёдор Иосифович Журбенко, который имел среди нелегальных ИПХ самую отвратительную репутацию.
В начале 1950-х гг. Ф. И. Журбенко в течение нескольких лет отбывал срок заключения в советских Концлагерях, в которых тогда же находилось множество “катакомбников”. Среди них осталось немало свидетелей того, как Фёдор Журбенко, тогда еще молодой человек, добровольно предавался содомскому греху настолько, что даже не особенно заботился скрывать своё крайнее развращение. Впоследствии об этом стало известно всей тайной Катакомбной церкви. Пробыв некоторое время после Лагерного режима в медицинском специзоляторе, Ф. Журбенко досрочно освободился
с диагнозом: “Шизофрения параноидальной формы сексуального уклона (педерастия)”.

Федя Журбенко — еп. Лазарь. Разоритель Катакомб
Федя Журбенко — еп. Лазарь. Разоритель Катакомб

Однако подобное прошлое не помешало ему проникнуть в ИПЦ (с помощью РПЦЗ) с целью получения там священнического сана, а в перспективе даже епископского. Первоначально Федя Журбенко попытался примкнуть к “катакомбному” архиеп. Антонию (Голынскому-Михайловскому), вик. Брянской епархии, и был арестован вместе с ним в 1950 г. по одному делу. Уже тогда Журбенко обвиняли в массовых арестах паствы вл. Антония. Как минимум трижды он в видах саноискательства обращался к архиеп. Антонию, но тот трижды отказывал ему в рукоположении.

Вл. Антоний Голынский — М.
Вл. Антоний Голынский — М.

Тогда он стал домогаться хиротонии от иных “катакомбных” иерархов. Еп. Серафим (Поздеев) принял его, но в ту же ночь выгнал со скандалом, изобличив его в тайном содомском грехе. Отказался встретиться с Журбенко и еп. Феодосий (Бахметьев). И тогда-то Ф. И. Журбенко, как гласит его собственная версия, связался с архиеп. Леонтием Чилийским, обратившись к нему за советом, как быть.

При этом он ввёл в заблуждение архиеп. Леонтия, написав ему, что канонических Епископов в Катакомбной церкви якобы больше не осталось и получить священнический сан неоткуда.
Вопреки предсмертному Завещанию первоиерарха РПЦЗ митр. Анастасия, заповедавшего не иметь с “сергианскими” лжеепископами не только молитвенного, но и простого бытового общения, еп. Леонтий, веривший в благодатность Советских "иерархов", в ответ благословил Фёдору отправиться к тому самому еписк. МП Вениамину (Новицкому), занимавшему в это время в МП Иркутскую кафедру, от которого сам ранее получил архиерейскую хиротонию, и принять иерейский сан из его рук. Таким образом Ф. И. Журбенко сделался “священником Феодором”.

Вл. Серафим Поздеев
Вл. Серафим Поздеев

Прослужив около двух лет в офиц. МП, он вскоре скрылся и перешёл как бы на нелегальное положение. А позже стал выдавать себя за “канонического”, “катакомбного” пастыря и ему удалось обольстить и ввести в заблуждение немалое количество доверчивых людей. Для многих из них “окормление” Журбенко закончилось весьма трагически: впавшие в сети "самозванца" и провокатора один за другим отправлялись в заключение, даже не подозревая, что виновником их несчастья является их “пастырь”. О служении его в то время один из бывших клириков архиеп. Антония (Голынского) вспоминал:
“Когда КГБ заставало его вместе с народом, он выходил и показывал документы, после чего КГБ говорило: «Это наш человек». Но когда КГБ заставало наших людей и священников, то их сажали в тюрьмы и Лагеря”.
С тех пор, благодаря своей злокозненной деятельности, Ф. И. Журбенко имеет прозвище “разорителя” или “могильщика катакомб”.

Сам Журбенко очень умело натягивал на себя тогу овцы. В частности, будучи осведомителем КГБ, он ловко изображал свою “гонимость”, но делалось это с целью погубить неосмотрительных и неопытных христиан. Чтобы укрепить в их глазах “каноничность” своей псевдо-хиротонии, Журбенко неоднократно обращался в РПЦЗ и в дальнейшем.
Уже после смерти в 1976 г. архиеп. Антония (Голынского) ему каким-то образом удалось примкнуть к рукоположенным этим иерархом клирикам (тогда он выступал уже в качестве “иеромонаха Лазаря”). От лица тринадцати иеромонахов и игуменов, и одного священника, ставленников вл. Антония, Лазарь обратился с Посланием в Синод РПЦЗ с просьбой принять его и всех означенных клириков в молитвенное общение ввиду якобы полного оскудения канонической “катакомбной” иерархии.

Это прошение зарубежными епископами было удовлетворено особым постановлением от 24 ноября/7 декабря 1977 г. Впоследствии Лазарь отверг этих священнослужителей как неканонических. В конце 1980 г. он обратился с новым прошением за границу принять его в число клириков Западно-Европейской епархии РПЦЗ.

еп. Феодосий (Бахметьев)
еп. Феодосий (Бахметьев)

Архиеп. РПЦЗ Женевский Антоний (Бартошевич - еврей и либерал) принял его под свой омофор, заочно возведя его в “архимандрита”. Особенно рекомендовал архиеп. Антонию Женевскому архим. Лазаря как “гонимого священника Катакомбной церкви” патриархийный клирик о. Димитрий Дудко, через которого Лазарь поддерживал связь с заграницей. В конце концов “архимандриту” Лазарю удалось добиться от иерархов Русской Зарубежной Церкви и епископского звания. Но прежде, чем это произошло, он с успехом оклеветал перед ними всех “катакомбных” епископов, кого знал, обвинив их в неканоничности (незаконности и самозванстве) и выдавая только себя чуть ли не за единственного кандидата в “канонические” епископы ИПЦ.

Архиереи РПЦЗ не имели достаточно информации об истинном положении вещей в Российской Катакомбной Церкви (и верили на слово без проверки). Этим и воспользовался внедряемый Лазарь.

Однако связь с зарубежным Архиерейским Синодом постоянно поддерживали пастыри ИПЦ. По некоторым данным, приблизительно в феврале 1981 г. за разъяснениями относительно личности Лазаря (Журбенко) к ним обращался секретарь канцелярии Синода РПЦЗ еп. Григорий (Граббе). Ему был составлен подробный ответ с указанием причин не вхождения в общение с Лазарем и другими лжекатакомбны ми группами. Это послужило к тому, что Архиерейский Синод РПЦЗ отверг кандидатуру Лазаря и утвердил одним из кандидатов в епископы “иосифлянского” протоиерея о. Михаила Рождественского из С.-Петербурга.
Однако архиеп. Антоний (Бартошевич), подогреваемый сторонниками Лазаря в СССР, повёл свою самостоятельную политику. В 1982 г. по его протекции с еп. Марком Берлинским был тайно рукоположен во епископа игумен Варнава (Прокофьев).

Еп. Варнава был снабжён всеми необходимыми документами и отправлен в СССР под видом туриста с целью рукоположить для ИПЦ архиерея. еп. Варнава единолично хиротонисал Лазаря Журбенко во епископа Тамбовского и Моршанского, причем хиротония происходила на квартире “сергианина” о. Димитрия Дудко.
Так как это было сделано без благословения Архиерейского Синода и первоиерарха митр. Филарета, который вместе с другими пятью синодальными архиереями особенно протестовал против хиротонии Лазаря, вплоть до конца 80-х гг. последний не был официально признан в своём достоинстве РПЦЗ. И только весной 1990 г., во время первого посещения Синода РПЦЗ, из-за боязни назревающего скандала Архиерейский Синод принял наконец епископа Лазаря в общение.

Правдоподобным ли было мнение Лазаря о том, что в начале 1960-х гг. уже не оставалось ни одного канонического архиерея ИПЦ? Такое утверждение не имеет под собой твёрдого основания.
В начале 60-х гг. еще здравствовали некоторые “катакомбные” епископы старого поставления. На страницах журнала “Православная Русь” (1991, № 5) Лазарь позже сам заявил, что последним каноническим архиереем Катакомбной церкви являлся умерший 16.05.1963 г. еп. Варнава (Беляев) Васильсурский, поставленный еще в 1920 г. “А о том, остался ли после его смерти кто-либо из подлинного епископства, – заключил Лазарь, – ничего не известно”. Но ни с еп. Варнавой, ни с другими иерархами ИПЦ Лазарь никогда лично не встречался, так как они всячески избегали любых контактов с ним.
Однако даже те “катакомбные” архиереи, о которых Лазарь знал, но умалчивал о них. Ни один из них не имел “сергианского” происхождения (хиротонии) в отличие от Лазаря.
Из них известны, как минимум, трое: еп. Серафим (Поздеев), (†3.05.1971), хиротонисанный тайно в Москве патр. Тихоном (вероятно, при участии других епископов); уже упоминавшийся выше архиеп. Антоний (Голынский-Михайловский), вик. Брянской епархии (†31.03.1976), рукоположенный в 1923 г. в Орле епископами Вассианом (Пятницким), Агафангелом (Садковским) и Ювеналием (Масловским); и еп. Феодосий (Бахметьев) Пинский (†28.3.1986), поставленный в пещерах Киево-Печерской Лавры схиархиепископом Антонием (кн. Абашидзе), архиеп. Пантелеймоном (Рудыком) и епископами Илией и Макарием.

Впоследствии Лазарь изменил свою точку зрения, заявив на Архиерейском Совещании российских епископов РПЦЗ, проходившем 12-13 янв. 1997 г. в Киеве, что все трое иерархов были на самом деле законными.
----------------------------------
С. В. Крыжановский
РУССКАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ЦЕРКОВЬ
НА СТЕЗЯХ ОТСТУПНИЧЕСТВА
//Апостасия в РПЦЗ и исповеднический путь Катакомбной церкви
2-е исправленное издание//

ИПЦ перед Крестным ходом "на Горе"
ИПЦ перед Крестным ходом "на Горе"

Комментариев нет

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Технологии Blogger.